Организационная информация |
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Автушенко Нина Геннадьевна |
Предмет | Физика |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 7 класс, 6 человек |
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут |
Методическая информация |
Тема урока /занятия | Сила упругости. Закон Гука. |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Пёрышкин А.В. |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Данный урок проводится в середине изучения раздела «Взаимодействие тел» (13 урок), после рассмотрения темы «Сила», «Сила тяжести». Тип урока – «комбинированный». |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | Ориентируясь на статистические данные, в классе дети делятся по типу восприятия учебного материала: 33% - визуалы, 17% - аудиалы, 33% - кинестетики, 17% обладают смешанным типом восприятия. Поэтому в данный урок были включены различные формы подачи учебного материала: иллюстративные, аудиальные (диалог, проговаривание выводов из экспериментальных заданий, эмоциональное «живое» слово учителя и др.), игровые ситуации, экспериментальная деятельность с реальным оборудованием. При организации работы на уроке учтён тот факт, что есть дети с высоким уровнем самостоятельности, обладают аналитическими способностями и логическим мышлением, умеют сопоставлять и сравнивать (при формировании групп необходимо, чтобы в каждой был хотя бы один такой ребёнок). Часть класса со средним и низким уровнем способностей, невысокой мотивацией, отличающейся слабой организованностью. Чтобы включить этих детей в работу на уроке будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, мотивирование посредством создания ситуации успеха. |
Цели урока/ занятия | Цели урока: Образовательные: создание условий, при которых обучающиеся смогут экспериментальным путём сформулировать закон Гука. Развивающие: создать условия для: - развития интересов и способностей на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности при формировании представлений о физической картине мира о взаимодействии тел; - формирования у обучающихся самостоятельности мышления, умения выдвигать гипотезы и составлять порядок действия для проверки выдвинутых гипотез. Воспитательные: создать условия, - при которых обучающиеся смогут осознать ответственность за общий труд при работе в малых группах, - для развития взаимопомощи и взаимовыручки. |
Задачи урока/ занятия | - выяснить условия, при которых выполняется закон Гука; - сформировать знания у учащихся о деформации тел и её видах; - рассмотреть на практике, от каких величин зависит сила упругости; - научить применять закон Гука при решении задач. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | В ходе урока обучающиеся приобретут навыки работы в группе (умение распределять роли, организовывать учебное сотрудничество в минигруппах, презентовать результаты своей работы), сбора, анализа и обработки информации, полученной экспериментальным путём, закрепят знания о силе тяжести. Приобретут знания о силе упругости. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Масса тела, сила тяжести, сила упругости, закон Гука. |
Подробный конспект урока/занятия |
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Инициация | Создание позитивного настроения и рабочей обстановки | 3-4 минуты | «Приветствие» | Заимствованный, но адаптированный | Цели и задачи: создание рабочей атмосферы, приветствовать друг друга, эмоционально настроить учащихся на урок. Предварительной подготовки не требуется. Технология проведения: учащиеся становятся в круг и разыгрывают ситуации, предложенные учителем: - поздоровайтесь друг с другом так, как будто вы давние знакомые и давно не виделись; - вас пригласили на день рождения – поздоровайтесь, поздравьте именинника; - вы в чужой стране, вас пригласили в гости – поздоровайтесь, пожмите руку; - выразите свою радость и одобрение без слов. Примечание: во время игры не должно быть никаких разговоров, что повышает концентрацию внимания. Варианты проведения: здесь могут быть любые задания, связанные с приветствием (на фантазию учителя). Возможно использования атрибутов (шляпы, трости, веера и т.п.) | Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами познакомились с явлением тяготения и силой тяжести. Выяснили, почему тела падают на Землю, почему наша планета вращается вокруг Солнца. С этими явлениями мы с вами встречаемся каждый день. Сегодня я приглашаю вас продолжить наше знакомство с явлениями, объясняющими взаимодействие тел. Но, для начала настроимся на работу и поприветствуем друг друга. | Коммуникативные УУД – умение вступать в общение, поддерживать его, что обеспечивает эффективность взаимодействия и работы учащихся на уроке. | Формируется коммуникативная компетентность – способность вступать в общение, устанавливать контакты между участниками. | Метод «Приветствие» направлен на раскрепощение участников образовательного процесса. Динамическое начало создаёт условия для максимальной включённости обучающихся в урок, способствует установлению контактов между участниками процесса и их позитивному настрою. |
