Конспект занятия по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»
Класс: 2 «А»
Раздел: «Наш помощник- язык».
Тема: «Чудо из чудес»
Цель: познакомить с понятием «проект» и его основными этапами; провести мини-проект.
Познавательные УУД: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах дополнительной литературе;
Оборудование: модель цветка (Незабудка -проект), толковый словарь Ожегова, Историко-этимологический словарь П.Я. Черных, Орфографический словарь, Орфоэпический словарь.
ручные и напольные весы,
План занятия:
Слово учителя о проектах
Работа над пробным проектом
Лингвистическое исследование.
Подведение итогов занятия.
I.Слово учителя о проектах
Мы отправляемся в большое путешествие. Оно называется «Путь грамотности». О чем мы будем говорить? Да, о нашем русском языке. На занятиях курса вам предстоит делать ещё дополнительно много интересного, что связано с русским языком.
Вы попробуете себя в роли ученого, которые проводят исследования и разрабатывают проекты.
Игровой прием «Незабудка -проект»
- Посмотрите, это незабудка. (Учитель показывает изображение цветка.)
- как можно объяснить его название.
- Вы только что высказали несколько гипотез, предположений. Наша незабудка поможет запомнить самые главные слова, самые нужные для проекта.
В центре цветка написано слово «тема», а на лепестках указаны другие понятия: цель, задача, гипотеза, информация, продукт, презентация.
- Ребята объясните эти термины примерами из своего жизненного опыта. Где вы слышали эти слова.
II. Работа над пробным проектом
- Разберем пробный проект с помощью цветка.
Тема- предмет рассмотрения; это то главное, о чем сообщается, что обсуждается, исследуется.
Пусть тема нашего проекта «Любимый портфель». Допустим что вы хотите чтобы ваши родители купили вам новый портфель. Рассмотрим как вы будете действовать. У вас есть цель – получить новый портфель. (Учитель открывает лепесток со словом цель).
Цель – это, то к чему стремятся, что хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того чтобы была достигнута цель, необходимо выполнить некоторые задачи. Ставим задачу: выбрать лучшую модель. (учитель открывает второй лепесток со словом задача)
Задача – это, то что необходимо решить, выполнить. Как достичь цели. У нас могут возникнуть несколько вопросов: Для чего школьникам нужен портфель?
Если человек не пользовался портфелем, но говорит, что он удобен, это будет лишь его предположение. Или гипотеза. (учитель открывает лепесток со словом гипотеза).
Трудно решить задачу, если о современном портфеле толком ничего не знаешь. Нужно собрать информацию. (учитель открывает лепесток со словом информация)
Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чем-либо.
Информация может быть: устная, письменная, текстовая, визуальная.
Этапы мини-проекта «Любимый портфель»
Сбор информации
«Поисковик» - так мы назовем эту работу.
Вопросы для поиска:
Кого вы об этом спросите? Из каких источников вы это можете узнать?
Исследование
Изучение источника, опрос, интервью – это разные методы исследования.
Эксперимент – это опыт, который ставиться для изучения, исследования чего-либо.
(Дети вместе с учителем определяют вес портфелей)
Результаты исследования.
- Придумайте и нарисуйте свою модель портфеля. Сейчас вы работаете над макетом продукта своего проекта «Любимый портфель».
Продукт – это, все что придумано и сделано, изготовлено.
Нам остается сделать выводы.
Вывод – это логический итог рассуждений, умозаключений.
Мы работали над проектом, теперь оформим его и представим публично, т.е. сделаем презентацию.
Презентация – публичное представление чего – либо нового, вновь созданного.
III. Лингвистическое исследование.
А теперь мы исследуем слово «портфель».
Сейчас у нас будет небольшое лингвистическое исследование. Этот вид работы назовем «Библиографический поиск».
Для того чтобы узнать значение слова нам понадобиться словари:
Толковый словарь Ожегова
Историко-этимологический словарь П.Я. Черных
Орфографический словарь
Орфоэпический словарь.
IV. Подведение итогов.
Назовите этапы проекта, используя, незабудку.
Какие слова новые узнали?
Что вас удивило?
Что нового вы хотели бы узнать на следующем занятие?