«Сетевое взаимодействие, как инструмент
организации всестороннего партнерства субъектов образования»
План выступления:
1. О всестороннем партнерстве, как одной из задач образовательной политики государства.
2. Концепция ТЕМП о сетевом взаимодействии.
3. Механизмы реализации образовательной политики в части организации сетевого взаимодействия.
4. Из опыта работы.
5. Поздравление коллег с началом учебного года.
6. Литература.
1. Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.
Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий.
В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах:
Во-первых, сеть - это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получения дополнительного финансирования.
Во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений. Сеть помогает найти прецеденты, получить экспертизу собственных разработок, расширить перечень образовательных услуг, в том числе, посредством реализации образовательных программ в сетевой форме.
Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.
2. В Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» отмечено, что «сетевое взаимодействие представляется сегодня в качестве одного из «влиятельных» механизмов повышения качества естественно-математического и технологического образования. Не только потому, что он обозначен в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» средством организации всестороннего партнерства, но, прежде всего, в силу обладания широкими возможностями для усиления имеющихся в региональной образовательной системе содержательных, материальных, кадровых и других ресурсов. Сетевое взаимодействие позволяет усилить ресурсы одной образовательной организации за счет использования соответствующих ресурсов другой организации. Сетевое взаимодействие помогает существенно расширить содержание и перечень образовательных услуг для обучающихся, в том числе, за счет реализации программ естественно-математического и технологического образования в сетевой форме. Сетевой вариант взаимодействия может быть легко спроецирован на плоскость эффективного использования имеющихся на базе общеобразовательных организаций Челябинской области предметных лабораторий. Перспективным может оказаться вариант, при котором ресурсы одной общеобразовательной организации, выраженные, например, в форме уникальных образовательных программ или услуг для обучающихся, приумножаются материально-техническими возможностями другой организации. Но в любом случае, в основе такого сетевого взаимодействия должны находиться основанные на договорных отношениях взаимовыгодные для всех сторон смыслы».
3. Рассмотрим подробнее возможные механизмы реализации образовательной политики в части организации сетевого взаимодействия.
Теоретическое осмысление проблемы сетевого взаимодействия можно найти в работах многих авторов, начиная с 70-80-х годов прошлого века (Бугрова Н.С., Тарасов С.В., Чучкевич М.М.). Анализ разработанности научного знания по организации сетевого взаимодействия позволил обозначить основные характеристики, свойственные этому процессу, а именно: единые идеи, цель и задачи для сети; существование так называемой фрактальной структуры (множество ячеек сети); отсутствие единоначалия; открытость в системе и самой системы; взаимодействие «по горизонтали». А значит, на первый план выходят такие характеристики, как: пространство (описание горизонтальных и вертикальных связей в сети); информация (содержание этих связей); время (логика развития сетевых отношений) и энергия (способы и формы жизнедеятельности в сети).
В педагогической практике понятие «сеть» как горизонтальное взаимодействие по использованию и распространению функционала и ресурсов также используется уже с конца ХХ века. Сама идея сетевого взаимодействия возникла в системе общего образования в конце 90-х годов. Несомненная заслуга в этом принадлежит А.И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика». Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Образовательную сеть А. И. Адамский определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. В центре организации процесса сетевого взаимодействия стоит персона и событие. Причем, событие инициируется персонами (кем-то конкретно или коллективом), заявляющими таким образом об актуальной потребности в решении этой задачи.
Сам процесс создания сетей не является чем-то новым для педагогической практики. Мы уже давно в образовании занимаемся сетевым взаимодействием через организацию совместных семинаров, конференций, дискуссий и встреч по обмену опытом и проблемным вопросам. В последние десятилетия активно начало развиваться движение ассоциаций в сфере образования. И сегодня существует уже множество профессионально-педагогических сообществ, зарегистрированных как ассоциации (ассоциации педагогов-предметников, молодых учителей).
Повышенный интерес к сетевому взаимодействию в современной образовательной практике связан с появлением в 2002 г. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, в которой выделяются модель внутришкольной профилизации и модель сетевой организации. Именно тогда было впервые озвучено о необходимости проектирования сетевых образовательных программ для обеспечения доступного качественного образования на старшей ступени школьного обучения. Сегодня это стало возможно делать не только в профильных классах, но и в условиях введения нового стандарта общего образования, при проектировании образовательных программ на начальной и основной ступенях, при организации внеурочной деятельности учащихся, при создании программ спортивно-массового характера, сопровождения учеников в образовательном процессе.
Это стало реальностью после выхода нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года) в котором закрепляется сетевая форма реализации сетевых программ, в статье 15 раскрываются возможности для освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. При этом указывается широкий круг возможных партнеров по реализации образовательных задач. И здесь впервые называются законодательно и научные организации, и медицинские, и организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, которые обладают ресурсами, необходимыми для осуществления обучения. Таким образом, на договорной основе, можно совместно с различными образовательными и другими организациями проектировать и реализовывать образовательные программы в целях обучения, производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности.
