СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются образовательные ресурсы и их применение в учебном процессе.

In given article educational resources and their application in educational process are considered.

О?у барысында?ы бiлiм беретiн ?орлар ж?не оларды? ?олдануларын осы бапта ?аралады

Просмотр содержимого документа
«СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

П.А Иванова , магистр прикладной математики и информатики.

E-mail: р[email protected]

В данной статье рассматриваются образовательные ресурсы и их применение в учебном процессе.

In given article educational resources and their application in educational process are considered.

Оқу барысындағы бiлiм беретiн қорлар және олардың қолдануларын осы бапта қаралады


Разработка и эксплуатация информационных образовательных ресурсов неразрывно связана с оценкой эффективности их применения в образовательном процессе. Образовательная среда как педагогическая система, в которой реализуется учебно-воспитательный процесс, в общем случае состоит из таких элементов, как цели образования, содержание образования, преподаватель, студенты, технологическая подсистема. Сетевые информационные образовательные ресурсы (далее – сетевой ресурс) - это дидактический, программный и технический комплекс, предназначенный для обучения с преимущественным использованием среды Интернет. Интернет независимо от расположения обучающих и обучающихся в пространстве и во времени. Обучение с помощью сетевых ресурсов может рассматриваться как целенаправленный, организованный процесс взаимодействия обучающихся (студентов) с обучающими (преподавателями), между собой и со средствами обучения, причем он некритичен к их расположению в пространстве и во времени.

Сетевой ресурс может использоваться в учебном процессе в различных пропорциях в очной, заочной, вечерней формах получения образования. Таким образом, сетевой ресурс - это учебно-методический интерактивный комплекс, использование которого позволяет реализовать полный дидактический цикл обучения по дисциплине учебного плана.

Дидактические свойства сетевого ресурса в процессе обучения позволяют реализовать:

  • представление на экранах мониторов персональных компьютеров преподавателей и студентов учебно-методической информации, а также возможность получения твердых копий целенаправленно выбираемой части информации, содержащейся в сетевом ресурсе;

  • диалоговый обмен между участниками образовательного процесса в реальном (on-line) и отложенном (off-line) режиме учебной, методической, научно-образовательной и функционально-производственной информацией и другой, отражающей учебно-методическую и административную информацию (в текстовом, речевом, графическом и мультимедийном вариантах) независимо от расположения участников образовательного процесса в пространстве и во времени;

  • обработка передаваемой и получаемой информации (хранение, распечатка, воспроизведение, редактирование) в реальном и отложенном времени;

  • доступ к различным источникам информации (порталам, электронным библиотекам, базам данных, ресурсам Интернет т.п.); доступ к удаленным вычислительным ресурсам, лабораторным практикумам, учебным курсам и контролирующим материалам;

  • организация коллективных форм общения преподавателя со студентами и студентов между собой посредством теле и видеоконференций;

  • обмен определенной заранее заданной части информации в конфиденциальной форме и регламентированный доступ;

  • техническая консультационная поддержка функционирования сетевого ресурса.

С целью разработки методов и алгоритмов использования сетевых ресурсов в реальном учебном процессе, а также обеспечения подготовки преподавателей для самостоятельной разработки учебно-методических материалов и организации внедрения этих разработок в учебный процесс, необходимо наличие:

  • электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине;

  • документооборота;

  • преподавателей, специально подготовленных для работы в новой образовательной среде;

  • электронных форм проверки знаний обучающихся.

Конечной целью становится создание технологической платформы, которая позволит в полной мере использовать ресурс в реальном учебном процессе вуза.


Структура и наполнение блоков сетевого ресурса

Для создания сетевых ресурсов с помощью готовых инструментальных средств разработки и использования сетевых курсов преподавателю желательно подготовить учебный материал по форме, описанной ниже.


Структура и содержание инструктивного блока.

Объем блока около 10-15 стр.

1. Содержание блока включает в себя:

1.1. Учебную программу;

1.2. Руководство по изучению дисциплины.

2. Информационный блок

Объем блока составляет 15-20 стр. для социально-гуманитарных дисциплин. Объем информации, которое включается в блок, равно объему содержания традиционной лекции, а количество блоков равно количеству, указанному в тематическом плане.

Структура содержания каждого блока включает в себя:

2.1 введение к лекции (перечислить, что будет знать и уметь студент после ее изучения).

2.2 учебную информацию, которая представляется в рукописном варианте в виде текста, если необходимо с рисунками, графиками, таблицами (желательно напечатанной в редакторе WinWord).

