СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
П.А Иванова , магистр прикладной математики и информатики.
E-mail: р[email protected]
В данной статье рассматриваются образовательные ресурсы и их применение в учебном процессе.
In given article educational resources and their application in educational process are considered.
Оқу барысындағы бiлiм беретiн қорлар және олардың қолдануларын осы бапта қаралады
Разработка и эксплуатация информационных образовательных ресурсов неразрывно связана с оценкой эффективности их применения в образовательном процессе. Образовательная среда как педагогическая система, в которой реализуется учебно-воспитательный процесс, в общем случае состоит из таких элементов, как цели образования, содержание образования, преподаватель, студенты, технологическая подсистема. Сетевые информационные образовательные ресурсы (далее – сетевой ресурс) - это дидактический, программный и технический комплекс, предназначенный для обучения с преимущественным использованием среды Интернет. Интернет независимо от расположения обучающих и обучающихся в пространстве и во времени. Обучение с помощью сетевых ресурсов может рассматриваться как целенаправленный, организованный процесс взаимодействия обучающихся (студентов) с обучающими (преподавателями), между собой и со средствами обучения, причем он некритичен к их расположению в пространстве и во времени.
Сетевой ресурс может использоваться в учебном процессе в различных пропорциях в очной, заочной, вечерней формах получения образования. Таким образом, сетевой ресурс - это учебно-методический интерактивный комплекс, использование которого позволяет реализовать полный дидактический цикл обучения по дисциплине учебного плана.
Дидактические свойства сетевого ресурса в процессе обучения позволяют реализовать:
представление на экранах мониторов персональных компьютеров преподавателей и студентов учебно-методической информации, а также возможность получения твердых копий целенаправленно выбираемой части информации, содержащейся в сетевом ресурсе;
диалоговый обмен между участниками образовательного процесса в реальном (on-line) и отложенном (off-line) режиме учебной, методической, научно-образовательной и функционально-производственной информацией и другой, отражающей учебно-методическую и административную информацию (в текстовом, речевом, графическом и мультимедийном вариантах) независимо от расположения участников образовательного процесса в пространстве и во времени;
обработка передаваемой и получаемой информации (хранение, распечатка, воспроизведение, редактирование) в реальном и отложенном времени;
доступ к различным источникам информации (порталам, электронным библиотекам, базам данных, ресурсам Интернет т.п.); доступ к удаленным вычислительным ресурсам, лабораторным практикумам, учебным курсам и контролирующим материалам;
организация коллективных форм общения преподавателя со студентами и студентов между собой посредством теле и видеоконференций;
обмен определенной заранее заданной части информации в конфиденциальной форме и регламентированный доступ;
техническая консультационная поддержка функционирования сетевого ресурса.
С целью разработки методов и алгоритмов использования сетевых ресурсов в реальном учебном процессе, а также обеспечения подготовки преподавателей для самостоятельной разработки учебно-методических материалов и организации внедрения этих разработок в учебный процесс, необходимо наличие:
электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине;
документооборота;
преподавателей, специально подготовленных для работы в новой образовательной среде;
электронных форм проверки знаний обучающихся.
Конечной целью становится создание технологической платформы, которая позволит в полной мере использовать ресурс в реальном учебном процессе вуза.
Структура и наполнение блоков сетевого ресурса
Для создания сетевых ресурсов с помощью готовых инструментальных средств разработки и использования сетевых курсов преподавателю желательно подготовить учебный материал по форме, описанной ниже.
Структура и содержание инструктивного блока.
Объем блока около 10-15 стр.
1. Содержание блока включает в себя:
1.1. Учебную программу;
1.2. Руководство по изучению дисциплины.
2. Информационный блок
Объем блока составляет 15-20 стр. для социально-гуманитарных дисциплин. Объем информации, которое включается в блок, равно объему содержания традиционной лекции, а количество блоков равно количеству, указанному в тематическом плане.
Структура содержания каждого блока включает в себя:
2.1 введение к лекции (перечислить, что будет знать и уметь студент после ее изучения).
2.2 учебную информацию, которая представляется в рукописном варианте в виде текста, если необходимо с рисунками, графиками, таблицами (желательно напечатанной в редакторе WinWord).
