СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сила трения. Трение в природе и технике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сила трения. Трение в природе и технике»

Проект урока по теме


«Сила трения. Трение в природе и технике»

учителя физики МБОУ «СОШ № 20» Антиповой Л.А.


Предмет, класс: физика, 7класс.


Тип урока: когнитивный


Вид урока: комбинированный урок


Цель урока: сформировать у учащихся понятие «сила трения»,показав связь данного материала с жизнью и на основе полученных данных продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать и сравнивать результаты опытов.



Планируемые результаты урока.


Метапредметные: при работе в паре и группе составляют план выполнения заданий; работают по составленному плану; проводят измерения, строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи; записывают вывод; умеют отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.


Предметные: усвоение нового понятия, применение полученных знаний для решения теоретических и практических задач по физике по теме «Сила трения».



Оборудование: учебник: А.В.Пёрышкин «Физика7», оборудование для фронтальной работы, компьютер, карточки для групповой работы.



Ход урока

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Когда за окном идёт пушистый снег возникает желание взять лыжи и выйти на улицу…Всем вам, ребята, приходилось кататься зимой на лыжах или санках. А вы не задумывались, почему при спуске с горы вы не продолжаете двигаться бесконечно, а останавливаетесь?

Что вам мешает катиться всё дальше и дальше? Почему шайба, движущаяся по льду, проходит большее расстояние, чем шайба, движущаяся по асфальту? (Слайд1)













(Включение детей в учебную деятельность)


Под действием силы трения скорость тела уменьшается и тело останавливается. Сила трения между шайбой и поверхностью асфальта больше, чем сила трения между поверхностью льда и той же шайбой. Поэтому тормозной путь будет разный.

Методический комментарий.

Активизация внимания, мотивация на деятельность и включение в нее детей.


  1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


-Давайте обратимся к учебнику. Каждый самостоятельно попытается раскрыть определения: явление трения, сила трения, виды трения, причины трения, изменение силы трения. На работу отводится 5-6минут.После послушаем ваши ответы


-Представляю вам обзор слайдов, которые помогут вам закрепить ваши новые знания и сравнить их с вашими ответами (Слайды 2-9)








Самостоятельная работа учащихся с учебником п «Сила трения»

-Взаимодействие, возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их относительному движению, называют трением, а характеризующую это взаимодействие силу- силой трения.

-Сила трения покоя препятствует относительному смещению соприкасающихся тел. Она растёт вместе с силой, стремящейся сдвинуть тело с места.

- Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная в сторону, противоположную движению, называется силой трения скольжения.

- Если тело катится по поверхности, то возникающее в месте их соприкосновения взаимодействие, называется силой трения.




Методические комментарии.

Стимулирование поиска вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминания, обеспечение ситуации успеха для самых слабых учеников (познавательные, личностные УУД)


  1. Этап постановки проблемы и выхода и выхода из нее.

Деятельность учителя















Деятельность учащихся

Вот сколько интересного мы узнали о силе трения. Леонардо да Винчи в 1500 году исследовал зависимость силы трения от материала, из которого изготовлены тела, от величины нагрузки на эти тела, от степени гладкости или шероховатости их поверхности. (слайд10). Давайте разобьёмся на группы и выясним это, а потом сравним результаты нашего исследования с результатами Леонардо да Винчи.



1группа: Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов, два круглых карандаша.


Порядок выполнения работы предоставляется группе.

Контрольные вопросы: какая сила больше – вес тела или максимальная сила трения покоя; максимальная сила трения покоя или трения скольжения; сила трения скольжения или сила трения качения?













2группа: Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов, лист бумаги, наждачная бумага, трибометр.

Порядок выполнения работы предоставляется группе.

Контрольные вопросы: 1.Зависит ли сила трения от шероховатостей поверхностей? 2. Зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей?








Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления и независимости от площади трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов, трибометр.



Контрольные вопросы: 1) Зависит ли сила трения скольжения от силы давления и как?

2) Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?























-Леонардо да Винчи получил следующие результаты:

(слайд 14)

Совпадают ли результаты ваших экспериментов с его результатами?