Целеполагание | Определение цели и содержания занятия обучающимися посредством выделения конкретного из общего | 4 минуты | Ситуация яркого пятна | Авторский | Цели и задачи: определение цели и содержания урока обучающимися посредством выделения конкретного из общего. Необходимы материалы: слайд презентации с подборкой рисунков и фотографий по теме «Силы. Виды сил», Предварительная подготовка: сформировать слайд из подобранных фотографий и рисунков. Технология проведения: набор фотографий и рисунков по теме «Силы. Виды сил», среди которых рисунки с телами, подверженными упругой деформации цветные и больше размером. Остальные рисунки и фотографии – черно-белые и меньше размером. Во время анализа изображений, при постановке обучающимися цели занятия, учитель может задавать наводящие вопросы. Варианты проведения: можно подобрать анимации или видео упругой деформации тел. Возможно на плакате или слайде написать все темы, которые изучались и будут изучаться в теме «Взаимодействие тел». Тема «Сила упругости. Закон Гука.» выделена цветом и размером. | И так, впереди нас ждут увлекательные открытия. Вам уже известно, что на все тела на Земле действует сила тяжести. Почему же мы с вами не проваливаемся сквозь пол, а находимся в покое. Посмотрите на слайд. Перед вами картинки с разными видами сил. Наша задача выяснить - … (дети формулируют цели занятия и записывают тему урока. | Личностные УУД – ориентация на содержательные моменты учебной задачи. Познавательные УУД – овладение креативными навыками продуктивной деятельности (осуществлять анализ объектов с выделение существенных и несущественных признаков); - активизация мыслительной деятельности обучающихся, включение ассоциативного мышления. | Ценностно-смысловая компетентность: умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. | Применение ситуации яркого пятна создаёт возможность учащимся самостоятельно сформулировать тему урока, его цели, поставить задачи для своей дальнейшей деятельности. |
| Выяснение ожиданий и опасений | Инициация процесса рефлексии | 3 минуты | Дерево ожиданий | Заимствованный | Цели и задачи: создание безопасной, психологически комфортной обстановки в классе; инициация процесса рефлексии, обеспечение условий для реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Необходимые материалы: нарисованное на ватмане дерево, фломастеры, карандаши. Предварительная подготовка: на листе ватмана нарисовать дерево (яблоню). Заготовить красные и зелёные яблоки по количеству учащихся. Технология проведения: учитель предлагает проанализировать свои ожидания от урока и опасения, которые они испытывают. Сформулировать их на яблоках – на зелёных ожидания, на красных опасения. Примечание: возможно, чтобы учащиеся озвучивали свои ожидания и опасения. | Вам знакомо выражение «Выше головы не прыгнешь»? Это заблуждение. Человек может всё». (Никола тесла). Как вам высказывание? А готовы ли вы к научным познаниям? Я предлагаю вам написать свои ожидания и опасения на соответственно зелёных и красных яблоках и вывесить их на дерево. (По желанию дети могут озвучить свои записи) | Личностные – участники не только делятся своими желаниями, но и раскрывают мотивационную сферу своей личности, свои склонности, интересы; идентифицируют себя по отношению к профессии. | Социальные компетенции, в частности ценностно-смысловые компетенции - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. | Для выяснения ожиданий и опасений участников используется метод «Дерево ожиданий», который гармонично вписывается в тематику урока и способствует снятию напряженности. По ходу урока учащиеся должны снимать те яблоки, на которых были записаны сбывшиеся ожидания и неоправдавшиеся опасения. |
Фаза 2 «Работа над темой» | Интерактивная лекция | Активизация мышления, анализ и структурирование нового материала | 7 минут | Инфоугадайка | Заимствованный | Цели и задачи: Активное вовлечение всех обучающихся в обсуждение темы, включение ассоциативного мышления, активизация мыслительной деятельности, анализ и структурирование нового материала. Необходимые материалы: плакат, фломастеры, маркеры для учеников. Предварительная подготовка: на целом ватмане (плакате) пишется тема урока, остальное пространство делится на сектора, которые пустые. Технология проведения: на доске размещён плакат, в центре которого написана тема урока. Остальное пространство разделено на сектора, но не заполнено. Постепенно, излагая материал, сектора заполняются. Примечание: заполняются не только подтемы, но и формулы, аргументы. | Актуализация знаний: - почему снежинки падают на землю? - какая сила действует на все тела, находящиеся на Земле? Создание проблемной ситуации: - почему прогибается гамак (фото на слайде)? Почему человек не падает на землю? Какие силы действуют? Перед вами тема урока и незаполненные сектора. Чтобы их заполнить мы должны выяснить: - что за сила не даёт человеку упасть сквозь гамак? - из-за чего она возникает? - к какой точке приложена? - куда направлена? - от чего зависит? - чему равен модуль? У вас на столах лежат различные резиновые и пластилиновые предметы. Что произойдёт с ними, если вы их сожмёте, растяните, надавите на них? Что у них изменилось? А если прекратить воздействовать на резиновые и пластилиновые предметы, что произошло? Работа в парах: - положите металлическую или пластмассовую линейку на опоры, поставьте груз. - подвесьте груз к пружине, резинке. Ученики выдвигают гипотезы, отвечая на вопросы: -что наблюдали? - почему прогнулась линейка прекращает прогибаться? - что произойдёт, если снять груз? - почему? - почему растянулись пружина и резинка, если подвесить груз? | Познавательные УУД: -анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - формулирование гипотез и предположений, - использование знако-символических средств и схем для решения поставленных задач. Коммуникативные УУД: - умение воспринимать речь выступающего, непосредственно не обращенную к обучающемуся; толерантное отношение к мнению других, отстаивание собственной точки зрения. | Учебно-познавательные компетенции: развивается умение соотносить общеучебные знания с реальными познаваемыми объектами, формирование логического мышления. овладение креативными навыками продуктивной деятельности: выдвижение предположений, их анализ. Коммуникативная компетентности: знание способов взаимодействия с окружающими- отстаивание собственной точки зрения. | Визуализация хода образовательного процесса происходит при помощи использования мультимедиапрезентации и внедрения в урок метода «Инфоугадайка», сектора которой заполняются как во время интерактивной лекции (в процессе выдвижения учащимися гипотез), так и по результатам исследовательских экспериментов. Т.