План-конспект урока по истории Казахстана (8 класс) по теме: «Наука и научные изучения Казахстана в XIX – начале XX вв.»
Цель урока: изучить роль русских, немецких, английских, французских ученых – исследователей, внесших вклад в историю и этнографию края в XIX – начале XX вв.
Задачи:
1. Обучающая: в ходе знакомства с представителями русской, зарубежной и казахской интеллигенции, которые занимались исследованием истории, этнографии и культуры Казахстана, основываясь на результатах их работы, показать значение этих исследований для казахского народа;
2. Развивающая: систематизируя представления учащихся на основе прочитанного материала. Развивать наблюдательность, стремление к науке и образованию, умение аргументировать ответы;
3. Воспитательная: воспитывать стремление к научным познаниям и самообразованию.
План урока:
Роль российских ученых в изучении Казахстана.
Русские писатели и поэты о Казахстане.
Участие политических ссыльных в изучении Казахстана.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, технологические карты..
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Организационный момент.
- приветствие учащихся;
- проверка их явки и готовности к уроку;
- положительный настрой на работу на уроке.
Здравствуйте, ребята. Садитесь, улыбнитесь своему соседу справа и слева. Пожелайте друг другу только положительных эмоций на сегодняшний урок.
Разминка
(Проверка ОУУН)
«Угадай дату».
Исторический диктант( взаимооценивание , взаимопроверка)
Учащиеся видят на мониторе даты и называют соответствующие события.
ответы на мониторе
-Скажите ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? Учащиеся дают краткие комментарии по прошедшему уроку.
Вопросы
1.Как вы думаете, почему Российская империя была заинтересована в недопущении казахов к получению среднего и высшего образования?
2. Как вы считаете, почему новометодные школы не получили широкого распространения в Казахстане?
3.Что на ваш взгляд, задерживало процесс массового охвата кочевников обучением?
4.Предположите, что было бы если образование в 19 – нач. 20 вв. в Казахстане не получило ни какого развития?
5.Скажите, пожалуйста, какие видные казахские деятели закончили высшие учебные заведения в крупных городах Российской империи?
6.В чем различие образования начала 19 в. и начала 20 в.?
Раздается бланк для самооценивание по разработанным критериям (приложение№1).
Актуализация и мотивация учебной деятельности вызов к теме
Сегодня ребята мы с вами приступаем к изучению развития науки и научного изучения Казахстана в XIX – начале XX вв. но прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте, ребята, определим, чем мы будем заниматься на уроке сегодня? Учащиеся дают свои версии, из которых выбираются самые лучшие и которые вместе с учителем корректируются и заносятся в тетради и записываются на доске.
Деление на группы
Осмысление.
Чтобы более подробно узнать обо всех деятелях, кто внес огромный вклад в изучение Казахстана, о том какие труды они оставили, вам в группах необходимо изучить текст параграфа 45, также текст дополнительной литературы, сайты сети интернет отобрать важную информацию, подготовить кластер и защитить его.
Задание.
1 группа – Роль российских ученых в изучении Казахстана.
2 группа – Русские писатели и поэты о Казахстане.
3 группа – образованные представители казахского общества.
Учениками заполняется таблица
ученые | Какую деятельность вёл |
| |
Закрепление
Творческие задание на закрепление темы.
Ну а теперь ребята вам необходимо проверить себя, насколько вы усвоили материал, полученный на сегодняшнем уроке.
Ваше выполненное задание должен оценить ваш товарищ, по группе сидящий справа от вас.
Задание №1. Соотнесите
Задание №2. Допишите нужную дату
Задание №3. Решите исторические примеры
Задание №1. Соотнесите.
Понятие | | Определение |
1.А.И. Левшин | 1.Записал один из вариантов казахского эпоса «Козы Корпеш и Баян Сулу» |
2.А.И. Доброслыслов | 2.«Область Сибирских киргизов» |
3.М.М. Красовский | 3.«Тургайская область. Исторический очерк» |
4.А.С. Пушкин | 4.«Описание киргиз-кайсацких орд и степей» |
5.В.И. Даль | 5.Написал повесть «Бикей и Мауляна» |
Задание №2. Допишите нужную дату
__________– Т.Г. Шевченко отбывал ссылку в Казахстане
__________ опубликование работы русского офицера С.Б.Броневского
3. __________ - создание Оренбургской ученой архивной комиссии.
4.___________- М.С.Бабажанов был избран членом Русского географического общества и удостоен большой серебряной медали.
Задание №3. Решите исторические примеры
1. 1833 г. + Уральск =
5. 4000 + пословицы и поговорки =
2. «Гереке» + 1915 г. =
Ответы:
Задание №1.
1 – 4
2 – 3
3 – 2
4 – 1
5 – 5
Задание №2.
с 1847-1857 гг.
1830 –
1887г.
1862 г.
Задание №3
А.С. Пушкин путешествовал в Уральск
собрал А.А. Диваев
3.торжественно отметили 80 – летний юбилей ГН. Потанину
-выполняют творческие задания;
-оценивают работы друг друга.
Взаимооценивание выставление оценок
1-2 ошибки оценка «5»
3-4 ошибки оценка «4»
5 ошибок оценка «3»
Более 5 ошибок оценка 2
Рефлексия
«Незаконченное предложение»: высказать о сегодняшнем уроке одним предложением:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание
Д/З.: параграф 44 читать и пересказывать.
Приложение №1.
Критерии -
1.выдержан регламент -5 б.
2.творческий подход к оформлению – 5 б.
3.использование дополнительной литературы - 5 б.
4. сплоченность – 5 б.
Наибольшее количество баллов 20 б.
Группа | Критерий 1 | Критерий 2 | Критерий 3 | Критерий 4 |
| балл | балл | балл | балл |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |