СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серия уроков по теме "Склонение имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит серию уроков по теме "Склонение имен существительных" две презентации к урокам.УМК "Школа России", 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Склонение.Серия уроков»

Тема: Первое склонение имен существительных.

Цели:

  • Формирование учащимися умения различать существительные первого склонения; правильно писать безударные окончания данных существительных.

  • Способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся.

  • Продолжить формирование у учащихся навыков самооценки и самоконтроля.


Ход урока.


1. Организационный момент (оставьте строчку для записи темы урока).


2. Чистописание.

@я@


3. Словарная работа (запись на доске).


К.л.екц.я, се.лка, ве.лка, п.беда, к.ртина, к.стрюля, б.бл..тека.

- Что можно сказать об этих словах? (словарные слова, существительные, ж.р., 1 скл.)

- Какие еще слова относятся к 1 склонению? (м.р.) Какие окончания у этих существительных? Определите тему урока. (Существительные первого склонения)

- Какие существительные относятся к первому склонению? (Существительные с окончаниями –а и –я в начальной форме м.р. и ж.р.)

- Прочтем вывод на с.85 учебника. Посмотрим, совпадет ли он с нашими выводами.

- Мы – молодцы, сделали верные выводы!

- Что вы еще хотите узнать по данной теме? (Какие окончания имеют существительные в косвенных падежах? Как проверить, правильно ли написано безударное окончание существительного?)


4. Работа по теме урока.


Учебник с.86-89

  • Упр.42 – устно.

Дети называют существительные первого склонения, объясняя свой выбор.

  • Упр.43 – работа по аналитическому плану.

Дети делают вывод, что окончание зависит от типа основы: твердая она или мягкая.

Окончания совпадают в Д.п. и П.п.

  • Упр. 44 – письмо по памяти стихотворения. Затем дети выписывают словосочетания с существительными в Д.п. и П.п., выделяя окончания.

  • Упр.45 – работа по аналитическому плану.

Дети делают вывод, что безударные и ударные падежные окончания существительных пишутся одинаково, чтобы проверить написание, нужно подставить слово с ударным окончанием.


5. Самостоятельная работа:


- Прослушайте текст, который мы запишем под диктовку. Какие задания к тексту мы можем выполнить?.

- Мы можем выделить орфограммы. Можно определить склонение существительных. Определить падеж существительных.

- Молодцы, хорошие задания. Выполняем их самостоятельно.

Стоит ненастная осенняя погода. На улице тишина. Холодно мокрой вороне. Маленькому Пете жалко птицу.

- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друга.


6. Итог урока.


- Какие существительные относятся к первому склонению?

- Что можно сказать о правописании ударных и безударных окончаний существительных?

- Что нужно сделать, чтобы проверить правописание безударных падежных окончаний?


7. Домашнее задание: упр.46 с.89.



Тема: Второе склонение имен существительных.

Цели:

  • Формирование учащимися умения различать существительные второго склонения; правильно писать безударные окончания существительных второго склонения м.р.

  • Способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся.

  • Продолжить формирование у учащихся навыков самооценки и самоконтроля.


Ход урока.


1. Организационный момент (оставьте строчку для записи темы урока).


2. Чистописание.

@о@ и@и


3. Словарная работа.


- В чистописании были 3 буквы. Это не случайно, посмотрите на слова, записанные на доске. Почему я выбрала для чистописания именно эти буквы? (Их нужно вставить на месте пропусков, это - орфограммы). Запишите слова, заполняя пропуски.

.вт.м.биль, п.с..ж.р, пут.шеств.е, б.гаж, б.лет, в.кзал, п.ртрет, к.л.ндарь.

- Что можно сказать о записанных словах? (Существительные, на одну тему).

- А что еще общего у этих существительных? (Относятся ко второму склонению).

- Определите тему урока. (Второе склонение существительных).

- Какие существительные относятся ко второму склонению? (Существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончанием –о или -е).

- Что нам еще не известно по данной теме? (Какие окончания имеют существительные в косвенных падежах? Как проверить, правильно ли написано безударное окончание существительного?)


4. Работа по теме урока.


- Вернемся к записи на доске. Какого рода данные существительные? Какое слово лишнее, и по каким признакам? (лишнее слово – путешествие, т.к. оно ср.р.)

Учебник с.89-94

  • Упр.47 – письменная работа по аналитическому плану.

Дети объясняют правописание орфограмм в словах, затем определяют тип основы, затем делят слова на группы, выписывая их в столбики: м.р. и ср.р.

- Как узнать, к какому склонению относится существительное? (Посмотреть, какого оно рода и какое у него окончание). Выводы с.89. (Наши выводы совпали с выводами учебника).

  • Упр.49 – работа по аналитическому плану.

