Внеклассное мероприятие
«Сигареты-это яд!»
Автор: учитель начальных классов высшей категории Болдырева Н.Н.
МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Бескес» /2020 год/
Тема: «Сигареты это – яд»
Форма проведения: открытый классный час в 1-4 классах;
Цель: повысить уровень информированности учащихся начальной школы о проблемах, связанных с курением, и показать вредное влияние табака на организм человека.
Задачи:
помочь детям объективно взглянуть на эту вредную привычку;
формировать устойчивое отрицательное отношение к курению как
вредной и опасной для здоровья привычки;
Формирование здорового, жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий у подростков;
Развитие стремления вести здоровый образ жизни;
Оборудование: проектор, компьютер, рисунок фигуры подростка, фломастеры.
Ход классного часа
І. Организационный этап.
Приветствие
Учитель :
-Здравствуйте .
В нашем классе все друзья?
А с чего начинается дружба?
Я вам открою большую тайну.
Дружба начинается с улыбки.
Учитель: Какие прекрасные у вас улыбки! Белоснежные зубки! Это очень приятно!
-Вы здоровы?
-Да! Здоровы!
-И к работе все готовы?
-Да! Готовы!
Учитель: Расскажу я вам историю, которая приключилась однажды с Хрюшей.
Мини-сценка: (кукольный театр)
Хрюша (ворчит):
Надоело мне быть малышом!
Все мне указывают, что делать!
Появляется добрый волшебник: Здравствую, Хрюша!
Хрюша: Добрый день! А вы кто?
Добрый волшебник: Я-добрый волшебник! Я помогу тебе! Я дам тебе шкатулочку, в ней есть то, что поможет стать тебе взрослым!
Хрюша: Вот это да! Это наверное таблетки? Да?
Добрый волшебник: Но это не так то просто, Хрюша!
(Хрюша отвлекается, а Волшебник исчезает!
Хрюша: что же мне делать? Как открыть? Она не открывается! Тоже мне Волшебник!
Злючка (появляетсяи смеётся): Ха! Ха! Ха! Вот так сними всегда! Все не так то просто! Отдай мне шкатулочку, Хрюша! Я тоже хочу побыстрей стать взрослой!
Хрюша : Нет! Не отдам! Мне и самому нужно! Ты кто такая?
Злючка: Я-Злючка, делаю мелкие пакости, а вот мечтаю стать Злюкой и вершить злые дела!
Хрюша: Я тебе не отдам!
Злючка: Ну и ладно! Зато я знаю, как её открыть! (Притворяется)
Хрюша: помоги!
Злючка: (отворачивается и незаметно подкладывает туда большую сигарету!)
Хрюша: Ну отдавай же!
Злючка: Надо сказать такие слова: Без туда и без науки взрослым стать хочу без скуки. Пока. Пока. (исчеает)
Хрюша: Вот сейчас пойду домой и открою заветную шкатулочку!
Учитель: а вот что случилось дальше, вам расскажут ученики 1 класса.
Представление начинается: кукольный театр «Как Хрюша хотел взрослым стать».
“Как Хрюша хотел стать взрослым?”
Может быть, она нам даст ответ.
АВТОР: Жил да был малыш наш Хрюша.
Был он очень не послушен.
Он проказничал, играл.
Взрослым стать скорей мечтал.
ХРЮША: Надоело мне быть малышом!
Подрасти бы поскорей,
Стать солидней и взрослей.
АВТОР: он шкатулочку открыл
Сигарету закурил! (Хрюша закуривает).
ХРЮША: Что за гадость – сигарета. (поперхнувшись от кашля)
Это точно не конфета
Першит в горле и дерет.
Едкий дым наполнил рот.
Нет, я больше не могу,
Завтра, может покурю. (закуривает)
Злючка: Сигарету он берет
Снова в рот ее сует,
Снова кашляет, страдает,
Терпит, но не вынимает.
Помаленьку привыкал
И покуривать он стал. Хи! Хи! Хи!
