СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Северо - Екатерининский канал в экономике Коми края в начале 19 века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации ярко описывается роль канала для торговли в Коми крае. Все фотографии авторские. 17 км узкого канала преобразили на некоторое время жизнь коми крестьян, встречавших и провожавших длинные баржи с товарами с Камы и Вычегды. Материал будет интересен и географам.

Просмотр содержимого документа
«Северо - Екатерининский канал в экономике Коми края в начале 19 века»

 Северо-Екатерининский канал

Северо-Екатерининский канал

В высоких елях чердынской земли спрятался созданный уральскими мастерами в начале XIX века Северо-Екатерининский канал. Он хорошо известен только местным жителям. Даже географическая карта не сообщает о такой водной артерии.

В высоких елях чердынской земли спрятался созданный уральскими мастерами в начале XIX века Северо-Екатерининский канал. Он хорошо известен только местным жителям. Даже географическая карта не сообщает о такой водной артерии.

История зарождения, строительства, функционирования и закрытия Северо-Екатерининского канала полна драматизма и загадок.

История зарождения, строительства, функционирования и закрытия Северо-Екатерининского канала полна драматизма и загадок.

Идея соединения бассейна реки Камы и Северной Двины зародилась ещё при Петре Первом, когда основатель Перми и Екатеринбурга В. Н. Татищев в 1722 г., а позднее в 1724 г. генерал де Генин изложили царю мысль о строительстве судоходного канала для переброски через него кратчайшим путём жизненно необходимых хлеба, железа и массу других грузов с Урала и Сибири до Архангельска и далее в страны Северной Европы. Но болезнь и смерть императора, череда дворцовых переворотов оставили донесение без движения.

Идея соединения бассейна реки Камы и Северной Двины зародилась ещё при Петре Первом, когда основатель Перми и Екатеринбурга В. Н. Татищев в 1722 г., а позднее в 1724 г. генерал де Генин изложили царю мысль о строительстве судоходного канала для переброски через него кратчайшим путём жизненно необходимых хлеба, железа и массу других грузов с Урала и Сибири до Архангельска и далее в страны Северной Европы. Но болезнь и смерть императора, череда дворцовых переворотов оставили донесение без движения.

Практические шаги по строительству канала начались лишь с царствования Екатерины Второй. По её указу в 1781 г. на место стройки была отправлена комиссия из инженеров для изысканий и составления проекта канала. Через четыре года она завершила работу и представила проект.

Практические шаги по строительству канала начались лишь с царствования Екатерины Второй. По её указу в 1781 г. на место стройки была отправлена комиссия из инженеров для изысканий и составления проекта канала. Через четыре года она завершила работу и представила проект.

Канал строился 36 лет с перерывами.Водный путь задумывался как эффективный путь доставки сибирских товаров в Архангельский порт. В первые шесть лет по каналу ежегодно перевозили груз на сумму от 200 до 800 тыс. руб., но затем число проходящих по каналу судов начало быстро уменьшаться. Канал эксплуатировался до 1847 г. лишь в паводок, а затем был закрыт по экономическим причинам («за ненадобностью»). В дальнейшем им пользовались местные жители, проходя на лодках с Камы на Вычегду, и обратно.

Канал строился 36 лет с перерывами.Водный путь задумывался как эффективный путь доставки сибирских товаров в Архангельский порт. В первые шесть лет по каналу ежегодно перевозили груз на сумму от 200 до 800 тыс. руб., но затем число проходящих по каналу судов начало быстро уменьшаться. Канал эксплуатировался до 1847 г. лишь в паводок, а затем был закрыт по экономическим причинам («за ненадобностью»). В дальнейшем им пользовались местные жители, проходя на лодках с Камы на Вычегду, и обратно.

В настоящее время канал разрушен. Русло обмелело, берега обвалились так, что в некоторых местах канал выглядит как канава шириной несколько метров.

В настоящее время канал разрушен. Русло обмелело, берега обвалились так, что в некоторых местах канал выглядит как канава шириной несколько метров.

На дне канала видны остатки кирпичей , которыми было выложено дно.

На дне канала видны остатки кирпичей , которыми было выложено дно.

Заросший ивняком и обмелевший канал.

Заросший ивняком и обмелевший канал.

Возле развалин мельницы канал превратился в маленький ручей .

Возле развалин мельницы канал превратился в маленький ручей .

Канал, проведенный по ровной болотистой низине, прямой, как стрела, был обсажен по обычаю Екатерининского времени березками, теперь превратившимися в могучие деревья. Березовые аллеи давно уже обросли ивами.

Канал, проведенный по ровной болотистой низине, прямой, как стрела, был обсажен по обычаю Екатерининского времени березками, теперь превратившимися в могучие деревья. Березовые аллеи давно уже обросли ивами.

Среди широкого сырого болота раскинулась деревня Канава. Прежде дома были высокие, большие. Сегодня старые дома имеют другой вид – низкие окна, дома как  будто проваливаются в болото.

Среди широкого сырого болота раскинулась деревня Канава. Прежде дома были высокие, большие. Сегодня старые дома имеют другой вид – низкие окна, дома как будто проваливаются в болото.

Дома в деревне построены беспорядочно.

Дома в деревне построены беспорядочно.

Зырянский дом начала 20-го века.Этот дом состоит из 3 частей:  жилой,сеней и повети.

Зырянский дом начала 20-го века.Этот дом состоит из 3 частей: жилой,сеней и повети.

Сырая болотная почва заставила канавцев между домами строить мосты и настилы. Здесь никогда не держали телег, а зимой и летом ездили на санях. Канавцы говорили, что их земля

Сырая болотная почва заставила канавцев между домами строить мосты и настилы. Здесь никогда не держали телег, а зимой и летом ездили на санях. Канавцы говорили, что их земля "держит колеса".

Сегодня канал - это ряд больших и малых водохранилищ, объединенных заросшими, пересыхающими в жаркое лето протоками. Тем не менее Екатерининский канал - один из интересных объектов для любителей водного туризма и двухнедельных путешествий на байдарках. Рыбалка, футбол на лугах привлекают не только школьные группы, но и семейные

Сегодня канал - это ряд больших и малых водохранилищ, объединенных заросшими, пересыхающими в жаркое лето протоками. Тем не менее Екатерининский канал - один из интересных объектов для любителей водного туризма и двухнедельных путешествий на байдарках. Рыбалка, футбол на лугах привлекают не только школьные группы, но и семейные "команды".

И сегодня он поражает своим величием и красотой тех, кто оказался здесь, вызывая любовь и восхищение рукотворным творением наших предков………

И сегодня он поражает своим величием и красотой тех, кто оказался здесь, вызывая любовь и восхищение рукотворным творением наших предков………