СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 6 класса по учебнику  истории под ред. А.В. Торкунова. Главная цель - раскрыть историческое значение победы русских ратей над шведами и крестоносцами в Невской битве и Ледовом побоище. 

Просмотр содержимого документа
«Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.»

Тема урока: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. 6 класс.

Учитель: Кузнецова И.Г., МБОУ «СОШ № 59» г.Курска

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

На основе жизни и деятельности Александра Невского раскрыть историческое значение победы русских ратей над шведами и крестоносцами в Невской битве и Ледовом побоище

Технологии

Критического мышления

Планируемые результаты

Предметные: раскрыть историческое значение победы русских ратей над шведами и крестоносцами в Невской битве и Ледовом побоище, осмысления деятельности А. Невского

Метапредметные УУД: Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной речью.

Регулятивные: самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач .

Познавательные: применять схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач

Личностные УУД: Формирование устойчивой мотивации к обучению, уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох

Ресурсы урока

Учебник – История России. 6 класс под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.§ 17, иллюстрации, презентация; видеофрагмент «Ледовое побоище»

Основные понятия и термины

Крестовые походы. Орден меченосцев. Ливонский орден. Рыцари. Экспансия. Ополчение


Основные даты

15 июля 1240 г. — Невская битва. 5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище на Чудском озере

Персоналии

Ярослав Всеволодович. Александр Невский. Биргер

Домашнее задание

§17 учебника, выполнить проект №4 по группам, выяснить, какая надпись есть на памятнике А.Невскому в Курске






СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Включаются в деловой ритм урока.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

Этап проверки и актуализации знаний

Проверка домашнего задания.

Почему в борьбе с войсками Батыя Русь потерпела поражение?









Проверка знаний

Причины поражения Руси.

Разобщенность русских войск и сил.

Невозможность сопротивления монголам в связи с их воинской организацией.

Умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.



Выполнение теста

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Мотивация

к учебной

деятельности

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы

Обратите внимание на иллюстративный ряд. Сгруппируйте картинки по смыслу.

По какому признаку распределили по группам

Проанализируйте структуру групп с точки зрения исторического смысла.

Предположите тему нашего урока.

Представление эпиграфа: «Князю Невскому слава с дружиною, и многие лета и честь!»


Перед вами фрагменты исторических  документов (Приложение 1). 

Прочитайте текст  документ № 1 и № 2. Ответьте на вопросы к документам.








Ознакомьтесь с текстом документа № 3. В чем заключается противоречие между документами № 2 и № 3?



Сравните ваши выводы и предположите, какой будет проблема урока?





Историческа справка. Князь А.Невский.

Что знаем? Что предстоит узнать?


100 вёрст не дошли монголы до Новгорода… Но появился новый враг. Почему крестоносцы выбрали именно это время — середину XIII в. — для нападения на Северо-Запад Руси? Чем грозило Руси завоевание её земель крестоносцами?





Предлагают свои версии. Определют группу рыцарей, русских воинов во главе с А.Невским.




Определяют тему и цель урока.




Читают текст документов № 1 и № 2.

Примерный ответ: по первому документу нашествие монголом – это зло и страдание.

По второму документу – Александр Невский добровольно подчиняется монголам.


Примерный ответ ученика: Александр Невский яростно сражался с рыцарями, но подчинился Батыю. 



Почему русский князь Александр Невский сотрудничал с монголами и боролся с рыцарями - крестоносцами?




Какова роль князя в борьбе с западными крестоносцами?

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

 

Усвоения новых знаний

Учитель делит учащихся на группы, каждая группа получает карточку с заданием (Приложение 2). 
Учитель контролирует работу групп, консультирует учащихся

Знакомятся с опорным конспектом.

Делятся на группы и выполняют задание.


Работают с текстом учебника и заполняет опорный конспект

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Этап первичной проверки знаний

Озвучивание результата групповой работы.

Заслушаем представителя от группы: 

 Задание  группы № 1.

Используя текст и схему опишите ход Невской битвы. Докажите, в чем проявился полководческий талант А. Невского  в битве на Неве. Важна ли была победа для всей Руси?

Задание группе № 2.

Используя текст и схему опишите ход Ледового побоища. Докажите, в чем проявился полководческий талант А. Невского  в битве на Чудском озере. Важна ли была победа для всей Руси?