Ходит лихо с сигаретой,
Думает, что он эффектный,
Маленький, такой смешной
С сигаретою большой.
Но почему-то все мальчишки,
Волк: Его ровесники – друзья,
Выросли довольно слишком,
Кто и не курил то никогда.
Хрюша вовсе не растет
В росте сильно отстает.
(Встречаются с Волком)
Хюша (хриплым голосом) Привет, Волк!
Волк: Здравствуй Хрюша! Как дела?
(Хрюша жалуется Волку )
ХРЮША: Что такое, почему,
Отчего я не расту?
Очень сильно я старался,
Я курил, я задыхался.
Волк: Да?
Так хотел взрослее стать,
Но учиться хуже стал.
Ничего не понимаю,
Плохо все запоминаю,
Бегать вовсе не могу,
Задыхаюсь на ходу.
Волк: Так! Так! Так!
Сердце бешено стучит
И чего-то тут болит.
(показывает на грудь)
Волк: Ой! Ой! Ой!
К Айболиту ты сходи
Да совета попроси.
(Хрюша идет к Айболиту)
Хрюша: Здравствуй, Доктор Айболит!
ДОКТОР АЙБОЛИТ:
Здравствуй, Хрюша, проходи.
В чем проблема? Расскажи.
ХРЮША: Доктор милый помоги
Мне скорей бы подрасти!
Доктор Айболит: Как это мило!
Хрюша: Очень сильно я старался,
Я курил, я задыхался,
Так хотел взрослее стать,
Но учиться хуже стал.
Доктор Айболит: Ой! Ой! Ой!
Ничего не понимаю,
Плохо всё запоминаю.
В росте сильно отстаю,
Задыхаюсь на ходу.
Доктор Айболит: (слушает лёгкие) Ай! Ай! Ай!
Хрюша: Сердце бешено стучит
И чего-то тут болит. (показывает на грудь).
ДОКТОР АЙБОЛИТ: Ах ты. глупый, Хрюша мой,
Что ты делаешь с собой!
Организм свой отравляешь,
А еще расти мечтаешь.
Сигареты – это яд!
Для больших и для ребят,
Если хочешь подрасти,
Хрюша, больше не кури.
ХРЮША: Взрослым так я и не стал,
Зря курил и зря страдал.
(доктору Айболиту).
Но как тогда мне взрослым стать,
Кто мне может подсказать?.
ДОКТОР АЙБОЛИТ: По поступкам, по делам
Позже ты поймешь все сам.
АВТОР: Он задумчивый шагал
И вдруг девчушку повстречал,
Она плакала навзрыд,
Имела разнесчастный вид.
ХРЮША: Что ты плачешь, что с тобой?
ЗИНА (всхлипывая):
Потеряла я свой дом,
Я от мамочки отстала,
А теперь вот потерялась.
(плачет)
ХРЮША: Вытри слезы, ты со мной,
Маму мы твою найдем.
Знаю я, где домик твой.
Провожу тебя к нему
К маме дочку отведу.
МАМА (бегает, ищет дочку, спрашивает):
Вы мою дочку не видали?
В синем платье и бантами?
Хрюша (Зине): Ну не реви! Вот твой дом мы и нашли!
МАМА: Дочка!
ЗИНА: Я так рада!
МАМА: Ты нашлась моя отрада!
(спрашивает у Зины, кивая головой на Хрюшу).
А скажи, кто это, Зина?
ЗИНА: Настоящий он мужчина,
Он помог, не растерялся.
Мужской поступок совершил –
Нас с тобой соединил.
МАМА (Хрюше)
Мы благодарны очень вам,
Приходите в гости к нам.
ХРЮША (задумчиво):
Даже сам не ожидал,
Как я вдруг взрослее стал.
По поступкам, по делам,
А сигареты – это срам.
(бросает сигарету на пол).
Все веместе: Вот и сказочке конец,
А кто слушал- молодец,
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам – урок.
