СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серия презентаций по теме "Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Серия презентаций по теме "Причастие" поможет в работе учителю-словеснику. Одна из них скачана из сети Интернет и переделана для моих ребят.

Просмотр содержимого презентации
«Действительные и страдательные причастия»

Во двор выбежал залаявший на прохожих щенок. Синева разлившаяся по весеннему небу охватила весь горизонт. Висевшие листья в осеннем воздухе плавно опускались на дорожки парка. Много раз тропинка протоптанная туристами вела на вершину горы. Дорожки усыпанные разноцветными листьями каждый день подметает дворник.
  • Во двор выбежал залаявший на прохожих щенок.
  • Синева разлившаяся по весеннему небу охватила весь горизонт.
  • Висевшие листья в осеннем воздухе плавно опускались на дорожки парка.
  • Много раз тропинка протоптанная туристами вела на вершину горы.
  • Дорожки усыпанные разноцветными листьями каждый день подметает дворник.
Во двор выбежал залаявший на прохожих щенок . Синева разлившаяся по весеннему небу охватила весь горизонт. Висевшие листья в осеннем воздухе плавно опускались на дорожки парка. Много раз тропинка протоптанная туристами вела на вершину горы. Дорожки усыпанные разноцветными листьями каждый день подметает дворник.
  • Во двор выбежал залаявший на прохожих щенок .
  • Синева разлившаяся по весеннему небу охватила весь горизонт.
  • Висевшие листья в осеннем воздухе плавно опускались на дорожки парка.
  • Много раз тропинка протоптанная туристами вела на вершину горы.
  • Дорожки усыпанные разноцветными листьями каждый день подметает дворник.
Во двор выбежал залаявший на прохожих  щенок . Синева,  разлившаяся по весеннему небу, охватила весь горизонт. Листья,  висевшие в осеннем воздухе, плавно опускались на дорожки парка. Тропинка,  много раз протоптанная туристами, вела на вершину горы. Дорожки,  усыпанные разноцветными листьями, каждый день подметает дворник.
  • Во двор выбежал залаявший на прохожих щенок .
  • Синева, разлившаяся по весеннему небу, охватила весь горизонт.
  • Листья, висевшие в осеннем воздухе, плавно опускались на дорожки парка.
  • Тропинка, много раз протоптанная туристами, вела на вершину горы.
  • Дорожки, усыпанные разноцветными листьями, каждый день подметает дворник.
Разряды причастий по значению:

Разряды причастий по значению:

  • действительные причастия
  • страдаиельные причастия
Залаявший щенок (действ. прич.) Синева разлившаяся (действ. прич.) Листья висевшие (действ. прич.) Тропинка протоптанная (страд. прич.) Дорожки усыпанные (страд. прич.)
  • Залаявший щенок (действ. прич.)
  • Синева разлившаяся (действ. прич.)
  • Листья висевшие (действ. прич.)
  • Тропинка протоптанная (страд. прич.)
  • Дорожки усыпанные (страд. прич.)

Просмотр содержимого презентации
«Причастия»

Морфологические признаки причастий

Морфологические признаки причастий

Проверочная работа по теме «Причастие как часть речи»

Проверочная работа

по теме

«Причастие как часть речи»

Что обозначает причастие как часть речи? На какие вопросы отвечают причастия? Какими членами предложения могут быть? С какой частью речи легко спутать? Что такое причастие?
  • Что обозначает причастие как часть речи?
  • На какие вопросы отвечают причастия?
  • Какими членами предложения могут быть?
  • С какой частью речи легко спутать?
  • Что такое причастие?
Выписать словосочетания, в состав которых входят причастия Черный сапог - чернеющая даль Белеющий парус – белая береза Желтый одуванчик – желтеющий лес Синий шарф – синевшее море Алеющие закаты – алая роза

Выписать словосочетания, в состав

которых входят причастия

Черный сапог - чернеющая даль

Белеющий парус – белая береза

Желтый одуванчик – желтеющий лес

Синий шарф – синевшее море

Алеющие закаты – алая роза

Самопроверка Черный сапог - чернеющая даль Белеющий парус – белая береза Желтый одуванчик – желтеющий лес Синий шарф – синевшее море Алеющие закаты – алая роза

Самопроверка

Черный сапог - чернеющая даль

Белеющий парус – белая береза

Желтый одуванчик – желтеющий лес

Синий шарф – синевшее море

Алеющие закаты – алая роза

Постоянные признаки причастия  ( полученные от глагола):

Постоянные признаки причастия

( полученные от глагола):

  • вид (совершенный и несовершенный)
  • время (настоящее и прошедшее)
Самопроверка Чернеющая даль - нес. в. Белеющий парус - нес. в. Желтеющий лес - нес. в. Синевшее море - нес. в. Алеющий закат – нес. в.