В случае психолого-педагогической необходимости по желанию автора могут быть включены:

  • гиперссылки (ссылки отмечаются номерами в тексте, а содержание их печатается отдельно, при ссылках на ресурсы Интернет указывается только адрес сайта);

  • аудио, видео фрагменты (изготовление и сценарии их использования согласовываются отдельно);

  • готовые компьютерные обучающие программы по тематике дисциплины, встраиваемые в блок (сценарии их применения согласовываются отдельно);

2.3 выводы.

3. Коммуникативный блок (семинар)

Количество блоков равно числу семинаров, указанному в тематическом плане, а его объем составляет ориентировочно 1-2 стр.

Каждый блок имеет следующую структуру.

3.1 тема семинара;

3.2 учебные вопросы;

3.3 литература;

4. Контрольный блок (экзамен)

Объем 4-5 стр. Содержание блока включает в себя:

4.1 Вопросы к экзамену не менее 30. Половина вопросов может состоять из типовых задач.


Методические рекомендации по работе преподавателей и студентов с учебными сетевыми ресурсами

Для преподавателей.

Работа преподавателя с учебными сетевыми ресурсами портала должна начинаться с анализа результатов работы по изучению курсов студентами.

С этой целью:

  • обращается к блоку "сведения о студентах", а также к блоку " контроля за качеством изучения студентов учебного материала";

  • определяет уровень усвоения каждым студентом содержания учебного материала из разделов и тем информационного блока;

  • разрабатывает для каждого студента частные задания на подготовку к работе с коммуникативным блоком;

  • определяет время на выполнение заданий студентами и начало их работы с коммуникативным блоком;

  • в зависимости от уровня подготовленности студентов к работе с коммуникативным блоком преподаватель выбирает методику проведения практического занятия: семинара, игры, тренинга и т.д.;

  • в ходе работы с коммуникативным блоком преподаватель должен постоянно проводить сравнение целей (цели изучения формулируются преподавателем в инструктивном блоке) и результатов изучения студентами учебного материала;


Для студентов.

Работа студента с учебным сетевым курсом должна начинаться с обращения к инструктивному блоку в сетевом курсе. В ходе работы студент обязан:

  • изучить учебную программу и понять требования руководства по изучению содержания учебной дисциплины;

  • отметить и вывесить на доску объявлений для преподавателя неясные вопросы, получить на них ответы;

  • изучить и понять содержание информационного блока;

  • пройти тестирование по всем запланированным преподавателем теоретическим темам;

  • подготовиться к работе с коммуникативным блоком, выполнив частные задания преподавателя;

  • дать заявку преподавателю на участие в практическом занятии(семинаре, игре, тренинге) в реальном или отсроченном времени;

  • принять участие во всех практических занятиях, запланированных преподавателем, и получить положительную оценку за результаты своей работы;

  • пройти контрольное тестирование за весь курс и получить положительную оценку.

По виду функционирования ресурса можно выделить: динамический ресурс, содержание которого периодически обновляется и статический ресурс, содержание которого не обновляется.

По профилям обучения можно выделить:

  • ресурс, содержащий информацию гуманитарно-филологического направления;

  • ресурс, содержащий информацию социально-экономического направления;

  • ресурс, содержащий информацию химико-биологического направления;

  • ресурс, содержащий информацию технико-технического направления;

  • ресурс, содержащий информацию физико-математического направления и др.

По доступу к ресурсу можно выделить:

  • сайты, предоставляющие открытый доступ к ресурсу (не требует регистрации);

  • сайты, предоставляющие доступ к ресурсу через регистрацию;

  • сайты, предоставляющие частичный доступ к ресурсу (отдельные компоненты ресурса предоставляются пользователю без регистрации на сайте, а другие компоненты – после регистрации в конкретном разделе сайта).

По типам образовательных web-сайтов можно выделить:

  • ресурс, доступный на сайтах дистанционного обучения. К такому типу относятся сайты, содержащие электронные курсы лекций, лабораторные практикумы, электронные задачники, электронные учебники; сайты, предназначенные для тестирования, оценки знаний; сайты центров дистанционного обучения и центров тестирования.

  • ресурс, доступный на сайтах исследовательской деятельности. К такому типу относятся сайты, содержащие исследовательские работы студентов, студентов и др.; научные лаборатории; творческие мастерские; сайты научно-исследовательских и учебных центров.

