МАДОУ «Вильгортский детский сад»
Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна
Воспитатель Попова Т.А.
Цель: Создание условий для украшения прялки обвинской росписью.
Задачи: Познакомить детей с процессом прядения и прялкой. Продолжать знакомить детей с народным творчеством. Учить передавать в рисунке характерные особенности обвинской росписи, создавать рисунки по её мотивам. Прививать уважение к русской народной культуре.
Предварительная работа: Поездка в Чердынский краеведческий музей, знакомство со старинными предметами быта, обвинской росписью, выставка предметов рукоделия. На занятие приглашена воспитатель, ветеран педагогического труда Лялина Мария Ивановна.
Индивидуальная работа: Помочь найти нужный колорит, определить центр работы.
Словарная работа: Познакомить с новыми словами: прядение, прялка, кудель, стояк, зеркало.
Ход занятия.
Воспитатель: Я принесла с нашей выставки несколько вещей, давайте рассмотрим их. Чем они похожи? Правильно, они все вязаные.
А вы видели как вяжут такие вещи? Из чего вяжут носки, варежки и другую одежду?
Да, их вяжут из ниток. Как же изготавливают нитки?
А нитки, ребята, прядут. Кто первый придумал ниточки прясть и из чего, сейчас и не знает никто - давно это было. Только однажды человек заметил к, что стебли некоторых растений легко делятся на волокна - волоски, да и шерсть животных (овец, коз, кроликов) тоже похожа на коротенькие волокна. Вот и догадался человек скручивать их вместе, чтобы получились длинные и прочные нити. Этот процесс и стали называть прядением.
Возьмите кусочки шерсти в левую руку, а правой тихонько скручивайте и вытягивайте ниточку. Получается? А что бы нить была длинная и ровная, люди стали привязывать кудель к специальной подставке –прялке. Чтобы скрученные волоски не раскручивались, чтобы нитка получалась ровной и прочной, конец её привязывали к деревянной палочке – веретену.
Мария Ивановна покажет, как прясть на прялке.
Мария Ивановна: Прялка состоит из донца, на которое садится пряха, чтоб работа не убежала, стояка и зеркала, к которому крепилась кудель - шерсть. Садится пряха за прялку, левой рукой вытягивает волоски, правой крутит веретено, и чем дольше оно крутится, тем нитка длиннее. А чтобы не скучно было, еще и песню запоёт.
Девочки поют песню «Прялица».
Мария Ивановна:
Отгадайте-ка, ребятки загадки:
Скачу по горнице с работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею. (веретено).
Скорчится - с кошку,
Растянется с дорожку. (клубок).
Воспитатель: Так уж повелось на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме, и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой избе, Девочек учили прясть с 6-7 лет. Отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы подарок - прялку у лучшего деревенского мастера.
Мария Ивановна: У меня прялка красивая, да вот без росписи. Может быть вы мне поможете украсить мою прялочку?
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем?
Какой росписью украсим прялочку?
Какие элементы будем использовать?
Не забывайте, что обвинская роспись симметричная и строится на контрастных тонах. Садитесь за работу.
Самостоятельная работа.
Звучит русская народная музыка.
Пауза: Игра «Кострома».
После паузы дети прорисовывают оживки, заканчивают работу.
Выставка и анализ работ.
Мария Ивановна: Мне все работы понравились, я буду каждый день их на прялочке менять.
Лучшую работу прикрепляет к прялке.