Самопроверка

Чернеющая даль - нес. в.

Белеющий парус - нес. в.

Желтеющий лес - нес. в.

Синевшее море - нес. в.

Алеющий закат – нес. в.

Самопроверка Чернеющая даль – наст. вр. Белеющий парус - наст. вр. Желтеющий лес- наст. вр. Синевшее море - прош. вр. Алеющий закат – наст. вр.

Самопроверка

Чернеющая даль – наст. вр.

Белеющий парус - наст. вр.

Желтеющий лес- наст. вр.

Синевшее море - прош. вр.

Алеющий закат – наст. вр.

Непостоянные признаки  (полученные от прилагательного):

Непостоянные признаки

(полученные от прилагательного):

  • число
  • род
  • падеж
  • некоторые причастия могут иметь краткую форму
Самопроверка Чернеющая даль – в ед. ч. Белеющий парус - в ед. ч. Желтеющий лес - в ед. ч. Синевшее море - в ед. ч. Алеющие закаты – во мн. ч.

Самопроверка

Чернеющая даль – в ед. ч.

Белеющий парус - в ед. ч.

Желтеющий лес - в ед. ч.

Синевшее море - в ед. ч.

Алеющие закаты – во мн. ч.

Самопроверка Чернеющая даль – в ж. р. Белеющий парус - в м. р. Желтеющий лес - в м. р. Синевшее море - в ср. р. Алеющие закаты – ---

Самопроверка

Чернеющая даль – в ж. р.

Белеющий парус - в м. р.

Желтеющий лес - в м. р.

Синевшее море - в ср. р.

Алеющие закаты – ---

Самопроверка Чернеющая даль – в им.п. Белеющий парус - в им. п. Желтеющий лес - в им. п. Синевшее море - в им. п. Алеющие закаты – в им.п.

Самопроверка

Чернеющая даль – в им.п.

Белеющий парус - в им. п.

Желтеющий лес - в им. п.

Синевшее море - в им. п.

Алеющие закаты – в им.п.

«Я знаю всё!» Чернеющая даль – в дат.п. ? Белеющий парус - в род. п. ? Желтеющий лес - в тв. п . ? Синевшее море - в предл. п. ? Алеющие закаты – в дат.п. ?

«Я знаю всё!»

Чернеющая даль – в дат.п. ?

Белеющий парус - в род. п. ?

Желтеющий лес - в тв. п . ?

Синевшее море - в предл. п. ?

Алеющие закаты – в дат.п. ?

Самопроверка Чернеющей дали – в дат.п. Белеющего паруса - в род. п. Желтеющим лесом - в тв. п. О синевшем море - в предл. п. Алеющим закатам – в дат.п.

Самопроверка

Чернеющей дали – в дат.п.

Белеющего паруса - в род. п.

Желтеющим лесом - в тв. п.

О синевшем море - в предл. п.

Алеющим закатам – в дат.п.

«Я знаю всё!» Люблю дымок спалённой жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берёз. Выписать словосочетания, в состав которых входят причастия. Указать все морфологические признаки причастий.

«Я знаю всё!»

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

  • Выписать словосочетания,

в состав которых входят причастия.

  • Указать все морфологические

признаки причастий.

«Самопроверка» Спалённой жнивы – сов.в., прош.вр., в ед.ч., в ж.р., в род.п. Ночующий обоз – несов. в., наст. вр., в ед.ч., в м.р., в вин. пад. Белеющих берёз – несов.в., наст. вр., во мн. ч., в вин. пад.

«Самопроверка»

Спалённой жнивы – сов.в., прош.вр., в ед.ч., в ж.р., в род.п.

Ночующий обоз – несов. в., наст. вр., в ед.ч., в м.р., в вин. пад.