Ребята , а как вы думаете: трение полезно или вредно? Как можно облегчить движение по скользкой поверхности? Как уменьшить силу трения? (слайды 16-19)




Учащиеся получают карточки для групповой работы





Учащиеся измерили вес бруска с двумя грузами при помощи динамометр. Положив брусок на стол с двумя грузами, привели его в движение с помощью динамометра- измерили максимальную силу трения покоя бруска по столу. Равномерно перемещая брусок с грузами по столу, измерили силу трения скольжения. Учащиеся, положив брусок с грузами на два круглых карандаша, перемещая его равномерно по столу, измерим силу трения качения. Записывают и сравнивают результаты. Отвечают на вопросы.



Учащиеся перемещают брусок с грузами равномерно при помощи динамометра по а) по поверхности трибометра; б) по гладкой бумаге; в) по наждачной бумаге. Записывают результаты измерений силы трения скольжения, делают вывод. Отвечают на контрольные вопросы



Учащиеся кладут на трибометр брусок большой гранью и груз – измеряют силу трения скольжения бруска, перемещая его равномерно при помощи динамометра. Положив на брусок второй груз, уч-ся снова измеряют силу трения. Положив на трибометр брусок меньшей гранью с двумя грузами измеряют силу трения скольжения. Проводят сравнительный анализ полученных результатов и отвечают на контр.вопросы.

Каждая группа докладывает о проведённом эксперименте по следующему плану:

  1. Цель экспериментальной работы

  2. Порядок выполнения работы

  3. Полученные результаты, выводы (слайды 11-13)


Сравнивают с эталоном.









Ответы учащихся: усилить - увеличить шероховатость поверхностей и увеличить нагрузку; ослабить – использовать смазку, подшипнике: шариковые и роликовые.



















.

Методический комментарий.


Дети рассуждают об объекте, анализируют объекты, воспринимают информацию на слух, подвергают сомнению (познавательные УУД), осуществляют контроль и самоконтроль, вносят коррективы в свои действия (регулятивные УУД), ориентируются на понимание причин успеха, проявляют интерес к новому материалу (личностные УУД), формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, контролируют действия партнера (коммуникативные УУД).

Учитель организует многократную смену деятельности учеников, включение в тесные взаимосвязи нового знания и уже имеющихся новых знаний




  1. Физкультминутка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Учитель запускает на выполнение программу по физкульминутке.



Ученики выполняют упражнения








  1. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Предлагаю выполнить самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой. Слайды с вопрсами предлагаются на доске

(слайды 20,21


. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?

  1. 1) сила трения скольжения; 2) сила трения покоя; 3) сила тяжести

2. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха?

1) 700 Н; 2) 0 Н; 3) 70 Н

3. При смазке трущихся поверхностей сила трения …

1) не изменяется; 2) увеличивается; 3) уменьшается

4. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

1) вправо; 2) влево, 3) вертикально вниз

5. В гололед тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви о лед …

1) не изменяется; 2) уменьшается; 3) увеличивается


6. На каком из рисунков правильно изображены силы, сопровождающие движение деревянного бруска?






Дети выполняют самостоятельную работу.





Учащиеся выполняют работу с последующей взаимопроверкой (работа в парах)


  1. 1 (сила трения покоя)

  2. 2 (700 Н)

  3. 3 (уменьшается)

  4. 2 (влево)

  5. 3 (увеличивается)

  6. 3

Оценивают работы друг друга, сверяя с правильными (слайд 22)

Методические комментарии.

На этом этапе ученик планирует свои действия, осуществляет пошаговый и итоговый контроль, владеет общими приемами решения задач (регулятивные УУД).

Формулирует собственное мнение и позицию, контролирует действия партнера, строит рассуждения (коммуникативные УУД).

Выполнение этого задания организуется в парах, что позволяет слабым учащимся не испытывать страха проверки и неудачи, в случае затруднения получить необходимую помощь и выполнить задание.


  1. Этап домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Параграф «Сила трения. Сила трения в природе и технике».

Творческое задание: напишите сочинение на эту тему (в прозе или стихах) .(слайд 22)









Записывают домашнее задание

Методические комментарии.

Домашнее задание показывает заинтересованность детей результатами работы каждого.


  1. Интеллектуальная и эмоциональная рефлексия учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Учитель задает вопросы:

- Что было самым важным на уроке?

- Какой результат работы был вами получен?

- Кто хочет кого-нибудь похвалить?

- Я благодарю вас за активную деятельность,

желаю творческих успехов!









Ученики отвечают на вопросы учителя.

Методические комментарии.

Подведение итога урока позволяет ученикам произвести самооценку деятельности.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!