е. участники могут наблюдать промежуточные и итоговые результаты работы класса. В ходе данного метода формируется понимание, осмысление и логическая структура изучаемого материала, т.е. происходит активация как левополушарных компонентов мышления, так и стимуляция образного мышления. |
| | | | | | | - что произойдёт, если снять груз? Почему? - к чему приложена возникающая сила? - куда направлена? - в чём причина возникновения силы упругости? Дети выдвигают гипотезы. После обсуждения выполняются записи на плакате (заполняются сектора). | | | |
| Проработка содержания темы | Научиться обсуждать, работать в группах | 10 минут | «Ульи» | Заимствованный | Цели и задачи: активное вовлечение участников в процессе моделирования; - развитие способности анализировать и обобщить знания, полученные опытным путём, - раскрытие творческого потенциала школьников, Необходимые материалы: лабораторное оборудование для проведения экспериментальных исследований. Технология проведения: проводя экспериментальное исследование, учащиеся обсуждают и анализируют результаты работы внутри групп и между группами, обобщают их и фиксируют на плакате. | А сейчас мы изучим зависимость деформации тела от величины деформирующей силы, изучим зависимость деформации тела от материала, из которого изготовлено тело. Две группы по три человека проводят исследования по предложенным планам: Изучают зависимость деформации тела от величины деформирующей силы. Изучают зависимость деформации тела от материала. Вывод1: чем больше сила, тем больше удлиняется пружина. Вывод2: величина силы упругости зависит от жёсткости пружины. Данная зависимость выполняется для упругих или пластических деформаций. Подготовленный ученик сообщает об английском учёном Р.Гуке и его законе. Можно провести миниисследование: - как увеличить прочность листочка бумаги? Вывод: жёсткость деформируемого тела зависит от материала, размеров и формы. Выполняются записи на плакате. | Личностные УУД: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику. Регулятивные УУД: планировать решение поставленной проблемы, оценивать весомость приводимых рассуждений. Познавательные УУД: сравнивать различные предложения, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; умение применять полученные ранее знания при решении творческой задачи, умение выбора и аргументации своей позиции. Коммуникативные: умение корректно защищать свою точку зрения, умение толерантно относиться к мнению других. | Учебно-познавательные компетенции: способность применять знания на практике, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, приемами планирования и анализа своей деятельности. Коммуникативная: способность к выражению собственной идеи и корректной ее защите, навыки работы в группах, владение различными ролями в коллективе. | Мотивация участников образовательного процесса происходит за счет активного, энергичного общения всех участников процесса (учителя - с учениками, учеников - между собой), вовлечения каждого из учеников в экспериментальную исследовательскую деятельность. При анализе деятельности учащихся в группах учитываются не только правильность изложенной информации, но и богатство фантазии, проявление творческих способностей, раскрытие закономерностей и связей между предметами и явлениями при выдвижении гипотез и теоретического обоснования полученных закономерностей.. Вовлечение всех учащихся в экспериментально-исследовательскую деятельность позволяет задействовать различные каналы восприятия учебного материала. |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Рефлексия | Анализ уровня достижения целей урока | 5 минуты | Всё в моих руках | Заимствованный | Цели и задачи – проанализировать уровень приобретенных знания и умений, определить степень достижения цели. Необходимое оборудование: листы бумаги, фломастеры, маркеры. Предварительная подготовка не нужна. Технология проведения: каждый учащийся на листе обводит фломастером или маркером свою руку и на каждом пальчике пишет что узнал, что запомнилось, что заинтересовало, что не получилось, а затем прикрепляет доску. Варианты проведения: вопросы для ответов могут быть различные. Если позволяет время, можно обсудить записи детей. | Ребята, наши исследования и открытия на сегодня подошли к концу. А усвоили ли вы материал урока – всё в ваших руках. На листах бумаги маркером обведите свою руку и на каждом пальчике напишите ответы на предложенные вопросы. | Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. | Учебно-познавательная компетентность: умение соотносить общеучебные знания с реальными познаваемыми объектами Учебно-познавательная компетентность: умение проводить анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности. Учебно-познавательная компетентность: умение проводить анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности. | Мониторинг деятельности участников образовательного процесса проводится на каждом этапе урока: при представлении результатов групповой работы по выведению закона Гука, в ходе ответов на вопросы закрепляющего интерактивного задания (участвовать в котором можно группой, если позволяют технические возможности кабинета). Для рефлексии обучающихся применяется метод «Всё в ваших раках», в ходе которого участники должны будут оценить свое познание в теме и уровень психологического комфорта |