Белеющих берёз – несов.в., наст. вр., во мн. ч., в вин. пад.

Рефлексия

Рефлексия

Просмотр содержимого презентации
«Причастный оорот»

Мы проезжали засеянное рожью поле. Дети долго искали укатившийся в кусты мяч. Часы проведённые в кругу семьи бесценны. Дети разбросавшие игрушки по комнате долго ещё играли и смеялись. Окна занесённые снегом казались волшебными. Разбросанные по всему саду яблоки источали удивительный аромат.
  • Мы проезжали засеянное рожью поле.
  • Дети долго искали укатившийся в кусты мяч.
  • Часы проведённые в кругу семьи бесценны.
  • Дети разбросавшие игрушки по комнате долго ещё играли и смеялись.
  • Окна занесённые снегом казались волшебными.
  • Разбросанные по всему саду яблоки источали удивительный аромат.
Мы проезжали засеянное рожью поле . Дети долго искали укатившийся в кусты мяч . Часы, проведённые в кругу семьи ,  бесценны. Дети , разбросавшие игрушки  по комнате , долго ещё играли и смеялись. Окна, занесённые снегом , казались волшебными. Разбросанные по всему саду яблоки источали удивительный аромат.
  • Мы проезжали засеянное рожью поле .
  • Дети долго искали укатившийся в кусты мяч .
  • Часы, проведённые в кругу семьи , бесценны.
  • Дети , разбросавшие игрушки по комнате , долго ещё играли и смеялись.
  • Окна, занесённые снегом , казались волшебными.
  • Разбросанные по всему саду яблоки источали удивительный аромат.
Пришедшие письма на почту быстро доставил почтальон. Николай очень любил проведённые часы дома. В вечернем небе плавно кружились танцующие снежинки в воздухе. Наряженная ёлка конфетами и шарами вызвала искреннее удивление и восторг малышей. Вовремя цветы не политые увяли.
  • Пришедшие письма на почту быстро доставил почтальон.
  • Николай очень любил проведённые часы дома.
  • В вечернем небе плавно кружились танцующие снежинки в воздухе.
  • Наряженная ёлка конфетами и шарами вызвала искреннее удивление и восторг малышей.
  • Вовремя цветы не политые увяли.
Пришедшие письма на почту быстро доставил почтальон. Николай очень любил проведённые часы дома. В вечернем небе плавно кружились танцующие снежинки в воздухе. Наряженная ёлка конфетами и шарами вызвала искреннее удивление и восторг малышей. Вовремя цветы не политые увяли.
  • Пришедшие письма на почту быстро доставил почтальон.
  • Николай очень любил проведённые часы дома.
  • В вечернем небе плавно кружились танцующие снежинки в воздухе.
  • Наряженная ёлка конфетами и шарами вызвала искреннее удивление и восторг малышей.
  • Вовремя цветы не политые увяли.
Письма , пришедшие на почту , быстро доставил почтальон. Николай очень любил часы , проведённые дома . В вечернем небе плавно кружились снежинки , танцующие в воздухе . Ёлка , наряженная конфетами и шарами, вызвала искреннее удивление и восторг малышей. Вовремя не политые цветы увяли.
  • Письма , пришедшие на почту , быстро доставил почтальон.
  • Николай очень любил часы , проведённые дома .
  • В вечернем небе плавно кружились снежинки , танцующие в воздухе .
  • Ёлка , наряженная конфетами и шарами, вызвала искреннее удивление и восторг малышей.
  • Вовремя не политые цветы увяли.

Просмотр содержимого презентации
«Проверочная по причастиям»

Из окна моей комнаты хорошо виден увядающий багряный и золотой лес.  Белеющий и трепещущий на ветру парус так и манит отправиться в путешествие.

Из окна моей комнаты хорошо виден увядающий багряный и золотой лес.

Белеющий и трепещущий на ветру парус так и манит отправиться в путешествие.

Из окна моей комнаты хорошо виден  увядающий багряный и золотой лес.  Белеющий и трепещущий на ветру парус так и манит отправиться в путешествие.

Из окна моей комнаты хорошо виден увядающий багряный и золотой лес.

Белеющий и трепещущий на ветру парус так и манит отправиться в путешествие.