  • ресурс, доступный на сайтах образовательных Internet-проектов. К такому типу относятся сайты, проводящие телекоммуникационные олимпиады и викторины; предназначенные для проведения образовательных конкурсов; сайты, осуществляющие информационно-развлекательные проекты образовательной тематики; сайты, предназначенные для формирования связей между участниками образовательного процесса.

  • ресурс, доступный на сайтах учебных заведений. К такому типу относятся: сайты вузов, сайты факультетов вузов, сайты высших учебных заведений.

  • ресурс, доступный на сайтах справочного характера категории “Образование”. К такому типу относятся: электронные энциклопедии, сайты-словари, электронные справочники, сайты-каталоги, базы данных, сайты, содержащие справочную информацию о проводимых конференциях и т.п.

В настоящее время в Интернете размещено достаточно большое количество образовательных сайтов и их число постоянно растет. С их помощью обучающиеся могут не только осуществлять поиск, передачу и обработку учебной информации, а также общаться с другими студентами, задавать интересующие их вопросы преподавателям и т.д. Следует отметить, что создание образовательных сайтов является одной из важнейших технологий разработки ресурсов Интернета.

Определим понятие Web-сайта.

Web-сайт – системное многоуровневое объединение разных ресурсов и сервисов, который обладает возможностью как привлекать большое число пользователей, так и отбирать информацию об их интересах [3].

Web-сайт – это информационный ресурс, состоящий из связанных между собой гипертекстовых документов (Web-страниц), размещенный на Web-сервере и имеющий индивидуальный адрес [4]. Web-сервером может называться как программное обеспечение, выполняющее функции web-сервера, так и компьютер, на котором это программное обеспечение работает.

Таким образом, образовательный сайт – это информационный продукт, опубликованный в Интернете, состоящий из web-страниц и позволяющий осуществлять поиск и обработку учебной информации, высказывать свои мнения и общаться с другими участниками в реальном времени, оставлять комментарии к фотографиям, иллюстрациям или публикациям, а так же участвовать в опросах и голосованиях.

При разработке любого сайта, не только образовательного, необходимо учитывать определенные аспекты [5]:

- высокое качество информационного наполнения и грамотность его подачи;

- оригинальность и эстетическая привлекательность внешнего облика страниц;

- доступность содержания сайта для максимально широкого круга пользователей;

- эргономичность элементов пользовательского интерфейса сайта, обеспечивающая высокую эффективность, но в тоже время легкость взаимодействия с web-ресурсом;

- надежность и безопасность используемых технологических решений, четкая согласованность работы всех компонентов.

На основе анализа результатов исследований и информационных ресурсов авторами выделяются разные этапы разработки сайта, например [5]: определение задач и целей, разработка технического задания, разработка дизайна сайта, программирование, тестирование, ввод в эксплуатацию, информационное наполнение и техническая поддержка. Эти этапы предполагают технологическую цепочку создания сайта, полностью подчиненную основным целям и задачам будущего проекта.

Выделим четыре главных этапа разработки образовательного сайта: планирование, реализация, тестирование, публикация.

В табл. 2 представлены этапы разработки сайта и цели каждого этапа.


Таблица №2. Этапы разработки сайта


Название этапа

Цель этапа

1.

Планирование

Определение цели, структуры, содержания и особенностей оформления образовательного сайта, а так же составления технического задания и плана проведения работ, сбор необходимых материалов для сайта, формирование концепции дизайна.

2.

Реализация

Подготовка текстового и графического материала, который разбивается по модулям в соответствии со структурой и организация связи между модулями.

3.

Тестирование

Проверка скорости загрузки страниц сайта, при необходимости, дополнительная корректировка и оптимизация графических изображений, составляющих элементы дизайна и информационное наполнение.

4.

Публикация

Выбор технической площадки для размещения сайта - сервер провайдера Интернет либо собственный сервер заказчика.

Перенос и размещение всех подготовленных в ходе разработки компонентов сайта на техническую площадку.


Таким образом, разработка образовательного сайта – это трудоемкий и сложный процесс.

Литература

  1. Экономическая информатика. М.: ИНФРА-М, 2005. 958 с.

  2. Основы web-технологий. М.: ИНТУИТ.РУ, 2005. 512 с.

  3. Веб-дизайн студия «Цифровой Век» Режим доступа: http://www.cvek.ru/article/whatsite/ – Загл. с экрана.

  4. Ломов, А.Ю. CSS, скрипты: практика создания сайтов. СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 416 с.

  5. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.