СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сетевые педагогические сообщества и их роль в развитии профессиональной компетентности учителя

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях информатизации общества и динамичного развития информационно-коммуникационных технологий возрастают требования к учителю со стороны учащихся, родителей, социума. Время диктует необходимость активизации процессов самообразования педагогов. Важную роль в повышении профессиональной компетентности учителя играют сетевые педагогические сообщества. 

Эта разработка является выступлением на августовском совещании директоров школ нашего района в 2013 годе. 

Просмотр содержимого документа
«Сетевые педагогические сообщества и их роль в развитии профессиональной компетентности учителя»

Выступление на районном августовском совещании директоров по теме «Сетевые педагогические сообщества и их роль в развитии профессиональной компетентности учителя»

Подготовил: зам. директора по ИКТ МБОУ «Пилюгинская СОШ» Бугурусланского района Оренбургской области Кинельская С.А.



В условиях информатизации общества и динамичного развития информационно-коммуникационных технологий возрастают требования к учителю со стороны учащихся, родителей, социума. Время диктует необходимость активизации процессов самообразования педагогов.

Важную роль в повышении профессиональной компетентности учителя играют сетевые педагогические сообщества.

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Цели сетевого сообщества:

  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;

  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;

  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;

  • обмен опытом учения-обучения;

  • распространение успешных педагогических практик;

  • поддержка новых образовательных инициатив.

В сетевых педагогических сообществах можно поддерживать активность, используя следующие формы деятельности:

  • Обучающий семинар

  • Виртуальная конференция

  • Конкурс

  • Проект

  • Акция

  • Виртуальная экскурсия

  • "Мастерская" или мастер-класс

  • Опрос

  • Обсуждение в чате

  • Фестиваль проектов

  • Телеконференция

  • Проектировочный семинар

Кадровый анализ педагогов – участников различных профессиональных сообществ убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 75% активной аудитории портала – учителя высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты, что позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.

Участвуя в различных педагогических сообществах, учитель имеет возможность:

  • обучаться и приобретать знания, умения и компетенции;

  • получать самую современную информацию по интересующей теме;

  • иметь доступ к методической базе разработок;

  • общаться с коллегами на различных форумах;

  • получать методическую поддержку педагогов, квалифицированные консультации и советы экспертов;

  • участвовать в работе профессиональных сообществ;

  • публиковать свои материалы;

  • принять участие в обсуждении опубликованных материалов;

  • внедрять в образовательный процесс инновационные технологии и методы дистанционного обучения;

  • участвовать в профессиональных конкурсах и др.

    1. Особенности педагогических сетевых сообществ


Особенность сетевого сообщества

В чем проявляется?

Виртуальная пассивность

Период активных обсуждений и обмен мнениями пришелся на 2001-2003 гг. В настоящее время вновь можно отметить возрастающую активность участников сетевых сообществ.

Скромность

Учитель боится высказать свое мнение, рассказать что происходит с ним, в нем, около него. Раскрепощенность учителя практически отсутствует, т.к. его поведение должно «работать» на «авторитетный имидж».

Дружелюбность и открытость

Готовность «по-старинке» делиться открытиями и наработками, отдавать коллегам плоды своих исследований – пока еще отличительная особенность российского Интернета и его посетителей.

Слабая техническая база на местах

Отчеты о компьютеризации и интернетизации школ прошли. Вроде бы все хорошо. Но по прежнему, во многих школах компьютеры остаются декорациями, а Интернет – мифом.

Недостаток времени, занятость

Это один из распространенных ответов педагогов – почему он не пользуется интернет-ресурсами. Он слишком распространен, чтобы обойти его вниманием, хотя на первый взгляд – он по-детски наивен.

Веб 2.0 (Web 2.0) – название современной концепции развития Интернет, принципиальным отличием которой является возможность создавать содержимое Интернета любому пользователю. Веб 2.0 – второе поколение сетевых сервисов, действующих в Интернете.

Как же учителя используют предоставленные возможности?

Любопытны результаты одного опроса, проведенного на страницах Открытого класса (отвечал 1271 человек)

На вопрос: «Для меня работа в социальных образовательных сетях - это, прежде всего, ...» (можно выбрать не более 2 ответов) были выбраны такие ответы:

  • возможность познакомиться с опытом коллег - 64%

  • возможность повысить профессиональные умения - 42%

  • способ улучшить ИКТ-навыки - 37%

  • удобный способ поиска материалов к уроку - 37%

  • новые формы работы с учениками - 27%

  • возможность поделиться своим опытом - 25%

  • интересное общение - 22%

  • участие в профессиональных конкурсах - 22%

  • возможность проявить себя за рамками урока, школы - 18%

  • расширение географии школьных проектов - 6%

К сожалению, большая часть наших учителей используют ресурсы сетевых сообществ в основном для знакомства с проектами и материалами коллег. К осознанию того, что Интернет-среда сетевого взаимодействия педагогов, инструмент в образовательном процессе, учителя пришли ещё не в полной мере. В руках руководителя школы есть мощные инструменты для стимулирования активных учителей. Это не только материальное вознаграждение (или его лишение), это возможность похвалить, сыграть на самолюбии, создать условия для конкурентной борьбы за лидерство в конкурсе в вашем педагогическом коллективе. Но не забывайте бессмертные слова Грибоедова «А судьи кто?». Если руководитель сам не является участником никакого сетевого педагогического сообщество, то как он может требовать этого от своих подчиненных?