В случае психолого-педагогической необходимости по желанию автора могут быть включены:
гиперссылки (ссылки отмечаются номерами в тексте, а содержание их печатается отдельно, при ссылках на ресурсы Интернет указывается только адрес сайта);
аудио, видео фрагменты (изготовление и сценарии их использования согласовываются отдельно);
готовые компьютерные обучающие программы по тематике дисциплины, встраиваемые в блок (сценарии их применения согласовываются отдельно);
2.3 выводы.
3. Коммуникативный блок (семинар)
Количество блоков равно числу семинаров, указанному в тематическом плане, а его объем составляет ориентировочно 1-2 стр.
Каждый блок имеет следующую структуру.
3.1 тема семинара;
3.2 учебные вопросы;
3.3 литература;
4. Контрольный блок (экзамен)
Объем 4-5 стр. Содержание блока включает в себя:
4.1 Вопросы к экзамену не менее 30. Половина вопросов может состоять из типовых задач.
Методические рекомендации по работе преподавателей и студентов с учебными сетевыми ресурсами
Для преподавателей.
Работа преподавателя с учебными сетевыми ресурсами портала должна начинаться с анализа результатов работы по изучению курсов студентами.
С этой целью:
обращается к блоку "сведения о студентах", а также к блоку " контроля за качеством изучения студентов учебного материала";
определяет уровень усвоения каждым студентом содержания учебного материала из разделов и тем информационного блока;
разрабатывает для каждого студента частные задания на подготовку к работе с коммуникативным блоком;
определяет время на выполнение заданий студентами и начало их работы с коммуникативным блоком;
в зависимости от уровня подготовленности студентов к работе с коммуникативным блоком преподаватель выбирает методику проведения практического занятия: семинара, игры, тренинга и т.д.;
в ходе работы с коммуникативным блоком преподаватель должен постоянно проводить сравнение целей (цели изучения формулируются преподавателем в инструктивном блоке) и результатов изучения студентами учебного материала;
Для студентов.
Работа студента с учебным сетевым курсом должна начинаться с обращения к инструктивному блоку в сетевом курсе. В ходе работы студент обязан:
изучить учебную программу и понять требования руководства по изучению содержания учебной дисциплины;
отметить и вывесить на доску объявлений для преподавателя неясные вопросы, получить на них ответы;
изучить и понять содержание информационного блока;
пройти тестирование по всем запланированным преподавателем теоретическим темам;
подготовиться к работе с коммуникативным блоком, выполнив частные задания преподавателя;
дать заявку преподавателю на участие в практическом занятии(семинаре, игре, тренинге) в реальном или отсроченном времени;
принять участие во всех практических занятиях, запланированных преподавателем, и получить положительную оценку за результаты своей работы;
пройти контрольное тестирование за весь курс и получить положительную оценку.
По виду функционирования ресурса можно выделить: динамический ресурс, содержание которого периодически обновляется и статический ресурс, содержание которого не обновляется.
По профилям обучения можно выделить:
ресурс, содержащий информацию гуманитарно-филологического направления;
ресурс, содержащий информацию социально-экономического направления;
ресурс, содержащий информацию химико-биологического направления;
ресурс, содержащий информацию технико-технического направления;
ресурс, содержащий информацию физико-математического направления и др.
По доступу к ресурсу можно выделить:
сайты, предоставляющие открытый доступ к ресурсу (не требует регистрации);
сайты, предоставляющие доступ к ресурсу через регистрацию;
сайты, предоставляющие частичный доступ к ресурсу (отдельные компоненты ресурса предоставляются пользователю без регистрации на сайте, а другие компоненты – после регистрации в конкретном разделе сайта).
По типам образовательных web-сайтов можно выделить:
ресурс, доступный на сайтах дистанционного обучения. К такому типу относятся сайты, содержащие электронные курсы лекций, лабораторные практикумы, электронные задачники, электронные учебники; сайты, предназначенные для тестирования, оценки знаний; сайты центров дистанционного обучения и центров тестирования.
ресурс, доступный на сайтах исследовательской деятельности. К такому типу относятся сайты, содержащие исследовательские работы студентов, студентов и др.; научные лаборатории; творческие мастерские; сайты научно-исследовательских и учебных центров.
