СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Северная свободно-кистевая роспись Русского севера. Исследовательская работа

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее десятилетие наблюдается осознание всеми слоями общества исключительной значимости культурного прошлого, самобытности культуры Русского Севера, активизация и развитие деятельности общественных и государственных организаций и учреждений по изучению, сохранению и восстановлению традиционной культуры.

Необходимо уделять внимание осуществлению в современных условиях преемственных связей поколений, консолидации общества на основах народной культуры, приобщению к ценностям традиционной народной культуры различных слоев населения.

Национальная культура – это общечеловеческое достояние и богатство, яркая форма проявления сущности народа в искусстве, традициях и обычаях. Осуществление воспитательных идеалов, достижение общих стратегических и конкретных тактических целей невозможно без решения таких задач, как возрождение и развитие художественного языка, защита культурно-этических особенностей и духовных ценностей. Отсюда вытекает актуальная задача – воспитывать подрастающее поколение, способное принимать участие в создании национальных, общественных, образовательных, культурных организаций, в единстве с освоением общечеловеческой культуры утверждать близкую для каждого национальную культуру.

Народное искусство – действительно живая традиция. И в этом смысле произведение народного искусства коренным образом отличается, скажем, от произведения самодеятельного художника. Четкое и последовательное сохранение традиций росписей Вологодской земли создает приоритет народного искусства Русского Севера. В народном искусстве непроизвольно воплощались нравственная чистота и душевная красота людей.

Изменение художественных взглядов сделало возможным увидеть в кистевых росписях Вологодской земли источник для изучения художественных национальных традиций. Мастерство художников передавалось из поколения в поколение, сохраняя характерные черты: особенности формы предметов, цветовой гаммы, композиции и сюжета орнамента. Такая повторяемость основных элементов в искусстве, когда элементы социального и культурного наследия передаются из поколения к поколению и сохраняются в определенных обществах, и называется традицией.

«Необходимые в быту вещи: расписные ковши, братины, рукомои, рубеля, прялки, когда их касалась рука безымянного крестьянского художника, превращались в подлинные произведения искусства, не теряя присущей им простоты и выразительности»  – об этом писал известный искусствовед В.М. Василенко, отмечая коренную особенность творчества крестьянского умельца.

 

  Актуальность исследования: изучение регионального значения свободно кистевой росписи

   Цель исследования –воплощение идеи творческой работы в технике северной свободно кистевой

   Задачи:

-  изучить историю развития  северной свободно кистевой росписи  ;

-  определить состояние этого вида творческой деятельности в современном искусстве

- овладеть техникой свободно кистевой росписи

- проследить и выявить поэтапную творческую работу на тему : «Уголок рукодельницы» в технике северной свободно кистевой росписи

- выполнить серию эскизов на тему: «Уголок рукодельницы » .

   Объект исследования: северная свободно кистевая роспись Русского севера

   Предмет исследования : Вологодская свободно – кистевая роспись в композиционном решении предметов  «Уголка  рукодельницы»  .

   В работе применялись следующие методы исследования:

- источниковедческий анализ позволил определить направление и степень разработанности темы;

 - метод историко-культурного анализа позволил проследить развитие свободно кистевой росписи как вида творческой деятельности разных народов;

- искусствоведческий анализ применялся при изучении авторских изделий в технике свободно кистевой росписи  как произведений искусства;