Дети сравнивают падежные окончания одушевленных и неодушевленных существительных м.р., находят, что у одушевленных существительных м.р. в В.п. и Р.п. окончания совпадают, а у неодушевленных – не совпадают. Приходят к выводу, что чтобы различить В.п. и Р.п. одушевленного существительного, вместо одушевленного существительного нужно подставить неодушевленное существительное того же рода.

  • Упр.50 – работа по аналитическому плану.

Дети сравнивают по таблице ударные и безударные падежные окончания существительных второго склонения мужского рода с твердой и мягкой основами. Делают вывод, что по ударным окончаниям существительных второго склонения м.р. можно проверить правописание безударных падежных окончаний существительных того же склонения.


5. Самостоятельная работа.


  • Упр.52 – письмо по памяти.

- Запишите пословицы по памяти, определите тип склонения существительных, выделите окончания, укажите падеж.


6. Итог урока.


- Какие существительные относятся ко второму склонению?

- От чего зависит написание падежных окончаний существительных м.р. 2 скл.?

- Как проверяется безударное окончание?

- Как определить падеж существительных 2-го скл., если у них одинаковые окончания?


7. Домашнее задание: упр.53 с.94


Тема: Второе склонение имен существительных.

Цели:

  • Подвести детей к выводу о том, что написание падежных окончаний существительных 2-го склонения ср.р. зависит от типа основы.

  • Формирование учащимися умения различать существительные второго склонения, правильно писать безударные окончания существительных второго склонения ср.р.

  • Способствовать развитию умения анализировать и синтезировать слова.

  • Продолжить формирование у учащихся навыков самооценки и самоконтроля.


Ход урока.


1. Организационный момент (оставьте строчку для записи темы урока).


2. Чистописание.

Эе Еэ


3. Словарная работа.


Пут.шеств.е, эл.ктрич.ств., к.л.ндарь, п.ртрет, пр.вительств., с.лют, св.бода, т.л.фон,

х.зяйств., ж.лезо.

- Что можно сказать об этих словах? (Существительные ж.р., м.р. и ср.р.).

- Разделите на группы. Какое слово лишнее, и по какому признаку?

- А что еще общего у этих существительных? (Относятся ко второму склонению).

- Определите тему урока. (Существительные второго склонения).

- Обратите на группу слов среднего рода. Вчера мы говорили о существительных 2-го склонения м.р., а сегодня поговорим о существительных среднего рода того же склонения.


4. Работа по теме урока.


- Какие окончания имеют существительные второго склонения ср.р.?

Учебник с.94-97

  • Упр.54 – работа с таблицей по аналитическому плану.

Дети делают вывод, что написание окончаний существительных ср.р. зависит от типа основы.

  • Упр.55 - работа с таблицей по аналитическому плану.

Дети рассматривают таблицу, сравнивают ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения ср.р. с твердой и мягкой основами. Приходят к выводу, что по ударным окончаниям существительных второго склонения ср.р. можно проверить правописание безударных падежных окончаний существительных того же склонения.

  • Упр.56 – упражнение в склонении существительных по вариантам.

  • - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте.

  • Упр.58 – самостоятельная работа по заданию учебника.

Дети списывают пословицы, объясняют их значение, выделяют окончания существительных, определяют их склонение и падеж.

- Морфологический разбор существительного «уменьем».


6. Итог урока.


- Какие существительные относятся ко второму склонению?

- От чего зависит написание падежных окончаний существительных ср.р. 2 скл.?

- Как проверяется безударное окончание?

- Как определить падеж существительных 2-го скл., если у них одинаковые окончания?


7. Домашнее задание: упр.59 с.96


Тема: Третье склонение существительных (урок с презентацией).

Цели:

  • Формирование учащимися умения различать существительные третьего склонения, повторение правописания существительных с шипящими на конце (в зависимости от типа склонения).

  • Способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся.

  • Продолжить формирование у учащихся навыков самооценки и самоконтроля.


Ход урока.


1. Организационный момент (оставьте строчку для записи темы урока).


2. Словарный диктант.


Коллекция, сеялка, веялка, победа, картина, кастрюля, библиотека, билет, вокзал, календарь, портрет, адрес, правительство, свобода, салют, телефон.


3. Работа по теме урока.


  • Кроссворд по теме «Существительные с шипящими на конце» (слайды №1,2).

- Какое правило мы повторили? («ь» после шипящих на конце существительных). От чего зависит, пишем «ь» или нет? (От рода существительных).

- А если соотнести слова с изучаемой сейчас темой, от чего еще зависит написание «ь»? (От типа склонения).

- Разделите существительные на группы. Как это можно сделать? (По родам, по типу склонения).

