Урок повторения в 8б классе
Тема : казахско-джунгарские войны
Цели урока:
-сформировать у учащихся знания о причинах, масштабах, характере, последствиях джунгарского нашествия, причинах побед джунгар и поражения казахов;
-способствовать воспитанию у учащихся уважения к героической борьбе казахского народа против джунгарских захватчиков, воспитывать любовь к родине, высокую гражданственность и патриотизм;
-продолжить работу над развитием навыков самостоятельной работы, оценки исторических событий, анализа содержания учебного материала, работы с исторической картой, обобщать, делать выводы
Тип урока: повторения и обобщения
Ход урока:
I.Организационный момент
Взаимные приветствия
Деление на группы с помощью тематических карт.
озвучивание целей урока и формы работы на различных этапах урока.
определяется система оценивания.
Заполнить таблицу( индивидуальная работа)
дата | событие | причины | результат |
1643г | Орбулакская битва | Нападение джунгар | Победа хана Жангира |
1710г | 1 курултай(Каракумы) | Вторжения джунгарских войск | Создание народного ополчения(Абулхаир) |
1718г | Сражение у р. Аягуз | Вторжения джунгарских войск | Поражение казахских войск |
1723-1727гг. | «Годы Великого бедствия» | Нашествие джунгар | Захват терр. Старшего жуза, массовые откочевки, гибель около 2/3 населения |
1728г | Битва на р.Буланты ( калмак кырылган) | Отражение нашествия джунгар | Полная победа ополчения, укрепление морального духа |
1730г | Анракайская битва | Отражение нашествия джунгар | Полный разгром захватчиков( место стонов и рыданий врага) |
3. Рассмотрите фотографии ханов, батыров, лидеров восстаний, просветителей Казахстана. Установите соответствие между фотографиями, именами изображенных на них лиц и кто есть кто.






№ | Фамилия | Кем был |
1 | Абулхаир | Выдающийся ученый-энциклопедист |
2 | Абылай | Бий Ұлы жуза |
3 | Айтеке | Бий Орта жуза |
4 | Аль-Фараби | Бий Кiшi жуза |
5 | Богембай | Батыр, герой казахско-джунгарских битв |
6 | Уалиханов Шокан | Хан Младшего жуза, инициатор принятия Российского подданства |
7 | Казыбек | Хан, при жизни причисленный к лику святых |
8 | Кунанбаев Абай | Выдающийся ученый-путешественник |
9 | Толе | Основатель казахской письменной литературы |
1.________________________
2.________________________
3.________________________
4.________________________
5.________________________
6.________________________
7.________________________
8.________________________
9.________________________
3. проблемное задание.
Почему в один исторический период , при участии одних и тех же исторических личностей мы наблюдаем столь различные результаты?
Предполагаемый ответ
Главной причиной можно считать разобщенность казахских жузов и отсутствие единства в руководстве Казахского ханства.
Исторический диктант
Монархическое государство во главе с императором( империя)
Собрание кочевой знати для принятия важных государственных решений.(курултай)
Титул правителя Джунгарского ханства.(хунтайши)
Массовая гибель скота в результате природно-климатических катаклизмов.(джут)
Инструментальная пьеса на музыкальных инструментах.(кюй)
Поэт-импровизатор.(акын)
-
Выкуп за убийство.(кун)
Форма насильственного возмещения убытков, допускаемая казахским правом. Обычно осуществлялась в форме угона лошадей.(барымта)
3 обязательных качества бия.(глубокие познания в области права, красноречие, безупречная репутация
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:
Документ №1 «Обстановка в казахском ханстве»
И.Есенберлин «Кочевники» том 2 с.6, 11
«Страна казахов была похожа на освежеванную жертву, приготовленную к кокпару- древнему празднику козлодрания.Враги с разных сторон уже готовились к этой кровавой игре. Джунгары уже приготовили 70-тысячную армию, боевую конницу. Во много раз больше могла выставить воинов казахаская степь, но общего войска не было.»
Работа с документом №1 из книги «Кочевники» том 2
«Обстановка в Казахском ханстве»
вопросы:
1.Какие процессы проходили в казахском государстве накануне нашествия?
2.Какие слабые стороны были у казахов, которые мешали успешной борьбе с джунгарами?
1723г-джунгары начинается агрессия Джунгарского ханства
Документ №2 «Вторжение джунгар» И.Есенберлин «Кочевники» том 2 с.11-12
«Тактика волчьей стаи, готовящейся к охоте на оленей, всегда была присуща войнам, к которым готовился контайчи Сыбан Раптан…
Вторжение должно было идти с востока 2 крыльями. Одно крыло- через горы Каратау и поймы рек Чу и Талас. Другое- в район реки Чирчик. Для этого войско джунгар разделено на 7 частей, и каждая выполняла свое дело. Одни должны были пугать жертву, другие- гнать в сторону засады, третьи- загнать до изнеможения, четвертые – впиться в горло…70-тысячных отрядов под общим командованием заняли позиции на границе казахских земель у истоков реки, на склонах гор. И время для нашествия выбрано самое удобное- весна…в это время казахские скотоводы проводят кастрацию коней- двухлеток, и половина табунов в течении 2 недель не в состоянии передвигаться на большие расстояния. Трудно передвигаться и овечьим отарам с только что родившимися ягнятами. К тому же вздуваются после половодья многочисленные степные реки, которые не могут служить серьезной преградой для боевой конницы, но препятствуют перегону мирных стад.»
работа с документом №2 «Вторжение джунгар»
вопросы:
1.Какую тактику использовали джунгары?
2.В чем сущность этой тактики?
3.Каковы основные направления вторжения джунгар?(работа с картой)
4.Какое время года выбрали джунгары для наступления и почему?
