СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серия занятий по внеурочной деятельности "Путь к грамотности" 2 класс, проектная деятельность.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: «Мир слов».

Тема: «Для чего придумали словари?»

Цель: знакомство и различными источниками информации и новым методом исследования; формирование информационных учебных действий.

Познавательные УУД: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах дополнительной литературе;

Просмотр содержимого документа
«иванова ВУД Путь грамотности»

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

Класс: 2 «А»

Раздел: «Наш помощник- язык».

Тема: «Чудо из чудес»

Цель: познакомить с понятием «проект» и его основными этапами; провести мини-проект.

Познавательные УУД: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах дополнительной литературе;

Оборудование: модель цветка (Незабудка -проект), толковый словарь Ожегова, Историко-этимологический словарь П.Я. Черных, Орфографический словарь, Орфоэпический словарь.

ручные и напольные весы,

План занятия:

  1. Слово учителя о проектах

  2. Работа над пробным проектом

  3. Лингвистическое исследование.

  4. Подведение итогов занятия.

I.Слово учителя о проектах

Мы отправляемся в большое путешествие. Оно называется «Путь грамотности». О чем мы будем говорить? Да, о нашем русском языке. На занятиях курса вам предстоит делать ещё дополнительно много интересного, что связано с русским языком.

Вы попробуете себя в роли ученого, которые проводят исследования и разрабатывают проекты.

  1. Игровой прием «Незабудка -проект»

- Посмотрите, это незабудка. (Учитель показывает изображение цветка.)

- как можно объяснить его название.

- Вы только что высказали несколько гипотез, предположений. Наша незабудка поможет запомнить самые главные слова, самые нужные для проекта.

В центре цветка написано слово «тема», а на лепестках указаны другие понятия: цель, задача, гипотеза, информация, продукт, презентация.

- Ребята объясните эти термины примерами из своего жизненного опыта. Где вы слышали эти слова.

II. Работа над пробным проектом

- Разберем пробный проект с помощью цветка.

Тема- предмет рассмотрения; это то главное, о чем сообщается, что обсуждается, исследуется.

Пусть тема нашего проекта «Любимый портфель». Допустим что вы хотите чтобы ваши родители купили вам новый портфель. Рассмотрим как вы будете действовать. У вас есть цель – получить новый портфель. (Учитель открывает лепесток со словом цель).

Цель – это, то к чему стремятся, что хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того чтобы была достигнута цель, необходимо выполнить некоторые задачи. Ставим задачу: выбрать лучшую модель. (учитель открывает второй лепесток со словом задача)

Задача – это, то что необходимо решить, выполнить. Как достичь цели. У нас могут возникнуть несколько вопросов: Для чего школьникам нужен портфель?

Если человек не пользовался портфелем, но говорит, что он удобен, это будет лишь его предположение. Или гипотеза. (учитель открывает лепесток со словом гипотеза).

Трудно решить задачу, если о современном портфеле толком ничего не знаешь. Нужно собрать информацию. (учитель открывает лепесток со словом информация)

Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чем-либо.

Информация может быть: устная, письменная, текстовая, визуальная.



Этапы мини-проекта «Любимый портфель»

  1. Сбор информации

«Поисковик» - так мы назовем эту работу.

Вопросы для поиска:

  • Кому необходимы портфели? От чего зависит выбор модели? Родители сами выбрали портфель или узнали ваше мнение? Какие модели портфелей бывают? Какие модели сейчас модные? Где можно купить портфель?

Кого вы об этом спросите? Из каких источников вы это можете узнать?

  1. Исследование

Изучение источника, опрос, интервью – это разные методы исследования.

  • Что важно для вас и ваших родителей при выборе портфеля? Что такое ортопедическая спинка? Зачем эта деталь нужна?

  • А вы когда-нибудь взвешивали свой портфель? Проведем эксперимент.

Эксперимент – это опыт, который ставиться для изучения, исследования чего-либо.

(Дети вместе с учителем определяют вес портфелей)

  • А какие ещё наблюдения и опыты можно провести, чтобы узнать, насколько надежен и удобен портфель?

  1. Результаты исследования.

- Придумайте и нарисуйте свою модель портфеля. Сейчас вы работаете над макетом продукта своего проекта «Любимый портфель».

Продукт – это, все что придумано и сделано, изготовлено.

Нам остается сделать выводы.

Вывод – это логический итог рассуждений, умозаключений.

  • К каким выводам мы пришли? Какая модель порфеля для вса самая лучшая и почему?

Мы работали над проектом, теперь оформим его и представим публично, т.е. сделаем презентацию.

Презентация – публичное представление чего – либо нового, вновь созданного.

III. Лингвистическое исследование.

А теперь мы исследуем слово «портфель».

Сейчас у нас будет небольшое лингвистическое исследование. Этот вид работы назовем «Библиографический поиск».

Для того чтобы узнать значение слова нам понадобиться словари:

  1. Толковый словарь Ожегова

  2. Историко-этимологический словарь П.Я. Черных

  3. Орфографический словарь

  4. Орфоэпический словарь.

IV. Подведение итогов.

  1. Назовите этапы проекта, используя, незабудку.

  2. Какие слова новые узнали?

  3. Что вас удивило?

  4. Что нового вы хотели бы узнать на следующем занятие?

Просмотр содержимого документа
«иванова вуд 2 Путь грамотности»

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

Класс: 2 «А»

Раздел: «Мир слов».

Тема: «Для чего придумали словари?»

Цель: знакомство и различными источниками информации и новым методом исследования; формирование информационных учебных действий.

