СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сила, красота и гармония в греческой мифологии.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы урок был интересным для учащихся необходимо связать его с другими предметами, наукой или темами. Я связала урок с греческой мифологией. Данный урок можно провести как итоговый после изучения раздела.

Просмотр содержимого документа
«Сила, красота и гармония в греческой мифологии.»

Урок физики 7 класс. Раздел «Сила»

(Чтобы урок был интересным для учащихся необходимо связать ее с другими предметами, наукой или темами. Я связала урок с греческой мифологией. Данный урок можно провести как итоговый после изучения раздела.)

Сила, красота и гармония в греческой мифологии.




Здравствуйте. Разрешите представиться: Газимагомедова Кистаман Аликадиевна, учитель физики и математики МБОУ «СОШ №11» ИГОСК

Тема мастер-класса – «Сила, красота и гармония в греческой мифологии».



Я хотела бы, с Вашего позволения, чтобы основополагающую фразу произнесла великая актриса Фаина Раневская. «Красота – страшная сила». Какое слово Вы «опускаете» в этом высказывании? Т.е. получается «Красота – это сила».


Скульптура


Нет стебля у неё, и листьев нет


И имени не слышал я такого


Цветёт она как млеющий рассвет


Вся фауна её нести готова


Она сдружилась с солнечным лучом


Роса её обильно орошает


Цветы сложили ореол


И равенство цветам провозглашает


Я, как и все вы соткана из грёз


Мы красотою души наполняем


И каждый звук, летящий изнутри


Мы в солнечные краски одеваем!


Какие чувства вызывает красота? (восхищение, радость, волнение…)


А теперь рассмотрим второе слово – СИЛА. Что мы знаем о силе? От чего зависит результат воздействия силы?

Действительно, сила – физическая, векторная величина. Она обозначается буквой F. Результат действия силы зависит от её модуля, направления и точки приложения.

Скульптура «Мыслителя» Она торжественно и печально возвышается над могилой знаменитого скульптора Огюста Родена. Скульптор утверждал, что искусство- это «радость разума…восторг ума…это высочайшая миссия человека, работа мысли, ищущей понятия мира и делающей этот мир понятным». «Мыслитель» — наглядный образец того, что Роден внес в скульптуру. Так кто же он такой. Отчасти Адам, отчасти Прометей, а отчасти примитивное существо, пленник обуревающих его плотских страстей. Роден мудро воздержался от того, чтобы назвать скульптуру чьим-то именем — статуя все равно не могла бы соответствовать заранее намеченному сходству. «Мыслитель» Родена, подобно обнаженным фигурам Микеланджело, далек от подделывания под раздетых натурщиков и, так же, как они, олицетворяет собой действие, запечатленное в покое. Обнаженный титан сидит, подперев подбородок рукой. Его раздумья невеселы, они согнули мощную спину, сделали печальным лицо. Глубокие тени падают из-под нависшей шапки волос, на переносице залегли резкие морщины, а слегка смещенный от движения руки рот делает лицо асимметричным. Если посмотреть на статую справа, то кажется, что человек, задумавшись, закусил зубами руку. Но не только голова — все тело титана как бы мыслит, ищет выхода из сложного клубка противоречий. Справа движение согнутых рук и ноги, резкая линия лба и носа, наклон спины делают фигуру пружинистой, предельно напряженной. С другой стороны впечатление меняется. Левая рука безвольно опустилась на колено, пальцы не обхватывают его, а повисают в воздухе, «бездействуют».

Скажите мне, пожалуйста, какие у вас ощущения, когда вы смотрите на эту скульптуру. Каким словом их можно выразить? ТЯЖЕЛО, ТЯЖЕСТЬ.



В физике есть понятие сила тяжести- это сила, с которой Земля притягивает тела, находящиеся вблизи её поверхности. Помните мы говорили на что нужно обращать внимание, когда говорим о воздействии силы. Эта сила ( синим цветом) направлена вертикально вниз, точка приложения- центр тяжести. Обозначается Fтяж.


Дискобол-

Вес тела- это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. Обратите внимание на второй рисунок. Предмет лежит на столе. Сила направлена вертикально вниз, точка приложения - это точка соприкосновения предмета и стола по центру. Обозначается P.

Что общего и в чем разница предыдущей силы тяжести и веса тела на данном рисунке?.








Это Асклепий (Эскулап) - бог врачевания, сын Аполлона и Корониды.

Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия. Его привел сам Аполлон, родитель Асклепия. Сначала Хирон поручил наблюдение за воспитанником своей собаке, ставшей для Асклепия кормилицей и нянькой. Когда же младенец подрос настолько, что мог понимать человеческую речь, взялся за его воспитание сам. Посадив Асклепия на спину, он возил его по горным склонам. Немало времени провели они в Пелефренской долине, прославленной целебными растениями. Там кентавр взрывал острым копытом землю и, освободив растение, объяснял малышу, какими свойствами обладают его плоды, листья и корень. Названия трав и цветов, поначалу чуждые его духу, наполнялись смыслом, Асклепий приобретал знания, которые давал ему его учитель. Он узнал, что яд змеи может приносить не только смерть, но и исцеление. Так змея стала спутницей Асклепия, и много веков спустя люди изображали отца медицины с выкормившей его собакой и со змеей.

