СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Сергей Есенин - то не просто имя,России стихотворная душа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы  в 9 классе коррекционной школы, посвященный 120-летию со дня рождения С.А.Есенина. В конспекте даны биографические данные поэта, его стихи, включены песни на стихи Есенина.

Просмотр содержимого документа
«" Сергей Есенин - то не просто имя,России стихотворная душа"»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 11»



Конспект урока чтения

Тема: «Сергей Есенин – то не просто имя, - России стихотворная душа»

9 класс

Подготовила: учитель русского языка

и литературы Т.А. Головатая













р.п. Ванино 2015 год

Цель урока: закреплять литературные знания обучающихся о жизни и творчестве Сергея Есенина; заинтересовать противоречивой личностью поэта; увлечь поэтическим творчеством Есенина; обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, любовь к Родине, природе.


Задачи:

  1. Коррекционно-обучающие:

  • вспомнить стихи Сергея Есенина;

  • показать соединение поэзии и музыки в стихах С. Есенина.

  1. Коррекционно-развивающие:

  • содействовать развитию устной и связной речи, внимания, мышления;

  • вырабатывать навыки выразительного чтения.

  1. Коррекционно-воспитательные:

  • способствовать воспитанию чувства прекрасного;

  • прививать любовь к Родине, родной природе, поэзии.


Тип урока: комбинированный урок-обобщение.


Вид занятия: урок с использованием мультимедийных презентаций, музыкального оформления (песни на стихи Сергея Есенина).


Используемые методы обучения: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.


Краткий план урока:

  1. Орг. момент.

  2. Переход к восприятию темы урока.

  3. Объявление темы урока.

  4. Подготовка к восприятию материала урока.

  5. Работа по теме урока.

  6. Итоги урока (рефлексия, домашнее задание).


Оснащение урока:

  1. Использование компьютерного класса.

  2. Компьютерные презентации «Жизнь и творчество Сергея Есенина», «Песни на стихи Сергея Есенина».

  3. Интерактивная приставка (доска).

  4. Стенд, посвященный Сергею Есенину (портрет поэта, рисунки обучающихся к стихотворениям автора).

  5. Выставка книг, посвященных Сергею Есенину, сборники стихов поэта.


Музыкальное оформление:

  1. Компьютерная презентация «Песни на стихи Сергея Есенина»:

  • «Клен ты мой опавший…»;

  • «Не жалею, не зову, не плачу…»;

  • «Письмо матери»;

  • «Отговорила роща золотая…»;

  • «Над окошком месяц…».

  1. «Славянская колокольная».

  2. Ференц Лист. «Венгерская рапсодия 2».

  3. Е. Мартынов. «У Есенина день рождения».


Словарь:

Поэзия, лирика.


Ход урока.


Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль.


И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин – то не просто имя, -

России стихотворная душа

(Звучит песня «У Есенина день рождения»)


Учитель:

- Не случайно мы начали наш урок этим стихотворением. Ведь встреча с творчеством этого поэта – всегда большой праздник. И сегодня мы её посвящаем замечательному русскому поэту Сергею Есенину.

В этом году 3 октября русскому поэту Сергею Есенину исполняется 120 лет.

Две даты: 3 октября 1895 года – 28 октября 1925 года. Первая – дата рождения, вторая – смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», - признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал – это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – о России.

(Выходит чтец, читает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная …»)


Есенин – такая звучная фамилия. Она созвучна со словами «есень», «ясень», «осень». Говорят, что мотивы тоски, увядания осени не случайны в творчестве Есенина, что они определены его фамилией.

«Фамилия моя древнерусская» – Есенин. Если перевести её на сегодняшний язык и выискивать корень, то это будет – осень.

«Осень! Осень! Я кровью люблю это слово», писал поэт.


Тема нашего урока «Сергей Есенин – то не просто имя, – России стихотворная душа»


Почему так говорят? Действительно ли это так? На эти вопросы мы должны будем попытаться ответить.

Мы вспомним то, что уже вы знаете о нём, вспомним его замечательные стихотворения, познакомимся с новыми и может быть, вы сможете сделать для себя новые открытия, откроете для себя нового, своего Есенина.

При подготовке к уроку вы много читали много стихотворений. А что же вы узнали о самом поэте?


Ученик.

21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове Кузьминской волости Рязанской губернии в семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын Сергей. Село расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани.


Учитель.

О, край разливов грозных

И тихих вешних сил,

Здесь по заре и звёздам

Я в школу проходил.


Это была школа любви к отчему краю, к людям, ко всему живому в мире


Ученик.

Серёжа был ещё небольшим мальчиком, когда родители уехали на заработки в Москву. С двухлетнего возраста мальчик воспитывался в доме Титовых – бабушки и деда со стороны матери.


