Урок внеклассного чтения по теме «Сильвио — романтический герой?»
(по повести А.С. Пушкина "Выстрел") 8-й класс
Цель урока:
Формирование знаний по содержанию повести «Выстрел»; показать индивидуальность характера литературного героя;
Помочь учащимся понять проблемы, о которых говорит автор, переосмыслить их и создать собственное мнение по проблеме повести;
в процессе работы с текстом развивать умение находить в тексте ответ –подтверждение по рассматриваемому вопросу;
развитие навыков осмысленного чтения через постановку вопросов низкого и высокого порядка;
воспитание активной жизненной позиции.
Оборудование: текст, карточки с заданиями « слова, определяющие характер героев», иллюстрации к повести.
Форма урока - детективное расследование
Ход урока
Оргмомент
-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости, дети, садитесь. Прежде, чем мы начнём работу, я познакомлю вас с высказыванием современного писателя Луиса Риверы: «Обычно везёт тем, кто всё делает правильно. Основательно, не упуская ни малейшей детали». Я желаю, чтобы сегодня на уроке мы с вами не упустили ни одной детали и ответили на важный вопрос, заявленный как тема урока Сильвио — романтический герой? Конечно же, речь пойдет о главном герое повести А. С. Пушкина «Выстрел».
I. Вступление
(Учащиеся называют
самохарактеристику Сильвио,
косвенные характеристики через интерьер,
рассказ молодого офицера
(затем подполковника в отставке И.Л.П.)
и графа.)
А, пожалуй, начнем мы свою работу с истории происхождения имени Сильвио.
Ученик: От лат. ( silva ) - " лес " в значении " лесной ". Корни значения мужского имени Сильвио уходят далеко в прошлое. По некоторым данным имя Сильвио происходит от старинного славяно-татарского имени. Тайна имени заключается в его происхождении, количестве слогов, звуков. Все это определяет характер, привычки, даже будущую профессию и семейную жизнь человека с редким именем Сильвио. Сильвио в христианских святках соответствует имени Сильван (14 октября, день окончания Пушкиным «Выстрела»). Само имя происходит от латинского слова silva – лес (в русском языке есть слово «сельва», означающее густые зелёные леса). Сильван в Древнем Риме был божеством лесов и дикой природы и отождествлялся с древнегреческим богом Паном (панический страх, паника). В этом контексте имя героя может быть прочитано как дикий человек, нецивилизованный, стоящий вне культуры.
— Вспомним, какими качествами должен обладать литературный герой, чтобы называться романтическим?
Запись на доске и в тетради:
Литературный герой должен обладать силой воли, отвагой, исключительностью; способностью подчинять себе обстоятельства; загадочностью, таинственностью поведения, поступков.
— Казалось бы, эти качества мы в полной мере встречаем у Сильвио. Но так ли уж загадочен Сильвио? Так ли уж романтична и благородна дуэль между ним и графом?
Давайте попробуем разобраться.
II. Беседа
В повести несколько рассказчиков; перечислим их (запись на доске по мере называния):
1) повествователь (подполковник И.Л.П.);2) Сильвио;3) граф;4) Белкин;
5) Пушкин.
— Какую же цель преследовал Пушкин, создавая такую галерею рассказчиков?
(Создать объёмный образ Сильвио, показать разные оценки происходящего.)
Рассмотрим пересечение точек зрения в повести. Сначала обратимся к образу повествователя.
— Что он за человек? Каким воображением обладает?
— Что повлияло на формирование “романтического” воображения молодого офицера?
Докажите текстом, что наш повествователь — любитель книг. (Iчасть повести 2 абзац и П часть повести 1 абзац:“...Число книг, найденных мною под шкафами и в кладовой, были вытверждены мною наизусть. Все сказки, которые только могла запомнить ключница Кирилловна, были мне пересказаны”; в имении графа, в кабинете повествователь видит “шкафы с книгами”, и это первое, на что он обращает внимание.)
Можно предположить, что большинство книг, прочитанных офицером, были романтического содержания. Вспомним, ведь не случайно Пушкин пишет «Повести Белкина» как некую пародию на современную ему литературу.