Возникнув в системе общего образования, идея сетевого взаимодействия нашла свое развитие в сфере дополнительного профессионального образования. Одна из таких форм ресурсные центры. Они представляют собой школы - инновационные площадки, обладающие определенными ресурсами, способные к диссеминации передового педагогического опыта. В их деятельность на добровольной основе включаются как педагоги собственно этого ресурсного цента, так и коллеги из других учреждений образования, социальные партнеры, научные сообщества. Как правило, объединяющая цель основана на заинтересованности членов сети в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети. И, наконец, еще один очень важный аспект сетевого взаимодействия в условиях ресурсного центра – это множественность уровней взаимодействия, которое осуществляется не по административным каналам, и напрямую, между теми учреждениями и людьми, которые и должны и хотят реально вместе решать необходимые вопросы.
Особо следует отметить использование возможностей интернета и средств ИКТ, которое существенно расширяет продуктивность сетевого взаимодействия. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время, каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время. При этом, конечно же, открываются возможности для реализации дистанционного обучения детей и взрослых посредством реализации сетевых образовательных программ.
Итак, механизмы реализации образовательной политики посредством сетевого взаимодействия достаточно разнообразны, как в виртуальном, так и в реальном пространстве. Но было бы неправильно не указать и возможные проблемы при реализации сетевого взаимодействия в образовании, которые все еще существуют сегодня. Это и технологическое и техническое сопровождение самого процесса сетевого взаимодействия; и конвертируемость результатов в рамках общего образования; и недостаточно разработанная все еще нормативно-правовая база (особенно, при проектировании и реализации сетевых образовательных программ; и вопрос стандарта самих сетевых программ; и проблемы интерпретации образова-тельных результатов; и распределение ответственности между субъектами сетевого взаимодействия при достижении образовательных результатов; выделение новых педагогических позиций (сетевой педагог, педагог-навигатор и др.) и, конечно же, механизм оплаты их деятельности в рамках подушевого финансирования; механизмы поддержки сетевых групп и их деятельности со стороны муниципальных и региональных органов власти.
4. Из опыта работы.
В рамках сетевого взаимодействия осуществляется дистанционное обучение детей – инвалидов. В Сурменевской школе на протяжении 3 лет работает сетевой преподаватель Санасапова В.Н.. Она ведет занятия не только со своим учеником, но и по сети обучает детей – инвалидов из города Трехгорного и Усть – Катава. Ее воспитанник принимал участие в дистанционном конкурсе «Мой сетевой преподаватель».
Среди педагогов школы стало традиционным создание собственных сайтов, на которых публикуются собственные методические разработки и материалы, доступные для всей педагогической общественности.
Одной из форм взаимодействия нашей Сурменевской школы с общественными организациями, является работа с областным общественным объединением «Казахский общественный центр «Азамат», общей целью которого является воспитание уважения к своему народу через изучение родного языка, истории, культуры, традиций и быта своего народа. На протяжении 4 лет мною ведется преподавание казахского языка для разновозрастной группы учащихся, желающих изучать родной язык, и чьи родители заинтересованы в этом. В рамках сетевого взаимодействия мы принимаем участие в конкурсах и мероприятиях, организованных центром «Азамат» при поддержке Министерством образования и науки Челябинской области совместно с управлением по развитию языка акимата Костанайской области. Можно отметить и некоторые результаты:
2012 г. Фершанпенуаз, областной конкурс «Учитель казахского языка» - 1 место, там же учащийся Турласов Турехан - лучший результат тестирования,
2015 г. Магнитогорск, областном конкурс на лучшего чтеца стихотворений творчества казахского поэта А. Кунанбаева Турласов Жаслан – 1 место.
Хотелось бы сказать о взаимодействии депутатского корпуса с образовательными учреждениями. Ввиду своей общественной деятельности, мне, как депутату районного собрания приходится принимать участие не только в решении существующих проблем в школах и детских садах, но и в воспитательной работе (Парламентские уроки, встречи с советом старшеклассников, организации конкурса «Если бы я был депутатом»).
Итак, именно становление сетевого взаимодействия в образовании отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в целом, и способно удовлетворить потребности каждого субъекта этого взаимодействия.
5. Поздравление.
6. Литература
1. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике/Педагогика в современном мире// Сборник статей всероссийской научной конференции. – Санкт-Петербург: Издательство «Лема», 2011. – с.123-129.
2. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013.
3. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2006
4. Кеспиков В.Н., Солодкова М.И., Ильясов Д.Ф. Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»./ Челябинск,ЧИППКРО,2014 г.