Учитель:
Привычки бывают полезными и вредными. Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека. Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Например: чистить зубы, питаться в одно и то же время, спать при открытой форточке. Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Например: есть много сладостей, долго сидеть у телевизора, читать лёжа и др. Сегодня мы поговорим об одной из вредных привычек – курении.
Курение – это не просто вредная привычка. Последствия курения формируются медленно, вредные вещества накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, т.к. ещё не сформировавшемуся организму очень трудно противостоять токсическому действию табака
Учитель: (Раздаёт листок с рисунком подростка (Приложение 2).
Сейчас мы поработаем над своим рисунком, который у вас есть у каждого на парте.
Учитель: Посмотрите на рисунок. Кто на нём изображен?
Дети: Мальчик.
Учитель: Какое у него настроение? Как он выглядит? Как выглядят его внутренние органы?
Дети: Он весёлый, здоровый. Счастливый!
Учитель: А теперь вспомните: о чем говорил Хрюша у Доктора Айболита?
(дети вспоминают и подчёркивают или зачёркивают слова)
Учитель: Какие изменения происходили с Хрюшей? Представим себе, что и этот мальчик курит: сравните с состоянием Хрюши.
внимание
память
мышление
логика
замедление роста
одышка
кашель
онемение рук и ног
зрение
слух
вкус обоняние
хриплый голос
Учитель: Хорошо! Мы поняли, что произошли изменения , а сейчас мы просмотрим видео-фильм о том, что происходит внутри организма курильщика.
Просмотр видео-фильма «Тайна едкого дыма»
После просмотра дети продолжают работать над рисунком и отвечают на вопрос учителя: Какова причина такой реакции организма на едкий дым?
Учитель подводит учащихся к мысли о том, что организм так защищается от токсичного дыма.
Учитель: Сейчас мы уточним из чего же состоит каждая сигарета? И какое влияние дым оказывает на внутренние органы человека?
Просмотр презентации: «Сигареты-это яд!»
1 слайд: Особенный вред курения для детей и подростков обусловлен физиологией еще незрелого организма. Человек растет и развивается довольно долго, иногда до 23 лет.
2 слайд: Чтобы организм нормально сформировался, все эти годы к его клеткам должно поступать нужное количество кислорода и питательных веществ но, ни в коем случае не токсинов — в том числе и из табачного дыма.
3 слайд: В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и др. 1–2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает то, что эта доза вводится в организм не сразу, а дробно.
4 слайд: Курильщики имеют кариес. Горячий дым, вызывает мелкие повреждения эмали. Налет – среда для роста бактерий. Дым табака вызывает сухость, недостаток слюны, не справляется с естественным очищением эмали зуба.
5 слайд: Под воздействием тысяч токсинов и других вредных элементов табачного дыма, поражаются сосуды глаз. Их закупорка может привести к нарушению снабжения органов зрения кровью и необходимыми элементами, а зрительный нерв оказывается в зоне поражения.
6 слайд:
При курении в кровь поступает большое количество угарного газа, который вступает в контакт с гемоглобином. Основная задача гемоглобина заключается в транспортировке кислорода к клеткам тканей. Угарный газ проще присоединяется к гемоглобину, замещая кислород. При достаточной концентрации способен привести к смерти из-за кислородного голодания организма. Из-за чего у всех органов и тканей наступает «удушье» — недостаток кислорода. На этапе роста организма это становится большой опасностью.
7-8 слайд: Сердечный ритм учащается из-за повышенной нагрузки, выполнение функций органом нарушается вследствие сужения мелких артерий, а по причине уменьшения венозного просвета начинаются перебои пульса и боли в сердце. От регулярных спазмов происходит омертвение участков сердечной мышцы и сосудов головного мозга
9 слайд: Не менее сильно никотин и другие токсичные вещества табачного дыма сказываются на мозге ребенка. Чем младше курящие подростки, тем сильнее под действием никотина нарушается кровоснабжение мозга и, как следствие, его функции.
Специалисты выяснили, что у курящих школьников ухудшаются внимание, объем кратковременной памяти, способности к логике и координация движений. Курящие подростки чаще переутомляются, хуже переносят обычные нагрузки в школе.
