СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сила. Явление тяготения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметный урок получения новых знаний. Ознакомление с понятием сила. Сила тяжести. Явление тяготения. Связь между силой тяжести и массой тела, а также связт с математикой при построении графиков прмопропорциональной зависимости.

Просмотр содержимого документа
«Сила. Явление тяготения»

Методическая разработка урока

«Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»

по физике

для учащихся 7 класса

Шлыкова Елена Эриковна

МОУ «УВК «Гармония» г. Донецк

Тема урока: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательная: 1. Сформировать понятие сила, сила тяжести.

2. Рассмотреть явления всемирного тяготения.

3. Знакомство с основными этапами научного познания.

Развивающая:

1. Развитие умения, анализировать, выделять главное.

2.Развитие речи, мышления

3. Расширять кругозор учащихся, способствовать формированию межпредметных связей.

Воспитательная: Видеть, понимать, чувствовать красоту науки.

Материальное обеспечение: Презентация MSPowerPoint.

  1. .

Ход урока

І. Организационный этап.
Цели этапа:
- создание позитивного эмоционального настроя учеников на урок;
- погружение в метатему.
- Приветствие  обучающихся.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с новыми понятиями и явлениям. Но прежде, чем приступить к их изучению сначала ответим на вопросы: (Слайд 3)

  • Почему тела приходят в движение?

  • Почему изменяются их скорости?

  • А можно ли привести эти тела в такое же движение, но иным способом?

  • Всегда ли нам важно при рассмотрении движения знать тело, которое приводит в данное тело в движение?

3. Формулирование цели урока.

Учитель демонстрирует опыт №1.

На столе лежит мячик.

  1.  Почему он не катится? (На него не действует сила)

  2. С какими телами он взаимодействует? (Со столом)

  3. Что необходимо, чтобы он изменил свою скорость? (Приложить силу)

Учитель: Ребята, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Сила). Запишем тему урока в своей рабочей тетради. (Слайд 1)

А теперь давайте сформулируем цель нашего урока. (Сначала выслушиваем ответы детей, потом совместно с ними формулируем цель урока). (Слайд 2)

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы изучим не только понятие «сила», но и новое для вас понятие и явление. Поэтому окончательную тему урока и цель, мы сформулируем чуть позже.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: А как вы думаете, что такое сила? (Выслушиваются разные варианты ответов)

Вот, что о силе говорили классики. (Слайд 2, 3, 4, 5,6 )

Учитель: А теперь рассмотрим это понятие с точки зрения физики. Посмотрите, пожалуйста, на следующие картинки и скажите в результате чего меняется скорость у данных тел.

(Слайд 8,9)

Выслушиваются ответы учеников.

Учитель: Так, что же является причиной изменения скорости тела? (Сила)

Сформулируйте, пожалуйста, определение силы. Выслушиваются ответы учеников.

Вывод 1.     Сила- причина изменения скорости тел.

Учитель: Часто не указывают, какое тело и как действовало на другое тело. Просто говорят, что на тело действует сила.

Сила, действующая на тело, может изменить не только скорость всего тела, но и отдельных его частей. Давайте это проверим.

Учитель демонстрирует опыт №2. Берет в руки мячик и сжимает его.

Учитель:

- Если надавить пальцами на мячик, то он сожмется, изменит свою форму.

- Если на доску, лежащую на опоре садится человек, то она прогибается. Середина доски перемещается на большее расстояние, чем края.

Почему так происходит? Выслушиваются ответы учеников.

Вывод 2. Данные тела деформируются.

Деформацией называется любое изменение формы и размера тела. (Слайд 10)

Приведите примеры деформации.

Учитель: Давайте подведем итог. Что же такое сила? Что мы должны о ней знать?(Слайд 15)

Учитель: Единица силы была названа Ньютоном в честь английского ученного Исаака Ньютона. (Слайд 16)

Учитель: Ребята, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:(Слайд 20-21)

В чем же причина наблюдаемых явлений?

Выслушиваются различные варианты ответов и совместно приходим к выводу.

Вывод 3.   На тела действует сила- это сила притяжения к Земле. (Слайд 24 )

Учитель: Притяжение существует не только между Землей и телами, находящимися на ней. Притяжение Земли к Луне вызывает приливы и отливы воды. Земля и другие планеты движутся вокруг солнца, притягиваясь к нему и друг другу. Какой из этого можно сделать вывод? (Все тела притягиваются друг к другу). А теперь давайте запишем этот вывод.

Вывод 4.  Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется Всемирным тяготением. (Слайд 26)

Учитель: Ребята, давайте окончательно сформулируем и запишем тему урока. Для этого ответьте на вопрос:

- С какой силой вы познакомились на уроке? (Силой тяжести). А какое новое для вас явление изучили? (Явлением тяготения).

Допишем тему урока в тетрадь.(Слайд 20-24)

А сейчас я сформулирую еще одну цель урока.

Учитель: Ребята, перед вами две гирьки: одна 100 г, другая 50 г. Как выдумаете с одинаковой ли силой Земля притягивает к себе эти гирьки? Зависит ли эта сила от массы тела? Выслушиваются различные варианты ответов.

А давайте ваши предположения проверим на опыте. Возьмем в руки динамометр(прибор для измерения сил). Подвесим к нему одну гирьку массой 50 г, что показывает прибор? Подвесим другую гирьку массой 100 г. А теперь что показывает прибор? Что можно сказать о зависимости силы тяжести от массы груза?

Выслушиваются различные варианты ответов и приходим к выводу.

Вывод 5:Чем больше масса тела тем, тем больше сила притяжения.

Учитель: Как вы думаете при увеличении расстояния между телами, сила притяжения изменяется?

Выслушиваются различные варианты ответов и приходим к выводу.

Вывод 6: Сила притяжения между телами уменьшается, если увеличивается расстояние между ними.



Учитель: А теперь запишем обозначение силы тяжести на чертеже. (Слайд 29-39)

Учитель: Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали, достигли всех целей, которые ставили в течении урока, а теперь закрепим наши знания на практике.

На уроках алгебры мы с вами познакомились с линейной функцией у = kх +b, а сегодня мы познакомились с силой тяжести, которая определяется по формуле F = mg.

  • Являются ли эти функции линейными?

  • 2. В чем их отличия?

Правильно: формула силы тяжести – линейная функция, а значит мы можем построить график зависимости F от m.

Минута на построение. Проверяем. Внимание на слайд.

  1. Закрепление материала.

  2. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и продолжите любое из предложений.

  • Я сегодня на уроке открыл для себя…

  • Мне понравилось на уроке то, что…

  • На уроке меня порадовало…

  • Я удовлетворён своей работой, потому что

  1. Домашнее задание