Документ №3. «Годы Великого бедствия»
И.Есенбнрлин «Кочевники» том 2 с.20-21
«В 3-4 дня вся страна казахов- от Семиречья и Алтая до Жаика и Едиля узнала о страшном нашествии. Но что она могла она сделать, не имея единого и постоянного войска! Как нож в
масло вошли 7 голов джунгарского дракона в тело страны. Пылали, застигнутые врасплох города и аулы…Лишь немногие аулы казахов и киргизов спаслись тем, что, покинув свой основной скот, успели уйти высоко в горы, куда не могла добраться джунгарская конница. А основную массу населения постигла страшная судьба. Молодых женщин джунгары уводили в свои стойбища, привязывая попарно косами, чтобы не убежали. Всех способных держать оружие убивали на месте, а стариков, старух, беспомощных детей загоняли плетьми в безводные места, где они погибали от жажды. При налете на аул расправа начиналась с того, что джунгары с диким хохотом поднимали на пики всех детей до 7- летнего возраста. Потом начиналось поголовное насилие на глазах у родственников. Родители рвали на себе волосы, сходили с ума, и только это спасало их, так как по древней монгольской традиции сумасшедших нельзя было трогать. Толпами они ходили по степи… За месяц, пройдя древним способом облавы джунгары прошли половину степи, вышли к северотуркестанским городам. Сделанные по китайским чертежам стенобитные машины крушили стены. А если это не помогало, вступали пушки.»
Работа с документом 3 «Годы Великого бедствия»
1.Почему нашествия джунгар называли «Великим бедствием»?
2.Как джунгары относились к местному населению?
Сколько времени потребовалось им, чтобы выйти к северотуркестанским городам?
4.Как спасались казахи от нападений джунгар?
Документ № 4 «Последствия джунгарского нашествия»
И.Есенберлин том 2 с.20-21
«В поэме «Калкаман- Мамыр» говорится, что джунгары уничтожили три пятых казахского населения, и это близко к истине. Такой катастрофы еще не знал казахский народ. Даже Джучи в своих знаменитых походах смог уничтожить только треть населения. Дело в том, что Джучи нуждался в воинах- союзниках, а джунгары лишь в пастбищах и скоте. Китайские чиновники подсчитали, что казахов накануне джунгарского нашествия было около 2 миллионов человек. А это значит, что свыше миллиона людей было уничтожено. Оставшиеся без скота кочевники были обречены. Они ели траву, пили березовый сок, искали степные грибы и в конце концов собирались у какого- либо холма и вместе умирали. Так началась эта четверть вековая трагедия, получившая в народе название «Актабан шубырынды».
Работа с документом №4 «Последствия джунгарского нашествия»
1.В какой поэме отражено нашествие джунгар?
2.Каковы размеры бедствий джунгарского нашествия?
3.Почему эти годы названы «Великим бедствием»?
Тест по теме: Казахско-джунгарские войны.
1 вариант
1.Какое государство угрожало Казахскому ханству в XVII в.
А. Сибирь В. Ногайская Орда С. Хива Д. Джунгария
2. Какие города потеряли казахи в 1723-1725 гг.
А. Туркестан, Ташкент; Д. Сарайчик, Тараз;
В. Отрар, Баласагун; С. Сыгнак, Сайрам;
3. Каково значение победы над джунгарами в Булантинском сражении?
А. Территория Казахстана освободилась от джунгар;
В. Средний жуз освободился полностью;
С. Освобождена половина Старшего жуза;
Д. Казахский народ сплотился против врагов;
4. В каком году разразился сильный джут, который положил начало «Годам Великого бедствия»?
А. в 1723 г. В. в 1724 г. С. в 1726 г. Д. в 1727 г.
5.Причины поражений казахских войск от джунгар?
А. раздробленность, плохое вооружение В. политическая нестабильность,
С. распри, борьба за власть Д. все, вышесказанное
6. Битва с джунгарами на р. Буланты носила название:
А. «место гибели калмыков» В. «место стонов и рыданий врага»
С. разгром джунгар Д. «место гибели джунгар»
7. Назовите казахского батыра, который руководил ополчением совместно
с Абулхаиром:
А. Сырым Датулы В. Исатай С. Кенесары Д. Богенбай;
8. Местность, где проходила Анракайская битва, вошла в историю:
А. «место гибели калмыков» С. Ордабасы
В. «место гибели джунгар» Д. «место стонов и рыданий врага»
9. Джунгарское ханство образовалось в:
А. XVII в. В. XVIII в. С. XVI в. Д. XV в.
10. Боевой клич казахов:
А. тамга В. ен С. бата Д. уран
11. Основные цели нападений джунгар на казахские земли?
А. захват пастбищ В. грабеж, угон скота, мирного населения
С. контроль над торговыми путями Д. все, вышесказанное
12. Первый все казахский курултай по отпору джунгарам состоялся:
А. летом 1711 г. В Каракумах В. летом 1710 г. в Каракумах
С. летом 1726 г. в Ордабасы Д. осенью 1710 г. на Аягузе.
13. После внезапной смерти хана Болата….
А.ханом был избран Самеке
В. среди чингизидов начались разногласия и победа в Анракайской битве не была закреплена
С. Казахское ханство разгромило Джунгарию
Д. Абулмамбет поднял восстание в тылу
14.Благославление для молодых воинов перед поединком называлось:
А. тамга В. ен С. бата Д. уран
15. Кто из джунгарских правителей начинает весной 1723 г. поход в Казахстан?
А. Галдан-Цэрен В. Цэван-Рабдан С. Амурсана Д. Батур
Рефлексия
Подведение итогов урока