Организационный этап | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
Этап проверки и актуализации знаний | Проверка домашнего задания. Почему в борьбе с войсками Батыя Русь потерпела поражение? Проверка знаний | Причины поражения Руси. Разобщенность русских войск и сил. Невозможность сопротивления монголам в связи с их воинской организацией. Умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников. Выполнение теста | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
Мотивация к учебной деятельности Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы Обратите внимание на иллюстративный ряд. Сгруппируйте картинки по смыслу. По какому признаку распределили по группам Проанализируйте структуру групп с точки зрения исторического смысла. Предположите тему нашего урока. Представление эпиграфа: «Князю Невскому слава с дружиною, и многие лета и честь!» Перед вами фрагменты исторических документов (Приложение 1).
Прочитайте текст документ № 1 и № 2. Ответьте на вопросы к документам.
Ознакомьтесь с текстом документа № 3. В чем заключается противоречие между документами № 2 и № 3?
Сравните ваши выводы и предположите, какой будет проблема урока?
Историческа справка. Князь А.Невский. Что знаем? Что предстоит узнать? 100 вёрст не дошли монголы до Новгорода… Но появился новый враг. Почему крестоносцы выбрали именно это время — середину XIII в. — для нападения на Северо-Запад Руси? Чем грозило Руси завоевание её земель крестоносцами? | Предлагают свои версии. Определют группу рыцарей, русских воинов во главе с А.Невским. Определяют тему и цель урока. Читают текст документов № 1 и № 2.
Примерный ответ: по первому документу нашествие монголом – это зло и страдание.
По второму документу – Александр Невский добровольно подчиняется монголам. Примерный ответ ученика: Александр Невский яростно сражался с рыцарями, но подчинился Батыю. Почему русский князь Александр Невский сотрудничал с монголами и боролся с рыцарями - крестоносцами? Какова роль князя в борьбе с западными крестоносцами? | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Усвоения новых знаний
| Учитель делит учащихся на группы, каждая группа получает карточку с заданием (Приложение 2). Учитель контролирует работу групп, консультирует учащихся | Знакомятся с опорным конспектом. Делятся на группы и выполняют задание. Работают с текстом учебника и заполняет опорный конспект | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
Этап первичной проверки знаний
| Озвучивание результата групповой работы.
Заслушаем представителя от группы:
Задание группы № 1.
Используя текст и схему опишите ход Невской битвы. Докажите, в чем проявился полководческий талант А. Невского в битве на Неве. Важна ли была победа для всей Руси?
Задание группе № 2.
Используя текст и схему опишите ход Ледового побоища. Докажите, в чем проявился полководческий талант А. Невского в битве на Чудском озере. Важна ли была победа для всей Руси?
Задание группе № 3. Заполните таблицу. Можно ли считать вторжение в Прибалтику крестовыми походами?
Объясните, почему русский князь Александр Невский сотрудничал с монголами и боролся с рыцарями - крестоносцами? А теперь представьте себя на месте Александра Невского, какой выбор сделали бы вы?
У вас на партах лежат две карточки - зеленого и желтого цвета. Если бы вы, как и Александр Невский предпочли борьбу с Западом поднимите зеленую карточку, а если борьбу с монголами, то - желтую.
Объясните свое решение. Трудно ли было вам определиться с выбором?
Определите главные причины эффективности отпора на Западе?
Таким образом, в XIII веке Русь подверглась нашествию как монголов, так и рыцарей-крестоносцев, благодаря деятельности Александра Невского угроза потери северо-западных русских земель была ликвидирована, Русь отстояла свою независимость от стран Запада. | Самостоятельно изучают материал учебника, выполняют задани в тетради на печатной основе. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. У русских княжеств не было сил бороться и с ордой и с рыцарями. Подчинившись рыцарям, Русь могла лишиться независимости, произошла бы смена религии. Учащиеся делают выбор с помощью сигнальных карточек. Несколько учащихся объясняют свое решение. Оборону и отпор западным захватчикам организовало Новгородское княжество – одно из богатейших на Руси. Ополчение состояло тренированных и вооруженных горожан во главе с боярами. Полководческий талант Александра Невского | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
Рефлексия (подведение итогов урока) | Подводит итоги работы групп и класса в целом. Синквейн. А.Невский | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
Информация о домашнем задании | Дает комментарий к домашнему заданию. Домашнее задание. Параграф 17. Составить исторический портрет Александра Невского. | Учащиеся записывают в дневники задание. | |