Задание группе № 3.
  Заполните таблицу. Можно ли считать вторжение в Прибалтику крестовыми походами?

 Объясните,  почему  русский князь Александр Невский сотрудничал с монголами и боролся с рыцарями - крестоносцами?





А теперь представьте себя на месте Александра Невского, какой выбор сделали бы вы? 

У вас на партах лежат две карточки -  зеленого и желтого цвета. Если бы вы, как и Александр Невский предпочли борьбу с Западом поднимите зеленую карточку, а если борьбу с монголами,  то -  желтую. 


Объясните свое решение. Трудно ли было вам определиться с выбором?

Определите главные причины эффективности отпора на Западе?







Таким образом, в XIII веке Русь подверглась нашествию как монголов, так и рыцарей-крестоносцев, благодаря деятельности Александра Невского угроза потери северо-западных русских земель была ликвидирована, Русь отстояла свою независимость от стран Запада.

Самостоятельно изучают материал учебника, выполняют задани в тетради на печатной основе.


Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.















У русских княжеств не было сил бороться и с ордой и с рыцарями.
Подчинившись рыцарям,  Русь могла лишиться независимости, произошла бы смена религии.

Учащиеся делают выбор с помощью сигнальных карточек.
Несколько учащихся объясняют свое решение.











Оборону и отпор западным захватчикам организовало Новгородское княжество – одно из богатейших на Руси.

Ополчение состояло тренированных и вооруженных горожан во главе с боярами.

Полководческий талант Александра Невского

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Синквейн. А.Невский

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Информация о домашнем задании

Дает комментарий к домашнему заданию.

Домашнее задание. Параграф 17. Составить исторический портрет Александра Невского.

Учащиеся записывают в дневники задание.



Приложение № 1

Документ № 1: Из проповедей епископа Владимирского Серапиона (XIII век)

«Не пленена ли земля наша? Не покорены ли города наши? Давно ли пали отцы и братья наши трупьем на землю? Не уведены ли женщины и дети наши в полон? Не порабощены ли были оставшиеся горестным рабством неверных? Вот уж к сорока годам приближаются  мучения, и дани тяжкие на нас непрестанны, голод, мор, на скот наш, и всласть хлеба своего наесться не можем, и стенания наши и горе сушат нам кости»

Документ № 2. Из Жития Александра Невского

«Царь (Батый) говорит: Александр, разве ты не знаешь, что Бог покорил мне многие народы? Если хочешь уберечь землю свою, то немедля приходи ко мне, чтобы увидеть славу царства моего».
Задумал князь поехать в Орду подчиниться, и благословил его митрополит Кирилл.
А сына своего Дмитрия послал Александр на Западные страны против  Ливонского ордена и возвратился он со множеством пленников и добычей»

Вопросы: Как на Руси воспринимали господство Орды? Как относился к Орде Александр Невский?

Документ № 3. О битве на Чудском озере (Ледовое побоище) 5 апреля 1242 года между немецкими рыцарями-крестоносцами и войском Александра Невского.

«Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось Чудское озеро множеством тех и иных воинов. И победил врагов Александр, и обратились они в бегство. И никогда не было противника достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победой славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями»

Вопрос: Сравните поведение Александра Невского по документу № 2 и документу № 3, Какое возникает противоречие?

Задание: сформулируйте проблему сегодняшнего урока



Приложение № 2
Задание для группы № 1.
Используя текст и схему опишите ход Невской битвы.
Докажите, в чем проявился полководческий талант А. Невского  в битве на Неве. Важна ли была победа для всей Руси? (стр. 21-22)

Задание для группы № 2.
Используя текст и схему опишите ход Ледового побоища.
Докажите, в чем проявился полководческий талант А. Невского  в битве на Чудском озере.  Важна ли была победа для всей Руси? (стр.22-24)

Задание для группы № 3.
Задание:  Заполните таблицу «Завоеватели Руси XIII в.» Придумайте вопрос и запишите в таблицу. Можно ли считать вторжение в Прибалтику крестовыми походами? (стр. 19-20)


Линии сравнения

Монголы

Шведы и немецкие рыцари

Планы по отношению к Руси



Снаряжение и вооружение



Религия



Придумайте свой вопрос