- Что у вас получилось? (слайд №4)

- О каком склонении мы еще не говорили? Определите тему урока. (Существительные третьего склонения).

- Какие существительные относятся к третьему склонению? (Существительные ж.р. с нулевым окончанием с шипящими на конце).

- А каков тип основы у данных существительных? (Мягкая основа и твердая основа на ж и ш).

- Прочтем выводы в учебнике с. 98. (Наши выводы совпали с выводом учебника).

  • Упр.61 – работа по группам.

1 группа: дети находят однокоренные существительные. Определяют тип их склонения.

2 группа: дети находят слова-синонимы. Определяют тип их склонения.

3 группа: дети выбирают слова-антонимы, которые относятся к одному типу склонения. Затем все вместе записывают все существительные по группам в зависимости от типа склонения.

Проверка работы слайды №5,6

  • Упр.62 – самостоятельная работа.

Дети образуют слова с суффиксом –ость, первое слово- общительность - записывают все вместе и разбирают по составу. Далее по вариантам по 5 слов. Проверка по слайду №7.

  • Упр.63 – самостоятельная работа по заданиям учебника. Фронтальная проверка.

- Найдите в тексте слово, где звуков больше, чем букв. Выполним фонетический анализ данного слова (худая).


4. Итог урока (слайд №8).


- Какие существительные относятся к 3-му склонению? Приведите примеры.

- Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайликов.


5. Домашнее задание: с.100 упр.64 (слайд №9)


Тема: Третье склонение существительных (урок с презентацией).


Цели:

  • Подвести детей к выводу о том, что написание падежных окончаний существительных 3-го склонения не зависит от типа основы и от того, одушевленные они или неодушевленные.

  • Совместно с детьми уточнить признаки всех трех склонений существительных.

  • Продолжить развивать навыки работы с таблицами, умение самостоятельно обобщать и делать выводы.

  • Продолжить формирование у учащихся навыков самооценки и самоконтроля.

Ход урока.


1. Организационный момент: сообщение темы урока (слайд №1).


2. Актуализация опорных знаний.


- Какие типы склонения мы знаем?

- Самостоятельно заполните таблицу, обобщив все знания о типах склонения существительных (таблица на доске слайд №2).


Склонение

Род

Окончание

Тип основы

1-е




2-е




3-е





- Сравните свою таблицу с таблицей, данной в учебнике на с.103.

- Выводы совпали, мы – молодцы, хорошо работали на предыдущих уроках!


3. Работа по теме урока.


- На прошлом уроке мы начали разговор о третьем склонении. Что мы еще не знаем по этой теме? (Падежные окончания имен существительных третьего склонения).

- Вот на сегодняшнем уроке мы и поговорим об этом.

  • Упр.65 – аналитический план и таблица.

Дети анализируют данные таблицы по аналитическому плану. Выясняют, что окончания у существительных 3-го склонения с мягкой и с твердой основами одинаковые, что написание падежных окончаний существительных 3-го склонения не зависит от типа основы; от того, одушевленные они или неодушевленные. По ударным падежным окончаниям существительных 3-го склонения можно проверить правописание безударных падежных окончаний того же склонения.

- Сравним свои выводы с выводами учебника на с.102. Выводы совпали.

  • Упр.66 – склоняем по вариантам: 1вариант слово ночь, 2 вариант – слово метель.

- А теперь еще раз посмотрите на таблицу с.101. В каких падежах окончания совпадают? (В Р.п., Д.п., П.п.)

- В качестве опоры вы можете использовать такую схему (слайд №3):


Д.п.

Р.п. П.п.


  • Упр.67 – самостоятельная работа по заданию упражнения. Проверка ведется фронтально.

- Первое предложение разобрать по членам и подчеркнуть части речи.

- Существительное «От лени» - морфологический разбор.


4. Итог урока.

  • Что нового узнали на уроке?

  • Что можно сказать об окончаниях существительных третьего склонения?

  • Оцените свою деятельность при помощи смайликов.


5. Домашнее задание. С.104 упр.71



7



Просмотр содержимого презентации
«Третье склонение существительных1»

3. 4. 2. Разгадай кроссворд 7. 1. 5. 6.

3.

4.

2.

Разгадай кроссворд

7.

1.

5.

6.

  • Синоним к слову друг
  • Материал для постройки домов
  • Обман, неправда
  • Болотное растение
  • Транспорт для Емели
  • Полная ерунда (разговорное)
  • Тёмное глухое место в лесу
Проверь себя 4. 3. 2. к л к 7. а и 1. о в р щ т ж р м г е ь ч п ы п 5. л у ш и у 6. ь ч ш ь

Проверь себя

4.

3.

2.

к

л

к

7.

а

и

1.