Некоторые из вас смотрят на меня и думают: «Ей легко говорить, их школа укомплектована педагогическими кадрами, оснащена современной компьютерной техникой, есть стабильный выход в сеть Интернет. А у меня 5 компьютеров, интернет ловим раз в день кастрюлькой, учитель русского языка ведет и математику, и физику, а им подавай сетевое взаимодействие!» Так это все я говорю именно для вас, тех у кого эти проблемы. Это ваши педагоги испытывают трудности в составлении тематического планирования по незнакомой им дисциплине и бездумно копируют его с просторов Интернета. Если он или она — единственный учитель по этому предмету в вашей школе, с кем ему обсудить сложную задачу, задать вопрос и получить на него квалифицированный ответ? Как не шарахаться при словах вики-среда, блоги и форумы? Как повысить свою профессиональную компетентность, не выходя из дома и в удобное время, которого всегда не хватает? Работа в сетевых педагогических сообществах способна помочь решить пусть не все, но хотя бы часть этих проблем.

Коротко о некоторых педагогических сообществах.


Умная Школа: Национальный образовательный проект
Адрес сайта: http://умная-школа.рф

Обсуждение законопроекта № 171 Об образовании в Российской Федерации для профессионального педагогического сообщества, учителей, родителей и учащихся


 

ПЕДСОВЕТ: образование, учитель, школа
Адрес сайта: http://pedsovet.org/

"Всероссийский интернет-педсовет". А также Блоги, форумы, консультации и календарь событий


 "Педсовет.су" В основе сайта лежит идея взаимопомощи: "учитель, помоги учителю!" На сайте вы можно опубликовать свой авторский материал и получить свидетельство о публикации электронного ресурса. Получить квалифицированную помощь в решении ваших проблем.

Открытый класс
Адрес сайта: http://www.openclass.ru/

Открытый класс - сетевое педагогическое сообщество


 

Интергуру. Интернет - государство учителей.
Адрес сайта: http://www.intergu.ru/

Интернет - государство учителей  – это открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой


 

Сеть творческих учителей
Адрес сайта: http://www.it-n.ru/

Крупнейший учительский Интернет – проект России. Чтобы быть в курсе происходящего на портале, пользователю достаточно подписаться на рассылки.


 

Letopisi.ru
Адрес сайта: http://letopisi.ru

Коллективная образовательная энциклопедия


 

Moodle et Cetera
Адрес сайта: http://moodlefree.ru/

Сообщество посвящено использованию ИКТ в образовательном процессе.


 

Сообщество учителей информатики
Адрес сайта: http://www.oivt.ru/

Коллективный блог о компьютерах, методике и детях

 

«СоцОбраз»
Адрес сайта: http://www.socobraz.ru

Интерактивная площадка для обмена опытом учителей, методистов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных психологов


 

ПскоВики
Адрес сайта: http://wiki.pskovedu.ru

Псковская региональная образовательная Wiki


 

Вики-Владимир
Адрес сайта: http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru

Данный ресурс поддерживается Владимирским институтом повышения квалификации работников образования


 

Методисты
Адрес сайта: http://metodisty.ru/

Профессиональное сообщество педагогов


 

Сообщество учителей английского языка Tea4er.ru
Адрес сайта: http://www.tea4er.ru/home

Сообщество учителей английского языка, форум, блоги, партнеры, олимпиады, проекты


 

Проект «E-Learning Россия»
Адрес сайта: http://www.elearning-russia.ru/

Международный форум по образованию «E-Learning Россия: возможности электронного обучения сегодня» –  


 

Учительский портал
Адрес сайта: http://www.uchportal.ru/

Форум, статьи, разработки


 

Школа успешного учителя
Адрес сайта: http://edu-lider.ru

Методическая поддержка педагогов в продвижении профессиональной карьеры


 

Сообщество учителей Intel Education Galaxy
Адрес сайта: http://edugalaxy.intel.ru/

Будущее образования в свете использования новых информационных технологий в Сообществу учителей Intel® Education Galaxy - Образовательной галактике Intel®.


 

Профобразование
Адрес сайта: http://www.profobrazovanie.org

Сообщество Профобразование - это единственный самостоятельный интернет-ресурс для общения и обмена опытом между преподавателями и мастерами начального и среднего профессионального образования, обсуждения вопросов обучения, воспитания, проблем в образовании и обществе.


 

Педагогический Интернет-клуб педагогов Тамбовской области
Адрес сайта: http://club-edu.tambov.ru/main/welcome/

Педагогический Интернет-клуб для работников учреждений общего, начального и среднего профессионального образования Тамбовской области. Сетевое сообщество педагогов.


 

ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНИКОВ
Адрес сайта: http://www.fsu-expert.ru/

ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНИКОВ/ Федеральный совет по учебникам МОН РФ.


 

Поект "Учим.инфо"
Адрес сайта: http://uchim.info/

Проекты в сфере школьного образования


Сегодня вы не только услышали, но и увидели, осталось попробовать сами выйти в сетевые сообщества. Вы убедились, что это совсем несложно. Пробуйте сами пойти дальше, и тогда «это станет вашим навсегда». Удачи Вам!


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!