ресурс, доступный на сайтах образовательных Internet-проектов. К такому типу относятся сайты, проводящие телекоммуникационные олимпиады и викторины; предназначенные для проведения образовательных конкурсов; сайты, осуществляющие информационно-развлекательные проекты образовательной тематики; сайты, предназначенные для формирования связей между участниками образовательного процесса.
ресурс, доступный на сайтах учебных заведений. К такому типу относятся: сайты вузов, сайты факультетов вузов, сайты высших учебных заведений.
ресурс, доступный на сайтах справочного характера категории “Образование”. К такому типу относятся: электронные энциклопедии, сайты-словари, электронные справочники, сайты-каталоги, базы данных, сайты, содержащие справочную информацию о проводимых конференциях и т.п.
В настоящее время в Интернете размещено достаточно большое количество образовательных сайтов и их число постоянно растет. С их помощью обучающиеся могут не только осуществлять поиск, передачу и обработку учебной информации, а также общаться с другими студентами, задавать интересующие их вопросы преподавателям и т.д. Следует отметить, что создание образовательных сайтов является одной из важнейших технологий разработки ресурсов Интернета.
Определим понятие Web-сайта.
Web-сайт – системное многоуровневое объединение разных ресурсов и сервисов, который обладает возможностью как привлекать большое число пользователей, так и отбирать информацию об их интересах [3].
Web-сайт – это информационный ресурс, состоящий из связанных между собой гипертекстовых документов (Web-страниц), размещенный на Web-сервере и имеющий индивидуальный адрес [4]. Web-сервером может называться как программное обеспечение, выполняющее функции web-сервера, так и компьютер, на котором это программное обеспечение работает.
Таким образом, образовательный сайт – это информационный продукт, опубликованный в Интернете, состоящий из web-страниц и позволяющий осуществлять поиск и обработку учебной информации, высказывать свои мнения и общаться с другими участниками в реальном времени, оставлять комментарии к фотографиям, иллюстрациям или публикациям, а так же участвовать в опросах и голосованиях.
При разработке любого сайта, не только образовательного, необходимо учитывать определенные аспекты [5]:
- высокое качество информационного наполнения и грамотность его подачи;
- оригинальность и эстетическая привлекательность внешнего облика страниц;
- доступность содержания сайта для максимально широкого круга пользователей;
- эргономичность элементов пользовательского интерфейса сайта, обеспечивающая высокую эффективность, но в тоже время легкость взаимодействия с web-ресурсом;
- надежность и безопасность используемых технологических решений, четкая согласованность работы всех компонентов.
На основе анализа результатов исследований и информационных ресурсов авторами выделяются разные этапы разработки сайта, например [5]: определение задач и целей, разработка технического задания, разработка дизайна сайта, программирование, тестирование, ввод в эксплуатацию, информационное наполнение и техническая поддержка. Эти этапы предполагают технологическую цепочку создания сайта, полностью подчиненную основным целям и задачам будущего проекта.
Выделим четыре главных этапа разработки образовательного сайта: планирование, реализация, тестирование, публикация.
В табл. 2 представлены этапы разработки сайта и цели каждого этапа.
Таблица №2. Этапы разработки сайта
№ | Название этапа | Цель этапа |
1. | Планирование | Определение цели, структуры, содержания и особенностей оформления образовательного сайта, а так же составления технического задания и плана проведения работ, сбор необходимых материалов для сайта, формирование концепции дизайна. |
2. | Реализация | Подготовка текстового и графического материала, который разбивается по модулям в соответствии со структурой и организация связи между модулями. |
3. | Тестирование | Проверка скорости загрузки страниц сайта, при необходимости, дополнительная корректировка и оптимизация графических изображений, составляющих элементы дизайна и информационное наполнение. |
4. | Публикация | Выбор технической площадки для размещения сайта - сервер провайдера Интернет либо собственный сервер заказчика. Перенос и размещение всех подготовленных в ходе разработки компонентов сайта на техническую площадку. |
Таким образом, разработка образовательного сайта – это трудоемкий и сложный процесс.
Литература
Экономическая информатика. М.: ИНФРА-М, 2005. 958 с.
Основы web-технологий. М.: ИНТУИТ.РУ, 2005. 512 с.
Веб-дизайн студия «Цифровой Век» Режим доступа: http://www.cvek.ru/article/whatsite/ – Загл. с экрана.
Ломов, А.Ю. CSS, скрипты: практика создания сайтов. СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 416 с.
Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.