Познавательные УУД: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах дополнительной литературе;

Оборудование: толковый словарь Ожегова, Историко-этимологический словарь П.Я. Черных, Орфографический словарь, Орфоэпический словарь, карточки с заданиями.

План занятия:

  1. Посещение библиотеки

  2. Работа со словарями

  3. Веселая перемена

  4. Подведение итогов занятия.


I. Посещение библиотеки.

Это занятие проходит в школьной библиотеке совместно с библиотекарем.

Учитель: Сегодня мы начинаем работать над новым проектом, который называется «Мир слов». Наше первое занятие пройдет в библиотеки. Какие родственные слова к слову «библиотека» вы можете назвать? (библиограф, Библия и.т.д.)

Библиотекарь: наш разговор мы начнем со значения самого этого слова. Обратимся к словарю и узнаем значение слова «библиотека». Чтение понятия в словаре.

Учитель: как вы поняли это определение? Для чего служит библиотека? (хранения книг, журналов, газет).

Библиотекарь: Рассказ о истории создания первых библиотек. Значение библиотеки в жизни каждого человека.

Учитель: А теперь посмотрим, какие книги есть в нашей школьной библиотеке.

Библиотекарь: экскурсия по стеллажам библиотеки.

II. Работа со словарями.

Учитель: теперь поговорим о поиске информации как об одном из методов исследования. Вы уже, знаете, что начинать работу над любым проектом надо с энциклопедий, словарей, справочников. Нашими первыми помощниками будут детские энциклопедии.

Библиотекарь: информация в них выстроена по таким принципам: кратко, точно, доступно и в алфавитном порядке. Как вы думаете, почему именно так?

Учитель: Сейчас мы с вами сыграем в игру «Найди книгу». Цель игры объяснить слово или решить проблему, если вы можете это сделать самостоятельно, то решаете ее сами, если нет, то можете попросить помощи у библиотекаря найти нужную книгу в библиотеке.

Учитель: раздает детям карточки с заданиями. См. приложение1.

По ходу решения заданий библиотекарь знакомит ребят со всеми видами словарей, справочников и энциклопедий.

Учитель: мы познакомились с несколькими словарями русского языка. Для защиты проекта «Мир слов» мы будем исследовать два толковых словаря: В.И Даля и С.И Ожегова. Вам нужно разделиться на две команды. Каждая команда в течении трех недель должна подготовить творческий проект- рекламу для презентации этих словарей. Запишем то, что мы должны определить в самом начале работы.

Цель: выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.

Задачи:

  1. Изучить строение словаря

  2. Определить, когда и где можно использовать словарь.

  3. Придумать рекламу для толкового словаря.

Гипотеза: в наше время невозможно обойтись без словаря.

III. Веселая перемена

Игра «Самые умные»

Соревнование двух команд. За правильный ответ один балл.

  1. Закончить фразеологизмы подходящие по смыслу названием животного и объяснить их.

  • Вертеться как …. в колесе.

  • Трещит как…

  • Биться как …. Об лед.

  • Тянуть … за хвост.

  • Как …. Языком слизала.

  • Гоняться за двумя …

  • Белая…..

  • ….. носа не подточит.

  1. Заменить определения одним словом на букву э.

  • Ярлычок с фабричным. торговым клеймом, надписью. Этикетка

  • Соревнование спортивных команд в беге. Эстафета

  • Отделенье флота, под своим флагманом; отряд кораблей, судов, под одним начальством. Эскадра

  • Широкое распространение какой-л. болезни. Эпидемия.

  • Команда, личный состав корабля, самолёта, танка; Экипаж

  • Организованный вывоз, удаление кого-, чего-л. (людей, учреждений, предприятий, оборудования и т.п.) в безопасное место. Эвакуация.

  • Человек, отличающийся эгоизмом, себялюбец. Эгоист.

  • Коллективное (реже индивидуальное) посещение чего-л. (музея, выставки,мемориала поездка куда-л. с образовательной, познавательной целью. Экскурсия.

  • Научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания (преимущественно в форме словаря). Энциклопедия.

IV. Подведение итогов занятия.

  • О каком важном методе исследования мы сегодня говорили?

  • - С какими новыми словарями вы познакомились?

  • Что вам нужно приготовить для защиты проекта?









Приложение 1.

Карточка 1.

Подумай и дай определение слову «малинник».

Подумай, какая книга тебе потребуется? Объясни свой выбор.

Проверь слово . Подтвердилось ли твоё предложение?

Карточка 2.

Маша и Паша готовят доклад о домашних питомцах. С какой полки они возьмут книги? Какие книги они возьмут? Объясни свой выбор.

Карточка 3.

Даша и Наташа захотели подготовить подарок своими руками на день Восьмого марта для мамы. С какой полки они возьмут книги? Какие книги они возьмут? Объясни свой выбор.

Карточка 4.

Валя и Ваня готовят сообщение о планете Земля. С какой полки они возьмут книги? Какие книги они возьмут? Объясни свой выбор.

Карточка 5.

Варвара должна посидеть вечером с маленькими братом и сестрой. С какой полки они возьмут книги? Какие книги они возьмут? Объясни свой выбор.

Карточка 6.

Саша и Маша нашли в лесу незнакомый гриб и принесли его домой.

Какую книгу должны взять дети, чтобы узнать название гриба? С какой полки они возьмут книги? Какие книги они возьмут? Объясни свой выбор.

Карточка 7.

Саша и Маша очень любят В-Н-ГРЕТ, который готовит им мама. Какую книгу должны взять дети, чтобы узнать как пишется слово? С какой полки они возьмут книги? Какие книги они возьмут? Объясни свой выбор.