И вот этому мечтательному, романтически настроенному молодому офицеру встречается Сильвио.
— Каким видится ему Сильвио? Почему? В чём загадка?
(I часть 2 и 7 абзацы: Героем какой-то таинственной повести, так как Сильвио держится замкнуто; о его прошлом никто ничего не знает; обладает сильным характером, но к явному лидерству не стремится. И воображение офицера рисует романтический образ). Еще раз вспомним тайну его имени: «божество»
— А сам Сильвио? Как он себя оценивает в начале своего рассказа? (Чтение учащимися отрывка: I часть 13 абзац.) Какими словами он характеризует своё поведение?
(Резкими, крайними: “буйство”, “взбесило меня”, “я возненавидел”, “волнение злобы”).
— Каким же человеком считает себя Сильвио? И так ли это на самом деле? Прав ли он? Следственный эксперимент.
- В какую игру играли офицеры в свободное время?( в карты)
-Как вел себя Сильвио за игрой в карты?
-Почему Сильвио не вызвал офицера на дуэль за то, что тот кинул в него шандал ( как обыкновенно он это делал за оскорбление), а довольствовался объяснением и помирился с поручиком?
-Проведение следственного эксперимента : ученики инсценируют эпизод игры в карты.
Задание: какова реакция Сильвио на действия офицера, кинувшего шандал?
Словарная работа: шандал-тяжелый подсвечник. Вид канделябра, от которого больше всего в прошлом веке страдали головы карточных шулеров. Канделябр-декоративная подставка с разветвлениями («рожками») для нескольких свечей или ламп. Kанделябр с многочисленными рожками, расположенными по окружности, украшенный хрустальным убором, называется «жирандоль», напольный канделябр называется торшером. (Словарь С.Ожегова)
Вывод: -Что мы выявили во время следственного эксперимента о Сильвио и после его самохарактеристики? Каким Сильвио предстал перед нами?
Ученик:
- Сильвио предстал перед нами исключительным, особенным, достойным лидерства, но на самом деле он действует так, как было модно, достаточно вспомнить начало его собственного рассказа о себе. Сильвио оценивает себя по литературным моделям, например, хвастливо заявляет, что перепил известного пьяницу, которого воспел Денис Давыдов. В своей речи Сильвио беспощадно срывает с себя маску, не щадит самолюбия, не скрывает низменных чувств, побудивших его к ссоре с графом, предельно откровенен, но всё, что он говорит – сплошная бравада. Сильвио вовсе не критикует себя и не бичует. Опять же он хочет показаться молодому человеку ангелом – мстителем, сражающимся за поруганную честь. Сильвио – действительно лидер, но не в плане интеллекта, а всего того, что называется буйством, разгулом, всего того отрицательного, что существовало в армии того времени. Он лидер, но как человек невысоких духовных и нравственных способностей, он не может проявить себя в делах благородных и выделиться в том, где требуются умственные способности, но он проявляет себя там, где требуется чисто физическая сила и хладнокровие; основной мотив его поступков – неумное тщеславие. Сильвио любил первенствовать, но однажды в полк определился молодой человек – граф. Он красив, умён, всегда весел, у него были деньги, которым он не знал счёта и которые никогда у него не переводились. Граф произвёл огромное впечатление на сослуживцев. Первенство Сильвио поколебалось. В Сильвио рождается чувство ненависти к графу, которое постепенно разрастается и переходит в озлобленность. Обратимся к тексту: вот какие глаголы состояния показывают, как растёт ненависть Сильвио к графу. «Я его возненавидел… Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние. Я стал искать с ним ссоры… Он шутил, а я злобствовал…» - состояние ненависти переросло в злобу, Сильвио готов уничтожить человека, ставшего на его пути. Всё приходит к тому, что он ищет повод к дуэли, и это ему удаётся. «С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего противника», - мы видим, что Сильвио будет счастлив, когда убьёт графа. Это плохо, но для Сильвио – это радость – уничтожить противника. «Весеннее солнце взошло, и жар уже наспевал», - здесь подразумевается не столько состояние природы, сколько состояние Сильвио, он горит ненавистью. Мы знаем, что Сильвио был отличным стрелком, но когда он увидел своего противника, то его хладнокровие вызвало у Сильвио волнение злобы настолько сильной, что он не понадеялся на верность руки. После выстрела графа была очередь Сильвио. «Жизнь его наконец была в моих руках», - здесь Сильвио как хищник, который наконец-то настиг свою жертву и больше её не выпустит. Он напоминает паука, в паутине которого запуталась муха. И всё же Сильвио не выстрелил. Почему? – «…его равнодушие взбесило меня». Сильвио отложил свой выстрел. Он подумал, что пользы ему лишить графа жизни, если он ею вовсе не дорожит? «Злобная мысль мелькнула в уме моём…» - Сильвио решил покончить с графом, когда жизнь тому будет особенно дорога. Выстрел Сильвио остался за ним.