Увядающий лес, белеющий парус, трепещущий парус – несов.в., наст.вр., в ед.ч., в м.р., в им.п., полная форма.  Виден – несов.в., прош.вр., в ед.ч., в м.р.,краткая форма.

Увядающий лес, белеющий парус, трепещущий парус – несов.в., наст.вр., в ед.ч., в м.р., в им.п., полная форма.

Виден – несов.в., прош.вр., в ед.ч., в м.р.,краткая форма.

Просмотр содержимого презентации
«Проверочная работа Постоянные признаки глагола»

Проверочная работа по теме «Постоянные признаки глагола»   Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №32 города Братска  Туголукова Елена Николаевна.

Проверочная работа по теме

«Постоянные признаки глагола»

Выполнила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №32 города Братска

Туголукова Елена Николаевна.

Прочитай и дополни предложения. 1. Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета или его состояние, называется __________________. 2. Глагол отвечает на вопросы _________________. 3. Глагол обозначает _____________________. 4. Постоянные морфологические признаки глагола — ________________________.

Прочитай и дополни предложения.

1. Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета или его состояние, называется __________________.

2. Глагол отвечает на вопросы _________________.

3. Глагол обозначает _____________________.

4. Постоянные морфологические признаки глагола — ________________________.

Прочитай и дополни предложения. 5. В предложении глагол чаще всего бывает _________. 6. Не с глаголом пишется ____________. 7. Исключения составляют глаголы, которые ___________ 8. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос _____________. 9. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос ____________.

Прочитай и дополни предложения.

5. В предложении глагол чаще всего бывает _________.

6. Не с глаголом пишется ____________.

7. Исключения составляют глаголы, которые ___________

8. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос _____________.

9. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос ____________.

Прочитай и дополни предложения. 10. Вид — это ______________ морфологический признак. 11. Переходность и непереходность глагола — это _____________морфологический признак. 12. Переходные глаголы сочетаются с существительными в_____________падеже без предлога.

Прочитай и дополни предложения.

10. Вид — это ______________ морфологический признак.

11. Переходность и непереходность глагола — это _____________морфологический признак.

12. Переходные глаголы сочетаются с существительными в_____________падеже без предлога.

Прочитай и дополни предложения. 13. _____________ наклонение глагола обозначает реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить. 14. _____________ наклонение глагола выражает просьбу, приказ, пожелание. 15. _____________ наклонение глагола обозначает действие, которое говорящий мыслит как желаемое при определенном условии. 16. Наклонение — это ___________ морфологический признак глагола. 17. Глаголы изъявительного наклонения изменяются по ____________.

Прочитай и дополни предложения.

13. _____________ наклонение глагола обозначает реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

14. _____________ наклонение глагола выражает просьбу, приказ, пожелание.

15. _____________ наклонение глагола обозначает действие, которое говорящий мыслит как желаемое при определенном условии.

16. Наклонение — это ___________ морфологический признак глагола.

17. Глаголы изъявительного наклонения изменяются по ____________.

Прочитай и дополни предложения. 18. Глаголы, оканчивающиеся на -ИТЬ, относятся к ____ спряжению. 19. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся к ___ спряжению. 20. Глаголы ДЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ относятся к ___ спряжению. 21. Глаголы БЕЖАТЬ, ХОТЕТЬ относятся к ___ спряжению.

Прочитай и дополни предложения.

18. Глаголы, оканчивающиеся на -ИТЬ, относятся к ____ спряжению.

19. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся к ___ спряжению.

20. Глаголы ДЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ относятся к ___ спряжению.

21. Глаголы БЕЖАТЬ, ХОТЕТЬ относятся к ___ спряжению.

Выписать глаголы, определить постоянные признаки. Уж тает снег, бегут ручьи. В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи. И лес оденется листвою.

Выписать глаголы, определить постоянные признаки.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи.

И лес оденется листвою.

Самопроверка Повеяло бы Беги – бегите Бегут Тает (в ед.ч., в 3 л.), бегут (во мн.ч., в 3 л.) Повеяло (в ед.ч., в ср.р.)

Самопроверка

  • Повеяло бы
  • Беги – бегите
  • Бегут
  • Тает (в ед.ч., в 3 л.), бегут (во мн.ч., в 3 л.)
  • Повеяло (в ед.ч., в ср.р.)