С помощью Хирона Асклепий стал великим целителем людских страданий. Асклепий научился изгонять жгучую боль и отпугивать недуги, выпущенные из ларца неразумной Пандорой. Но не смог Хирон вложить в душу ученика присущего ему самому бескорыстия. Асклепий как-то прельстился золотом и вернул к жизни умершего. Зевса возмутило не лихоимство целителя - это зло он стерпел, но им овладел страх, что Асклепий даст людям бессмертие и сделает их равными богам. Он метнул с неба молнию и испепелил Асклепия. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

Вы видите, что змея неторопливо поднимается по посоху, совершая, незамысловатые витки вокруг него. …….



Сила трения – сила возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложена к движущемуся телу и направлена против движения. Посмотрите, направлена против движения, точка приложения центр соприкасающихся поверхностей. Обозначается Fтр.









Рассказывают, что однажды к «Гераклу», выставленному в Салоне 1910 года, подошла группа художников. «Вы автор этой работы? — обратились они к автору — Бурделю. — Можете гордиться, вы создали действительно нечто выдающееся».

Эмиль-Антуан Бурдель родился в Монтабане в 1861 году в семье резчика по дереву. Детские годы будущего скульптора прошли в кругу большой патриархальной семьи. «Мой дед с отцовской стороны был пастухом из Тарн — Гаронны. Я вырос под звуки пастушеского рожка… Один из моих дядей… каждое утро и вечер очаровывал Монтобан искусными переливами своей самшитовой свирели… Мой дед с материнской стороны — ткач… обладал неплохим голосом, он часто пел, и его простые, немного суровые песни до сих пор живут в моем сердце».


Выставленный в Салоне «Геракл» произвел настоящий фурор. Некоторые члены жюри были настроены настолько воинственно, что Бурдель даже был вынужден сторожить свою работу, так как ее грозились выдворить из зала. Публика толпилась у необычной скульптуры — в ней была какая-то неудержимая сила, возмущавшая одних, привлекавшая других. Но для всех было понятно, что это произведение гениального художника. Именно начиная с «Геракла» имя Бурделя становится известно широкой публике.


«Стреляющий Геракл» Бурделя — олицетворение стихийной, первобытной, но уже целеустремленной силы: могучая и вместе с тем стройная фигура героя-атлета напряжена, как тетива натянутого лука, как гигантская стальная пружина. Опираясь вытянутой вперед левой ногой о выступ скалы, Геракл натягивает гигантский лук, откидывая сильным движением назад свой могучий корпус; равновесие поддерживается согнутой в колене правой ногой. Мощный распор ног создает первый мотив напряженного движения, повторенный и усиленный движением плеч и рук, держащих лук и натягивающих тетиву. Резкий поворот головы, ее профильное положение, хищная устремленность глаз, следящих за добычей, вытянутость вперед лица по направлению стрелы — все это усиливает динамику второго мотива (натягивание лука) и делает его господствующим. Статуя, рисующаяся в воздухе своим четким контуром, несмотря на всю свою динамичность и разбросанность, пластична и сжата. Скульптором передан момент высшего напряжения, высшей концентрации усилия, за которым необходимо последует освобождающий полет стрелы, разрешение предельно напряженных членов, переход в новое положение. Здесь всё ассоциируется со словом упругость: упругость мышц, упругость натянутой тетивы.


 

Сила, возникающая в результате деформации тела и направленная в сторону смещения частиц тела, называется силой упругости. Эта сила направлена противоположно деформации и точкой приложения является центр соприкосновения тел. Обозначается Fупр.


Гопли́т

— древнегреческий тяжёловооружённый пеший воин. Слово происходит от названия тяжёлого круглого щита — гоплон. Впервые появились в спартанской армии. Вооружались за свой счёт. Гоплиты служили в армиях греческих городов-государств и по своей сути были солдатами-гражданами, так как долгом гражданина любого свободного полиса было несение военной службы. Поэтому любое собрание граждан представляло собой собрание солдат: служащих в данное время или отслуживших ветеранов. Фактически, каждый греческий гражданин являлся гоплитом. Гоплиты, тяжело вооруженные греческие пехотинцы, доминировали на поле боя в течение четырёх столетий, примерно с начала VII века.

Сохранившийся текст клятвы приносимой гражданином перед вступлением на военную службу:


Клянусь не посрамить это священное оружие, не оставить товарища, стоящего рядом со мной в строю. Я буду защищать эти сакральные и гражданские места и не оставлю моё отечество. Я сделаю всё чтобы оно стало больше и могущественнее. Я буду слушать тех, кто в данный момент находится у власти, и выполнять законы, которые действуют сейчас и будут действовать в будущем. Если кто-либо попытается отменить их, я не позволю им этого сделать, пока у меня будут силы. Я клянусь чтить своих предков. В свидетели я беру богов Аглавру, Гестию, Энея, Эниалия, Афину, Зевса, Таллию, Ауксо, Гегемона, Геракла, границы отчизны и её хлеба, ячмень, вино, оливки и фиговые деревья.


Видно, что такой воин способен дать отпор любому врагу. У хорошего воина должна быть хорошая реакция на любые перестройки во вражеских военных действиях

В физике встречается слово реакция в понятии силы реакции опоры. Эта сила возникает вследствие действия тела на опору. Направлена вверх и точкой приложения является центр соприкосновения тел. Обозначается N.

На листочках дан предмет на поверхности стола. Изобразите силы, которые действуют на тело.


Чем человек силён? Красотой и силой. Все силы человека должны быть направлены на создание красоты, а не на разрушение.

Вывод.

Таким образом, применение иллюстративного метода и сравнения, помогает раскрепостить мышление ученика, сделать его гибким, помогает на практике осознать, что не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественно-научным знанием.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!