Мы видим, что отношение рассказчика к Сильвио изменилось, он усмотрел в облике Сильвио нечто звериное и бесчеловечное: «При сих словах Сильвио встал, бросил об пол свою фуражку и стал ходить взад и вперёд по комнате, как тигр по своей клетке». Тайна имени: дикий человек, нецивилизованный, стоящий вне культуры.
Вывод для записи в тетради:
- В рассказе Сильвио – предельная откровенность, он не щадит самолюбия, не скрывает низменных чувств, побудивших его к ссоре с графом. Но его поступки бесчеловечны. Меняется и отношение рассказчика к Сильвио: он усмотрел в его облике нечто жестокое, звериное и вместе с тем жалкое. Перед нами уже не просто романтический герой, а тщеславный, честолюбивый мститель за поруганную честь, что-то дьявольское появляется в облике Сильвио.
Загадка письма.
- Почему Сильвио поехал в Москву? (получил письмо)
- Расшифруйте письмо, полученное Сильвио. ( Двум группам дается письмо с числами, каждое число означает номер буквы по алфавиту)
« 10.9.3.6.19.20.15.1.33. 16.19.16.2.1. 3.19.20.21.17.1.6.20. 3. 9.1.12.16.15.15.19.11. 2.18.1.12.»(Известная особа вступает в законный брак»)
-В чем загадка письма?
- В какую карту Сильвио всаживал пули? (карта туз)
-Кто ассоциируется у Сильвио с этой картой? Почему?
-Сколько лет ждал Сильвио встречи с графом Б.? (Несколько лет ждал Сильвио своего часа, пока не получил известие, что граф женится на молодой и прекрасной девушке. И Сильвио решил, что настало время, когда можно увидеть страх смерти в глазах своего противника: и снова тайна имени: древнегреческий бог Пан вызывал панический страх, панику: «Посмотрим, так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за черешнями?» Однако и здесь граф оказался на высоте. Конечно, умирать ему не хотелось, но боялся он лишь того, что с минуты на минуту войдет его молодая жена и испугается этого страшного поединка.)
Итак, Сильвио хочет быть исключительным, и именно таким человеком и воспринимает его рассказчик. Но, может быть, графу Сильвио кажется вполне обычным? Обратимся ко второй части повести.
— Какой предстаёт Сильвио перед графом? Прочитайте отрывок и прокомментируйте его. Найдите в тексте детали, по которым видно, что Сильвио наводит ужас на графа.
(“...увидел в темноте человека, запылённого и обросшего бородой; он стоял возле камина”. Сильвио кажется графу необъяснимым злодеем, может быть, демоном или чёртом — вид для этого у него характерный.)
Из всего сказанного можно сделать вывод, что граф тоже романтически возвышает Сильвио.
— Как эти герои относятся к дуэли? Что для них дуэль?
(Защита чести. Дуэль воспета в романах.)
Презентация о дуэлях: Алябьев А.
Обратите внимание: ни офицер-рассказчик, ни граф не сомневаются в праве Сильвио на дуэль. Что именно пытается защитить Сильвио? (Своё болезненное честолюбие пытается защитить Сильвио, а не честь). Сильвио мстит. А что о мести великие мира сего говорили?
Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. (Аристотель)
Берегись человека, не ответившего на твой удар: он никогда не простит тебе и не позволит простить себя. (Д.Б. Шоу)
Если хочешь иметь друзей, не будь мстительным.
(Унсур аль Маали, персидский писатель)
Лучшая месть — забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества. (Бальтасар Грасиан)
Чувство мести — чувство раба. Чувство вины — чувство господина. (Н.А. Бердяев)
Давайте назовем черты характера Сильвио: честность, властность, молчаливость, любознательность, пластичность.
Задание криминалистам по составлению портрета Сильвио. Запись в тетради и на доске ключевых слов, словосочетаний описания Сильвио (карточки). Должна получиться следующая запись/используется метод ранжирования/:
Сильвио
странный таинственный угрюмый крутой нрав злой язык уверенный в себе
высокомерный великодушный сдержанный умный опытный вид дьявола
привык первенствовать наслаждался славою эгоистичный завистливый
мстительный
А еще в повести есть человек, который не разделяет поэтической точки зрения на дуэль. Это Иван Петрович Белкин. Он якобы записал рассказ подполковника И.Л.П., а от себя предпослал этому рассказу эпиграфы. Прочитаем их и попробуем объяснить: почему здесь два эпиграфа и какую идею они призваны отразить.
Первый эпиграф «Стрелялись мы» принадлежит перу поэта Е.А. Баратынского (рассказ о поэте).— Вспомните, что свойственно лирике, лирическим произведениям? (Эмоции, чувства, переживания.)
— Какую линию отражает этот эпиграф? (Поэтическую, эмоциональную — оскорбление, месть, дуэль как единственное средство спасения чести.)
Второй эпиграф взят из эпического произведения Бестужева-Марлинского— На чём сосредоточено внимание в эпических произведениях?
— Какие слова в эпиграфе будут ключевыми? (“...застрелить... по праву дуэли”. Застрелить — значит убить.)
— Это романтично? Что же такое дуэль с точки зрения второго эпиграфа, а следовательно, и с точки зрения Белкина?
(Узаконенное убийство.)
Итак, два эпиграфа — две разные оценки дуэли, два разных взгляда на Сильвио.
— А что же Пушкин? Как он оценивает своего героя? Можно ли говорить о прямой авторской позиции в повести?
(Нет, разветвлённая система рассказчиков не позволяет автору непосредственно выразить свою точку зрения.)
И всё-таки Пушкин даёт нам подсказку. И эта подсказка — в композиции повести.
— Что называется композицией? В чём особенность композиции повести «Выстрел»?
— Как называется приём сознательного нарушения хронологической последовательности событий? С какой целью Пушкин использует инверсию в построении сюжета?
(Чтобы создать вначале напряжение, заставить поверить в романтическую ситуацию, в романтический ореол, который окружает героя, а потом разрешить всё просто и счастливо, в реальной обстановке, не оставляя места никаким загадкам.)
III. Обобщение Так что же, является Сильвио романтическим героем? (Учащиеся высказывают свои мнения.)Ф.М. Достоевский был убеждён: “Человек есть тайна”. И действительно, человек по бесконечности своих возможностей — тайна не только для других, но и для самого себя.
Обидно, что лучшие годы безвозвратно потеряны, они потрачены на ненужную месть. Однако Сильвио, загнавший себя в ловушку собственных честолюбивых устремлений (предпоследний абзац 1 части: клетка-тигр), всё-таки оказался сложнее литературных традиций. Именно это и утверждает Пушкин в «Повестях Белкина». Обратите внимание: в конце темы нашего урока стоит не точка, а вопросительный знак — как приглашение к раздумьям. В литературе не бывает однозначных ответов, оценок.
В конце урока надо напомнить, что сам Пушкин высоко ценил в людях обострённое чувство собственного достоинства, но только если оно совместимо со вниманием к другим людям и уважением к ним.
IV. Домашнее задание
1. Сочинение-рассуждение «Что победило в душе Сильвио в конце повести?».
2. Творческое задание: сопоставьте повести «Выстрел» и «Мцыри»; подумайте, что общего в них (образы героев, сюжетные ходы, рассказчики и т.д.).