10 слайд: табачный дым несет с собой 4000 ядовитых микроэлементов, которые Печень курильщика значительно отличается от железы здорового человека. С каждой сигаретой орган, не справляясь с нагрузкой, накапливает токсины в себе.
От этого сильно меняется даже его цвет, приобретает темный, почти черный оттенок. никотин отрицательно влияет и на вегетативную нервную систему, обеспечивающую моторную, секреторную и всасывательную функции желудка и кишечника.
11 слайд В результате этого у курильщиков нарушаются все пищеварительные процессы: пища застаивается в желудке и кишечнике из-за ухудшения моторики, а недостаток пищеварительных соков мешает ее нормальному перевариванию и всасыванию.
12 слайд: Кости человека становятся мягкими и при незначительных нагрузках велик шанс их поломки;
Никотин препятствует поступлению в костную ткань кальция, который необходим для плотности; Снижается кровоснабжение в костях; Переломы у курильщиков случаются гораздо чаще, чем у здоровых людей. Тем, кто увлечён табакокурением труднее переносить травмы. Раны курильщика заживают гораздо дольше.
13 слайд: Тем более, у человека развиваются неврозы, которые негативно влияют на опорно-двигательную систему – частые судороги, онемение конечностей.
Еще один факт в пользу того, чтобы бросить курить – никотин способствует сужению сосудов, что является причиной болезней конечностей, поскольку в них сосуды наиболее тонкие.
14 слайд: Чем опасно пассивное курение для детей? Вторичный смог негативно влияет на все жизненные системы детского организма – разрушает слизистые оболочки органов, нарушает кровообращение и вызывает неврологические изменения.
Родители могут предотвратить опасность пассивного курения для ребёнка – нужно оставить пагубную привычку самим и изолировать малыша от мест, где воздух насыщен никотином.
15 слайд: Учитель: Яд опасный проникает
С дымом в лёгкие твои,
Он здоровье поедает,
Сокращая жизни дни.
Пусть не страдают больше люди
В дыму чадящих сигарет
Науку эту не забудем
И никотину скажем: «Нет!»
16 слайд: Учитель: Вы послушали о тяжких, но далеко не обо всех заболеваниях, к которым приводит курение. Полюбите себя – свой Мозг, свою Печень, Почки, свое Сердце – они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредной привычки – курения!
Учитель: В завершении сегодняшней беседы послушайте народную притчу.
Старик на рынке торгует табаком и приговаривает: «Покупайте табак! Мой табак не простой, а с секретом. От него собака не укусит, вор в дом не залезет, стариком не станешь». Молодой человек подошел к продавцу и говорит:
– А почему собака не укусит?
– Потому что с палкой ходить будешь!
– А почему вор в дом не залезет?
– Так всю ночь кашлять будешь!
– А почему стариком не стану?
– Потому что до старости не доживешь!
17 слайд: Чтение памятки «Мои аргументы против курения»
Подведение итогов: Вы раскрашивали рисунок подростка в течении всего урока. Что получилось? Как он выглядит? Здоров ли он теперь? Счастлив? Покажите свои рисунки.
Выводы:
18 слайд: Учитель:
Сегодня вечером как ляжешь спать
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен жить!»
Литература:
1.Зайцев С. А. 100 вредных детских привычек и как от них избавится // Книжный дом, 2008;
2. Интернет ресурсы;
3. Касаткин В. Н., Паршутин И. А., Рязанова О. Л., Симонятова Т. П., Сударкина М. А., Балаба
4. Ю. Л. «Здоровье» - Программа профилактики курения в школе // М., 2003;
5. Муратова И. Д. , Сидоров П. И. «Антиалкогольное воспитание в школе», Архангельск, 2005;
6. Простакова Т. М. Кризис подросткового возраста. // Феникс, 2009;
7. Профилактика наркомании и других видов зависимостей от ПАВ среди молодежи. Концепция программы. - М.:2000.