Учитель.

– Впоследствии он писал:

Ждут на крылечке там бабка и дед

Резвого внука подсолнечных лет.

Строен и бел, как берёзка, их внук

С мёдом волосьев и бархатом рук.

Ученик.

В семье жили ещё 3 дедовских сына – Серёжины дядья. Именно они в три с половиной года посадили мальчика на лошадь и пустили в галоп. Они учили Серёжу плавать, бросая его в воду с лодки на самой середине реки. Плавать он научился рано и вспоминал потом, как вместо охотничьей собаки плавал за подстреленными дядьками утками. Умел хорошо лазить по деревьям. Среди мальчишек был всегда лидером, драчуном и всегда ходил в синяках и царапинах


Учитель.

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.


И навстречу встревоженной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего, я споткнулся о камень.

Это к завтрему все заживет»


За озорство и драки бабушка ругала Сергея, а дед говорил: «Ты его не тронь, он так будет крепче».

Бабушка очень любила внука. Она учила Сергея молитвам, рассказывала сказки. Ей впоследствии он посвятил стихотворение «Бабушкины сказки».

(Звучат стихотворения – «По лесу леший кричит на сову» и «Бабушкины сказки»)


Ученик.

В 1904 году Серёжа Есенин, когда исполнилось 9 лет, начал ходить в школу. На уроках всегда отвечал хорошо, особенно когда читал наизусть стихи. Школу окончил похвальным листом и был отправлен в церковно-учительскую школу. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Сергей мечтал о литературе. Ведь стих сочинять он начал лет с девяти.


Учитель.

Решив стать поэтом и связать свою жизнь с литературой, Сергей уехал в Москву. Здесь он нашёл место корректора в типографии. (Корректор – проверяет текст будущей книг или статьи, чтобы не было ошибок). Он много читает, знакомится с произведениями русских и зарубежных поэтов. Чтобы продолжить образование, он в 1913 году поступает в народный университет Шанявского.

Немного позднее в начале 1914 года в детских журналах «Мирок» и «Проталинке» впервые появились стихи Есенина.

Творчество Есенина разнообразно. С ним вы впервые встретились ещё, в начальной школе. Слушали его стихи, читали их. О чём были эти стихи? (о природе). Сколько теплоты, добра, любви в этих строках. А стихотворение «Берёза» – это первое стихотворение, напечатанное в 1914 года в журнале «Мирок».

Берёза – символ русской красоты. И не только. Она символ России, родного края. Есенин очень любил свою родину, свой край.

(Звучат стихотворения «Береза», «Черемуха»)


Вся жизнь Есенина посвящена поэзии. О родине, о природе, обо всем живом он писал с большой любовью и нежностью

(Стихи – «Пороша», «Нивы сжаты рощи голы…»)


Учитель.

Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово…И «роса», и «сила», и «синее что то». Это им сказано: «Нет поэта без родины».

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску

(Стихотворение «Спит ковыль»)


Ученик.

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине», – говорил сам поэт. Родина – это не только страна, в которой он жил, это и «рязанские просторы», и родимый дом.

Есенин – человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он небогато, но когда вышли первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много денег, что даже заплакал. И что, думаете, он сделал? Он сразу же отправился за покупками для жителей своего села. Что же он купил?


Ученик.

В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 вёдер, в другой много цветастого ситца и мужских пиджаков, хотя он даже и не представлял, сколько теперь мужиков и баб в его родном селе. Им были куплены также керосиновые лампы и керосин. Лавочник предложил бочку керосина бесплатно, потому что узнал поэта. Когда Есенин собрался ехать, выяснилось, что все деньги потрачены: ему не на что было везти такой груз подарков, и пришлось занимать денег на билет.

Такая любовь к родному краю не могла не отразиться в его творчестве.

(Стихотворение и песня «Над окошком месяц…»)


Учитель.

Есенин очень скучал по родному краю. Ему очень хотелось вернуться туда, где прошло его детство, где остались близкие и дорогие ему люди. Часто в своих стихотворениях он использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы передать свою любовь, (поднималась красна зорюшка; понагнулась, как старушка; улыбнулись сонные берёзки; сторона ль моя сторонка; моя старушка)

О чём ещё писал Сергей Есенин?


Ученик.

Стихи. обращенные к матери!...Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах особую нежность и неизбывчивость сыновнего чувства к матери.

(Стихи – «Снежная замять дробится и колется…», «Письмо матери». Песня)


Ученик.

Есенин очень скучал по родному краю. Ему очень хотелось вернуться туда, где прошло его детство, где остались близкие и дорогие ему люди. Отсюда стихи, обращенные и к матери, и к деду, и к сестре Шуре.

