Тема по самообразованию.
Сенсорное развитие детей младшего возраста.
Воспитатель: Газарян М. С.
МБОУ ЦО № 18
Учебный корпус «Росток»
г. Тула
2016 г.
Актуальность.
В условиях реализации ФГОС ДО одной из актуальных задач – это обеспечить наиболее полное, всестороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
Познавательная активность ребенка младшего возраста
выражается в развитии восприятия и осмысленной предметной деятельности.
Поэтому сенсорное развитие является важным условием для полноценного воспитания и развития детей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме,
цвете, величине, положении в пространстве и служит основой познания окружающего мира.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающую действительность.
Цель работы:
создать условия для сенсорного развития детей в ходе предметно - игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов ( цвете, величине, форме, количестве );
совершенствовать слуховые, зрительные и тактильные восприятия детей для познания окружающего мира;
раскрыть влияние сенсорного развития на развитие речи и обогащения словаря.
Задачи:
Создание и обогащение предметно – пространственной развивающей среды;
Привлечение родителей к активному сотрудничеству с воспитателем в вопросе сенсорного развития детей.
Этапы работы.
Первый этап.
1.Изучение методической литературы.
2. Создание предметно – пространственной развивающей среды.
3. Составление плана работы.
4. Организация игрового материала.
5. Составление плана работы с родителями.
Второй этап
Реализация плана работы по сенсорному развитию.
Игры детей в совместной деятельности с воспитателем.
Самостоятельные игры детей в игровых зонах.
Третий этап.
Проведение родительского собрания.
Создание картотеки игр.
Публикация материала из личного опыта в педагогическом интернет – сообществе.
Перспективный план по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Цели и задачи дидактических игр.
Образовательные:
упражнять детей в умении называть и различать цвета;
формировать умение группировать, чередовать предметы по цвету,
по величине, по форме;
закреплять знания геометрических фигур (круг, куб)
закреплять понятия «один - много, большой - маленький, вверх-вниз.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук;
мышление, воображение, внимание, творчество.
Воспитательные:
воспитывать усидчивость, аккуратность.
Сентябрь.
Д.и «Запомни свой цвет»
Д.и «Бусы для мамы»
Пальчиковая игра «Очки»
Д.и «Грибы на поляне»
Н.и «Теремок»
«Кто разбудил Аленку»
«Сложи пирамиду» - конструирование.
Октябрь.
П.и «Такой листок лети ко мне»
Д.и « Подбери пару»
«Занимательный куб»
Д.и «Цветы на поляне»
«Выложи дом из палочек»- конструирование из палочек.
Пальчиковая игра «Флажок»
«Звонко хлопают ладошки» словесная игра.
Ноябрь.
Д.и «Что за форма»
С р / игра «Собери куклу на прогулку»
Д.и «Укрась бабочку»
« Найди лишний кубик»
«Подбери чашки к блюдцам»
Н.и «Геометрическая мозаика»
« Башня» - конструирование из мелкого строителя.
«Зайка, мишка и лиса – вот какие чудеса»
Декабрь.
Д.и «Почини одежду зайчатам»
Д.и «Елочка»
«Веселая поляна» - конструирование
П.и «Собери большие мячи»
«Игры с бельевыми прищепками»
Н.и «Укрась елку шарами»
« Комочки из салфеток»
«Угадай, кто идет»
Январь.
Д.и «Сложи узор»
П.и «Кто под елочкой сидит?»
«Шнуровка»
Н.и «Кто где живет»
«Выложи по образцу»
« Узор из веревочки по образцу»
Пальчиковая игра «Лодка»
Февраль.
П.и «Найди фигуру»
Д.и «Найди такое же кольцо»
«Занимательный круг»
П.и «Ищи свой домик»
Д.и «Разноцветные ленточки»
Д.и «Подбери серединку к цветку»
Аппликация « Открытка для папы»
Ножками топ – топ, ладошками хлоп – хлоп» словесная игра.
Март.
Н.и «Рыбки большие и маленькие»
Д.и «Цвет и форма»
Д.и «Чудесный мешочек»
«Мозаика»
«Вкладыши»
«Геометрическая шкатулка»
Открытка для мамы из комочков «Веточка мимозы»
«Узнай птичку по голосу» словесная игра.
Апрель.
«Разберем – соберем» - конструирование
П.и «Прыг – скок»
Д.и «Что лежит в мешочке»
П.и «Разноцветные мячи»
Н.и « Собери круги по цвету»
«В лесу» словесная игра.
Пальчиковая игра «Дождик, дождик веселей…»
«Весной в лесу»
Май.
П.и « Спрячь мишку»
Д.и «Волшебная дорожка»
«Окраска воды» экспериментирование
Д.и «Подбери по форме»
Н.и «Выложи по образцу»
Настольная игра «Пазлы»
Пальчиковая игра «Водичка – водичка…»
В зависимости от развития ребенка задания или осложнялись, или облегчались.
Для достижения хорошего результата была организована работа с родителями.
Родительское собрание. Тема «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Презентация «Родителям о ФГОС Д О»
Консультация на тему «Пальчиковая гимнастика»
Семинар для родителей «Игрушки для развития моторики рук».
Круглый стол «Делимся опытом». Выставка методической литературы и дидактических игр.
День открытых дверей. Тема « Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей детей».
Итог.
В результате планомерной и систематической работы по сенсорному развитию у детей появился интерес к окружающему миру, повысилась познавательная способность, способность выполнять действия с раздаточным материалом, обогатился словарный запас детей.