Когда за окном идёт пушистый снег возникает желание взять лыжи и выйти на улицу…Всем вам, ребята, приходилось кататься зимой на лыжах или санках. А вы не задумывались, почему при спуске с горы вы не продолжаете двигаться бесконечно, а останавливаетесь? Что вам мешает катиться всё дальше и дальше? Почему шайба, движущаяся по льду, проходит большее расстояние, чем шайба, движущаяся по асфальту? (Слайд1) | (Включение детей в учебную деятельность) Под действием силы трения скорость тела уменьшается и тело останавливается. Сила трения между шайбой и поверхностью асфальта больше, чем сила трения между поверхностью льда и той же шайбой. Поэтому тормозной путь будет разный. |
-Давайте обратимся к учебнику. Каждый самостоятельно попытается раскрыть определения: явление трения, сила трения, виды трения, причины трения, изменение силы трения. На работу отводится 5-6минут.После послушаем ваши ответы -Представляю вам обзор слайдов, которые помогут вам закрепить ваши новые знания и сравнить их с вашими ответами (Слайды 2-9) | Самостоятельная работа учащихся с учебником п «Сила трения» -Взаимодействие, возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их относительному движению, называют трением, а характеризующую это взаимодействие силу- силой трения. -Сила трения покоя препятствует относительному смещению соприкасающихся тел. Она растёт вместе с силой, стремящейся сдвинуть тело с места. - Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная в сторону, противоположную движению, называется силой трения скольжения. - Если тело катится по поверхности, то возникающее в месте их соприкосновения взаимодействие, называется силой трения. |
Вот сколько интересного мы узнали о силе трения. Леонардо да Винчи в 1500 году исследовал зависимость силы трения от материала, из которого изготовлены тела, от величины нагрузки на эти тела, от степени гладкости или шероховатости их поверхности. (слайд10). Давайте разобьёмся на группы и выясним это, а потом сравним результаты нашего исследования с результатами Леонардо да Винчи. 1группа: Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела. Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов, два круглых карандаша. Порядок выполнения работы предоставляется группе. Контрольные вопросы: какая сила больше – вес тела или максимальная сила трения покоя; максимальная сила трения покоя или трения скольжения; сила трения скольжения или сила трения качения? 2группа: Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей. Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов, лист бумаги, наждачная бумага, трибометр. Порядок выполнения работы предоставляется группе. Контрольные вопросы: 1.Зависит ли сила трения от шероховатостей поверхностей? 2. Зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей? Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления и независимости от площади трущихся поверхностей. Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов, трибометр. Контрольные вопросы: 1) Зависит ли сила трения скольжения от силы давления и как? 2) Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления? -Леонардо да Винчи получил следующие результаты: (слайд 14) Совпадают ли результаты ваших экспериментов с его результатами? Ребята , а как вы думаете: трение полезно или вредно? Как можно облегчить движение по скользкой поверхности? Как уменьшить силу трения? (слайды 16-19) | Учащиеся получают карточки для групповой работы Учащиеся измерили вес бруска с двумя грузами при помощи динамометр. Положив брусок на стол с двумя грузами, привели его в движение с помощью динамометра- измерили максимальную силу трения покоя бруска по столу. Равномерно перемещая брусок с грузами по столу, измерили силу трения скольжения. Учащиеся, положив брусок с грузами на два круглых карандаша, перемещая его равномерно по столу, измерим силу трения качения. Записывают и сравнивают результаты. Отвечают на вопросы. Учащиеся перемещают брусок с грузами равномерно при помощи динамометра по а) по поверхности трибометра; б) по гладкой бумаге; в) по наждачной бумаге. Записывают результаты измерений силы трения скольжения, делают вывод. Отвечают на контрольные вопросы Учащиеся кладут на трибометр брусок большой гранью и груз – измеряют силу трения скольжения бруска, перемещая его равномерно при помощи динамометра. Положив на брусок второй груз, уч-ся снова измеряют силу трения. Положив на трибометр брусок меньшей гранью с двумя грузами измеряют силу трения скольжения. Проводят сравнительный анализ полученных результатов и отвечают на контр.вопросы. Каждая группа докладывает о проведённом эксперименте по следующему плану: Цель экспериментальной работы Порядок выполнения работы Полученные результаты, выводы (слайды 11-13) Сравнивают с эталоном. Ответы учащихся: усилить - увеличить шероховатость поверхностей и увеличить нагрузку; ослабить – использовать смазку, подшипнике: шариковые и роликовые. . |
Методический комментарий. Дети рассуждают об объекте, анализируют объекты, воспринимают информацию на слух, подвергают сомнению (познавательные УУД), осуществляют контроль и самоконтроль, вносят коррективы в свои действия (регулятивные УУД), ориентируются на понимание причин успеха, проявляют интерес к новому материалу (личностные УУД), формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, контролируют действия партнера (коммуникативные УУД). Учитель организует многократную смену деятельности учеников, включение в тесные взаимосвязи нового знания и уже имеющихся новых знаний |
- Предлагаю выполнить самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой. Слайды с вопрсами предлагаются на доске (слайды 20,21 . Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф? 1) сила трения скольжения; 2) сила трения покоя; 3) сила тяжести 2. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха? 1) 700 Н; 2) 0 Н; 3) 70 Н 3. При смазке трущихся поверхностей сила трения … 1) не изменяется; 2) увеличивается; 3) уменьшается 4. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо? 1) вправо; 2) влево, 3) вертикально вниз 5. В гололед тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви о лед … 1) не изменяется; 2) уменьшается; 3) увеличивается 6. На каком из рисунков правильно изображены силы, сопровождающие движение деревянного бруска? | Дети выполняют самостоятельную работу. Учащиеся выполняют работу с последующей взаимопроверкой (работа в парах) 1 (сила трения покоя) 2 (700 Н) 3 (уменьшается) 2 (влево) 3 (увеличивается) 3 Оценивают работы друг друга, сверяя с правильными (слайд 22) |
Методические комментарии. На этом этапе ученик планирует свои действия, осуществляет пошаговый и итоговый контроль, владеет общими приемами решения задач (регулятивные УУД). Формулирует собственное мнение и позицию, контролирует действия партнера, строит рассуждения (коммуникативные УУД). Выполнение этого задания организуется в парах, что позволяет слабым учащимся не испытывать страха проверки и неудачи, в случае затруднения получить необходимую помощь и выполнить задание. |