(Стихи – «Я красивых таких не видел…», «Ах как много на свете кошек…»)


Учитель.

Многие воспринимали поэта как легкомысленного юношу. А этот юноша так тонко чувствовал чужую боль.

Поэзия Есенина разнообразна.

Любовь к женщине – это ещё одна тема творчества поэта. Она навсегда останется украшением нашей поэзии рядом со стихами Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.

(Стихи – «Шагане ты моя, Шагане…», «Сукин сын», отрывок из поэмы «Анна Снегина», «Не бродить, не мять в кустах багряной лебеды», «Заметался пожар голубой». Звучит песня «Не жалей, не зову, не плачу…»)


С неизменной нежностью поэт рассказывает о «братьях наших меньших» …

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил…

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Рвал цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность. В стихах о животных, Есенин признается: «Для зверей приятель я хороший», «Каждый стих мой душу зверя лечит»

(Стихотворение «Песнь о собаке», «Собаке Кочалова»)



Ученик.

Немного из истории создания этого стихотворения: (Качалов – народный артист). Однажды к нему пришли друзья и С. Есенин. Он шёл домой после спектакля. Поднимаясь по лестнице, он услышал радостный лай Джима. Собаке было 4 месяца. Качалов вошёл и увидел Есенина и Джима. Они уже познакомились и сидели на диване, прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джина за шею, в другой держал лапу и приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой...». А вскоре он пришёл снова (Качалова не было дома). На голове у него был цилиндр. Он объяснил, что надел его для парада, что пришёл к Джиму с визитом и специально ему написанными стихами. Но, так как, акт вручения стихов Джиму требует присутствия хозяина, то он придёт в другой раз.


Учитель.

Есенин был связан с русской природой, с деревней, с народом. Поэтому, естественно, что народное творчество повлияло на творчество поэта.

Вся поэзия Есенина кажется естественной, как будто она льётся из самого сердца. Как песнь простая. А песни русские Сергей Есенин очень любил. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Любил её – грустную, задорную, старинную, современную. Понимал её, чувствовал как-то по-особенному, по-своему. Наверно, поэтому на стихи Есенина создано более 300 вокальных произведений. Это и оперы, и романсы, и песни.

Романс «Клен ты мой опавший».


Жизнь Сергея Есенина была короткой (всего 30 лет), но, несмотря на это, она была очень яркой и многогранной. В ней были и весёлость, и доброта, и беспечность, и дерзкая удаль. Никогда он не был одинок. К нему тянулись люди, и он отвечал им и был счастлив, когда мог или хотел ответить, помочь.

Жизнь его трагически оборвалась в ночь на 28 декабря 1925 года. Рядом с его телом был найден листок с последним его стихотворением.

(Звучит стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья»)


31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. Траурный картеж направился к памятнику Пушкина. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!

Да кто ж так до сердца проймет?

Да кто же плакать так заставит?

Да кто ж так Русь свою поймет

И сгоряча бел свет оставит?

Уже водица мерзнет в сенях.

Опять октябрь…

Грусть деревень…

Вспахали зябь…

Сергеев день…

Хоть годы – счастливы, быстры

Есенин…

Это имя в сердце носим,

В помин его летят листы

Со всех берез русоволосых!

Заплакав, гуси даль пронзают.

Звенит осинник в синь дождей.

И в честь его себя сжигают

Рябины по России всей.

(Песня «Отговорила роща золотая»)


Учитель.

Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: «Все мы яблони и вишни одного сада все от дерева». Наверное, поэтому его стихотворения столь человечны. Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт кровь вечно живой поэзии.


Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатер

А в поле василек хрустально-синий

Ведет с ромашкой звонкий разговор.


Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль.


И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин – то не просто имя, -

России стихотворная душа

(Звучит песня «У Есенина день рождения»)


Учитель.

Вот и подходит к концу наша встреча с замечательным русским поэтом Сергеем Александровичем Есениным. Так почему же поэзию Сергея Есенина называли стихотворной душой России? Как вы думаете, что воспитало Есенина как поэта? Каковы главные мотивы в его творчестве? Чем вас привлекают стихи Есенина? От чего же зависит тематическое разнообразие его поэзии? – от богатств внутреннего мира, от связи с народной культурой, от характера поэта. А еще от способности любить. Любить природу, животных, родину, близких и родных людей. Ибо любовь – созидательная сила, почва, из которой человек черпает силы для своих деяний.


Спасибо, ребята, за вашу прекрасную работу на уроке. Я вами довольна! Вы – молодцы!

И в качестве домашнего задания попробуйте найти еще песни на стихи Сергея Есенина.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!