Просмотр содержимого презентации
«Краткие страдательные причастия»

Полные и краткие страдательные причастия Prezentacii.com

Полные и краткие страдательные причастия

Prezentacii.com

Завёрнутый в пакет, свисающие гирлянды, открывающий калитку, вышедший на те…асу, замыкающие коло…у, искрящийся на солнце, присутствовавшие на совещании, созданное мирово…рение, приехавший тро…ейбус, собравший ко…екцию, создающий подлинное иску…тво. Указать разряд причастий по значению.

Завёрнутый в пакет, свисающие гирлянды, открывающий калитку, вышедший на те…асу, замыкающие коло…у, искрящийся на солнце, присутствовавшие на совещании, созданное мирово…рение, приехавший тро…ейбус, собравший ко…екцию, создающий подлинное иску…тво.

Указать разряд

причастий по значению.

Завёрнутый в пакет (с) , свисающие гирлянды (д), открывающий (д) калитку, вышедший (д) на те…асу, замыкающие (д) коло…у, искрящийся (д) на солнце, присутствовавшие (д) на совещании, созданное мирово…рение, приехавший (д) тро…ейбус, собравший (д) ко … екцию, создающий (д) подлинное иску … тво. Что объединяет слова, в которые вставляли пропущенные буквы?

Завёрнутый в пакет (с) , свисающие гирлянды (д), открывающий (д) калитку, вышедший (д) на те…асу, замыкающие (д) коло…у, искрящийся (д) на солнце, присутствовавшие (д) на совещании, созданное мирово…рение, приехавший (д) тро…ейбус, собравший (д) коекцию, создающий (д) подлинное искутво.

Что объединяет слова, в которые

вставляли пропущенные буквы?

Завёрнутый в пакет, свисающие гирлянды,  открывающий  калитку, вышедший  на те рр асу, замыкающие коло нн у, искрящийся на солнце, присутствовавшие на совещании, созданное мирово зз рение, приехавший  тро лл ейбус, собравший ко лл екцию, создающий подлинное иску сс тво.

Завёрнутый в пакет, свисающие гирлянды, открывающий калитку, вышедший на те рр асу, замыкающие коло нн у, искрящийся на солнце, присутствовавшие на совещании, созданное мирово зз рение, приехавший тро лл ейбус, собравший ко лл екцию, создающий подлинное иску сс тво.

Завёрнутый в пакет , свисающие гирлянды,  открывающий  калитку, вышедший  на террасу, замыкающие колонну, искрящийся на солнце , присутствовавшие на совещании, созданное мировоззрение, приехавший  троллейбус, собравший коллекцию, создающий подлинное искусство . Что общего между  выделенными цветом элементами?

Завёрнутый в пакет , свисающие гирлянды, открывающий калитку, вышедший на террасу, замыкающие колонну, искрящийся на солнце , присутствовавшие на совещании, созданное мировоззрение, приехавший троллейбус, собравший коллекцию, создающий подлинное искусство .

Что общего между

выделенными цветом элементами?

Завёрнутый в пакет подарок . Снег , искрящийся на солнце . Художник , создающий подлинное искусство .

Завёрнутый в пакет подарок .

Снег , искрящийся на солнце .

Художник , создающий подлинное искусство .

Белый кот – пушистые варежки – стеклянная посуда – высокая девочка – страшное чудовище - Образовать краткие формы .

Белый кот –

пушистые варежки –

стеклянная посуда –

высокая девочка –

страшное чудовище -

Образовать краткие формы .

Белый кот – кот бел пушистые варежки – варежки пушисты стеклянная посуда – --- высокая девочка – девочка высока страшное чудовище – чудовище страшно

Белый кот – кот бел

пушистые варежки – варежки пушисты

стеклянная посуда – ---

высокая девочка – девочка высока

страшное чудовище – чудовище страшно

Завёрнутый – завёрнут  , завёрнут а , завёрнут о , завёрнут ы . Как изменяются краткие страдательные причастия?

Завёрнутый – завёрнут , завёрнут а , завёрнут о , завёрнут ы .

Как изменяются краткие

страдательные причастия?

Всё подарки завёрнуты к Рождеству. Каким членом предложения может являться краткое страдательное причастие?

Всё подарки завёрнуты к Рождеству.

Каким членом предложения может являться

краткое страдательное причастие?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!