Домашнее задание | | | | | | Подобрать загадки, связанный с темой «Сила упругости. Закон Гука» | | | |
Аналитическая информация |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия); b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология | Включение АМО в различные этапы урока способствовало активизации всех участников образовательного процесса и мотивации их на выполнение успешной учебной деятельности, что позволило эффективно решить все поставленные задачи и выполнить цели урока. Работа в группах развивала коммуникативные компетенции обучающихся, умение самовыражаться. Для работы над темой применялся метод «Ульи», в ходе которого формируется понимание, осмысление и логическая структура изучаемого материала, т.е. происходит активация как левополушарных компонентов мышления, так и стимуляция образного мышления. Вовлечение всех учащихся в экспериментально-исследовательскую деятельность позволило включить задействовать различные каналы восприятия учебного материала. Активные методы обучения, применяемые на уроках обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету «Физика», развитию их ключевых компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта. Повышение интереса к изучаемой теме, и как следствие ко всему предмету, говорит об эффективности технологии АМО и модерации. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование метапредметных компетенций и универсальных учебных действий, в полной мере отвечает принципам ФГОС. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Результаты обучения: владение обучающимися знаний по теме «Сила упругости. Закон Гука», умение выдвигать гипотезы и предположения, ставить перед собой цели, определять пути достижения поставленных целей и решения учебных задач. Результаты воспитания и социализации: умение работать в группах, прислушиваться к мнению других участников, самовыражаться, уверенность в своих силах. Результаты развития: развитие творческого потенциала, повышение уровня активности, эмоциональный рост обучающихся, развитие логического, аналитического и абстрактного мышления. Этап инициации с применением АМО «Приветствие» способствовал развитию коммуникативных умений учащихся, активизировал и помог динамично начать занятие. АМО «Дерево ожиданий» позволило сформировать у обучающихся умение выражать свои желания и мотивировать их. В ходе фронтального опроса и интерактивной лекции актуализировались знания по теме. Результаты основного этапа урока, проводимого по технологии АМО с применением метода «Ситуация яркого пятна»: сформированные знания по теме «Сила упругости», проявление творческих способностей, развитие абстрактного и ассоциативного мышления. Подведение итогов урока с помощью метода «Всё в твоих уроках» формировало у обучающихся способность к самоанализу своей деятельности |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной. Включение в урок отрывка из поэтического произведения обеспечивало реализацию духовно-нравственного развития личности, приобщение к литературным ценностям. Работа по изучению новой темы обеспечивала деятельностный подход: учащиеся создавали «учебный продукт» - экспериментальным путем выводили закон Гука. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий обучения. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | АМО, включенные в урок, позволяют активизировать учащихся, повысить их мотивацию к изучению данной темы, сориентировать на успешное выполнение учебной деятельности. С введением технологии модерации и применением АМО на уроках у большинства учащихся проявляется интерес к физике, повышается уровень дивергентности мышления (беглость мыслей, оригинальность, любознательность) и эмпатии. Комплексное применение активных методов на уроке содействует достижению основных образовательных эффектов – социализации личности обучающихся, развитию и формированию метапредметных компетенций и УУД, что несомненно способствовало реализации принципов ФГОС. |
Методическая ценность урока/занятия | С применением технологии АМО Активная мыслительная деятельность каждого ученика течение всего урока. Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров. Мотивация познавательной деятельности на уроке. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. 5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. 6. Достижение целей урока. |
Дополнительная информация |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Презентация в программе Power Point к методу «Ситуация яркого пятна». Плакат с рисунком дерева и набор красных и зелёных яблок (по количеству учащихся). Плакат к методу «Инфоугадайка» Карточки и фломастеры к методу «Ульи» Листы белой бумаги, фломастеры к методу «Всё в моих руках». |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Учебник «Физика 7 класс», А.В.Пёрышкин, Дрофа, Москва 2012 Мультимедийное учебное пособие «Физика. Основная школа 7-9 классы: часть 1», Просвещение Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики 7 класс» |
Примечания автора/ов | |