о

в

р

щ

т

ж

р

м

г

е

ь

ч

п

ы

п

5.

л

у

ш

и

у

6.

ь

ч

ш

ь

Третье склонение имен существительных

Третье склонение имен существительных

2 склонение  3 склонение  товарищ ложь кирпич печь камыш чушь  глушь

2 склонение 3 склонение

товарищ ложь

кирпич печь

камыш чушь

глушь

Проверь себя: 1 группа: 2скл. 3скл. 3скл. 2скл. 2скл. камень, окаменелость; дикарь, дикость; писарь, 3скл.  2скл. 3скл. запись; засол, соль.  2 группа: 2скл. 3скл. 2скл. 3скл. 3скл. 3скл. пекарь, печь; вихрь, метель; хворь, болезнь;  2скл. 3скл. плетень, изгородь  3 группа: 2скл. 3скл. 3скл. 3скл. День – ночь, робость – смелость.

Проверь себя:

1 группа:

2скл. 3скл. 3скл. 2скл. 2скл.

камень, окаменелость; дикарь, дикость; писарь,

3скл. 2скл. 3скл.

запись; засол, соль.

2 группа:

2скл. 3скл. 2скл. 3скл. 3скл. 3скл.

пекарь, печь; вихрь, метель; хворь, болезнь;

2скл. 3скл.

плетень, изгородь

3 группа:

2скл. 3скл. 3скл. 3скл.

День – ночь, робость – смелость.

3 склонение окаменелость дикость изгородь соль ночь печь метель смелость робость болезнь запись хворь 2 склонение камень дикарь засол пекарь вихрь писарь плетень день болезнь

3 склонение

окаменелость

дикость

изгородь

соль

ночь

печь

метель

смелость

робость

болезнь

запись

хворь

2 склонение камень

дикарь засол пекарь

вихрь писарь плетень день

болезнь

-ость 1 вариант:  Старость молодость  усталость замкнутость  мягкость 2 вариант:  Трудность твёрдость  сырость сухость  лёгкость

-ость

1 вариант:

Старость молодость

усталость замкнутость

мягкость

2 вариант:

Трудность твёрдость

сырость сухость

лёгкость

Итог урока  - Какие существительные относятся к третьему склонению? Приведите примеры. - Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайликов. Не понравилось, ничего не понял Понравилось, всё понял Было скучно

Итог урока

- Какие существительные относятся к третьему склонению? Приведите примеры.

- Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайликов.

Не понравилось,

ничего не понял

Понравилось,

всё понял

Было скучно

Домашнее задание:  с.100 упр.64

Домашнее задание: с.100 упр.64

Просмотр содержимого презентации
«третье склонение существительных2»

Третье склонение имён существительных Правописание падежных окончаний

Третье склонение имён существительных

Правописание падежных окончаний

Склонение 1-е Род м.р. ж.р. 2-е Окончание 3-е м.р. ср.р. - а, - я - а, - я Тип основы твёрдая или мягкая ж.р. - - о, - е, - ё твёрдая  или мягкая - Твёрдая на ж,ш  или мягкая

Склонение

1-е

Род

м.р.

ж.р.

2-е

Окончание

3-е

м.р.

ср.р.

- а, - я

- а, - я

Тип основы

твёрдая или мягкая

ж.р.

-

- о, - е, - ё

твёрдая или мягкая

-

Твёрдая на ж,ш или мягкая

Д.п. - и 3-е склонение П.п. Р.п.

Д.п.

- и

3-е склонение

П.п.

Р.п.

Вставь пропущенную орфограмму Ехать по степ_, тьма ноч_, аромат сирен_, заряд бодрост_, письмо к дочер_, писать о честност_, салат без сол_.

Вставь пропущенную

орфограмму

Ехать по степ_, тьма ноч_,

аромат сирен_,

заряд бодрост_, письмо к дочер_, писать о честност_, салат без сол_.

Проверь себя  Ехать по степ и и тьма ноч аромат сирен и и заряд бодрост письмо к дочер и писать о честност и салат без сол и

Проверь себя

Ехать по степ

и

и

тьма ноч

аромат сирен

и

и

заряд бодрост

письмо к дочер

и

писать о честност

и

салат без сол

и

Итог урока Что нового узнали на уроке?  Что можно сказать об окончаниях существительных третьего склонения?  Оцените свою деятельность при помощи смайликов. Было скучно Не понравилось, ничего не понял Понравилось, всё понял

Итог урока

  • Что нового узнали на уроке?
  • Что можно сказать об окончаниях

существительных третьего склонения?

  • Оцените свою деятельность при помощи смайликов.

Было скучно

Не понравилось,

ничего не понял

Понравилось,

всё понял

Домашнее задание С.104 упр.71

Домашнее задание

С.104 упр.71


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!