СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сетевые учебные проекты как способ организации внеурочной деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье рассказывается о новом виде сотрудничества обучающихся начальной школы, родителей и педагогов, эффективном способе организации  внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО. Автор делится опытом участия в сетевых учебных проектах.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, информационные технологии; сетевые учебные проекты;  воспитание; индивидуальная работа с обучающимися; групповая работа с обучающимися.

Просмотр содержимого документа
«Сетевые учебные проекты как способ организации внеурочной деятельности младших школьников»

Дюньдик Светлана Владимировна

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №112 с углубленным

изучением информатики»

г. Новокузнецк

Сетевые учебные проекты как способ организации

внеурочной деятельности младших школьников



Аннотация. В статье рассказывается о новом виде сотрудничества обучающихся начальной школы, родителей и педагогов, эффективном способе организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО. Автор делится опытом участия в сетевых учебных проектах.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, информационные технологии; сетевые учебные проекты; воспитание; индивидуальная работа с обучающимися; групповая работа с обучающимися.


В январе 2010 г. впервые прозвучала президентская инициатива «Наша новая школа», среди пунктов которой был не только переход на новые образовательные стандарты, но и развитие системы поддержки талантливых детей [1, с. 59].

С этого момента во всех школах нашей страны началось цифровое оснащение кабинетов, а педагоги активно повышать свою квалификацию по ИКТ-компетентности и организовывать внеурочную деятельность обучающихся.

Внеурочная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Внеурочная деятельность обучающихся объединяет такие виды деятельности как игровая, познавательная, досуго-развлекательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристко-краеведческая, общественно-полезная, проектная и исследовательская.

Внеурочная деятельность позволяет решить ряд задач:

  • организовать свободное время обучающихся в содержательном досуге;

  • развивать личность ребенка с учетом индивидуальных особенностей;

  • формировать познавательную активность, коммуникативные навыки.

  • раскрывать и развивать творческие способности;

  • принимать участие в самоуправлении, общественно-полезной деятельности.

Информационные технологии естественно вписываются в жизнь каждого из нас. Для того, чтобы процессы воспитания и социализации, основанные на информационно-коммуникативных технологиях в урочное и внеурочное время проходили без риска, негативного воздействия, необходимо формировать информационную культуру, накапливать опыт безопасного поведения в современной информационной среде. Этому и способствуют сетевые учебные проекты.

Для участия в каждом сетевом учебном проекте формируется команда. Состав команды меняется, для того чтобы каждый обучающийся имел возможность поучаствовать, узнать новое и научиться работать с сервисами WEB 2.0.

Обучающиеся моего класса приняли участие во множестве сетевых учебных проектах различной предметной направленности:

  • «Россия, любимая моя!» (литературное чтение, технология);

  • «Путешествие в страну Игромир» (литературное чтение, окружающий мир);

  • «К мудростям ступеньки» (литературное чтение, технология);

  • «Я – космический конструктор» (окружающий мир);

  • «Один дома» (литературное чтение, окружающий мир);

  • «Путешествие в страну Словарию» (русский язык);

  • «Путешествие ПДДшки» (окружающий мир, технология);

  • «Математика в мире животных» (математика, окружающий мир);

  • «Калейдоскоп стран мира» (окружающий мир, математика);

  • «Загадки Алатырь-камня» (обществознание и окружающий мир);

  • «Необычное в обычном» (математика, литературное чтение, технология).

Мы активные участники сетевых учебных проектов, не только потому, что это требуют образовательные стандарты, а потому что это дает определенный толчок личностному развитию каждому обучающемуся.

Как учитель начальных классов, отмечу, что участие в сетевом учебном проекте стимулирует интерес к изучаемым в рамках школьной программы предметов. Развиваются навыки коллективной работы при обсуждении заданий и уважительное отношение к чужому мнению. При заполнении командных документов, оформления выполненных заданий совершенствуется письменная речь обучающихся, но при этом проявляется индивидуальность и реализуется творческий потенциал. Различные критерии оценивания повышают объективность контроля глубины и широты знаний, качества усвоения материала. Обучающиеся «примеряют» разные социальные роли: лидера или исполнителя, организатора, генератора идей и т.д.

Так как основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета, то появляется возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов [2, с. 196].

Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, ответственность за собственную работу, но и за работу всей группы [3, с. 8].

В настоящее время обучающиеся моего класса принимают участие в сетевом учебном проекте «Начало начал», в рамках которого будут проводиться исследования и опыты по темам из окружающего мира «Тела, вещества и частицы», «Вода», «Превращения и круговорот воды», «Берегите воду». Участвуя в проекте, обучающиеся систематизируют свои знания о состояниях и источниках воды в природе. В ходе опытов ребята исследуют свойства воды и узнают, как они помогают сохранять жизнь на Земле. В результате совместного исследования смогут узнать, сколько в среднем человек использует воды и сколько воды можно сэкономить. Проект не только расширит сферу взаимодействия младшего школьника с окружающим миром, но и сформирует информационную активность обучающихся.

Таким образом, внеурочная деятельность, организованная на основе работы в сетевых проектах, способствует созданию такой обучающей среды, которая мотивирует обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Дети научились разрабатывать идеи, коллективно находить удачное решение, распределять обязанности при выполнении общего дела, оказывать и принимать помощь товарищей, оценивать свою деятельность и деятельность других, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выступать перед командой, представляя свою работу, подводить итоги, анализировать результаты. Все перечисленные умения соответствуют метапредметным результатам освоения учащимися ФГОС НОО (12). Для педагога создаются условия профессионального роста, распространения инновационного педагогического опыта, обеспечивается рост ИКТ-компетенций и проектной культуры учителя начальной школы.



Список литературы

  1. Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г. Проектная деятельность в учебном процессе СПб, 2005. – 93 с.

  2. Вохменцева Е. А. Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конференции. - Чита: Молодой ученый, 2011. - С. 58-65.

  3. Жукова Т.А. Кого и как привлечь к сотрудничеству в сетевом проекте? Электронный ресурс. - Режим доступа: http://nachalka.com/node/3147

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 2007. 272 с.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Сайт Министерства образования и науки РФ Электронный ресурс. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф

  6. Ястребцева Е. Н. Пять вечеров: беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. – М.: ЮНПРЕСС, 2001. 63 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!