СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сильвио - романтический герой? (По повести А. С. Пушкина "Выстрел")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: показать индивидуальный характер литературного героя; помочь обучающимся понять проблемы, о которых говорит автор, переосмыслить их и создать собственное мнение по проблеме повести.

Просмотр содержимого документа
«Сильвио - романтический герой? (По повести А. С. Пушкина "Выстрел")»

Урок внеклассного чтения по теме «Сильвио — романтический герой?»

(по повести А.С. Пушкина "Выстрел") 8-й класс

Цель урока:

  • Формирование знаний по содержанию повести «Выстрел»; показать индивидуальность характера литературного героя;

  • Помочь учащимся понять проблемы, о которых говорит автор, переосмыслить их и создать собственное мнение по проблеме повести;

  • в процессе работы с текстом развивать умение находить в тексте ответ –подтверждение по рассматриваемому вопросу;

  • развитие навыков осмысленного чтения через постановку вопросов низкого и высокого порядка;

  • воспитание активной жизненной позиции.

Оборудование: текст, карточки с заданиями « слова, определяющие характер героев», иллюстрации к повести.

Форма урока -  детективное расследование



Ход урока

Оргмомент

-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости, дети, садитесь. Прежде, чем мы начнём работу, я познакомлю вас с высказыванием современного писателя Луиса Риверы: «Обычно везёт тем, кто всё делает правильно. Основательно, не упуская ни малейшей детали». Я желаю, чтобы сегодня на уроке мы с вами не упустили ни одной детали и ответили на важный вопрос, заявленный как тема урока Сильвио — романтический герой? Конечно же, речь пойдет о главном герое повести А. С. Пушкина «Выстрел».

I. Вступление

  • Дома и, готовясь к открытому уроку на дополнительных занятиях, вы рассматривали способы создания образа Сильвио в повести А.С. Пушкина «Выстрел». Перечислим их.

(Учащиеся называют

  • самохарактеристику Сильвио,

  • косвенные характеристики через интерьер,

  • рассказ молодого офицера

  • (затем подполковника в отставке И.Л.П.)

  • и графа.)

А, пожалуй, начнем мы свою работу с истории происхождения имени Сильвио.

Ученик: От лат. ( silva ) - " лес " в значении " лесной ". Корни значения мужского имени Сильвио уходят далеко в прошлое. По некоторым данным имя Сильвио происходит от старинного славяно-татарского имени. Тайна имени заключается в его происхождении, количестве слогов, звуков. Все это определяет характер, привычки, даже будущую профессию и семейную жизнь человека с редким именем Сильвио. Сильвио в христианских святках соответствует имени Сильван (14 октября, день окончания Пушкиным «Выстрела»). Само имя происходит от латинского слова silva – лес (в русском языке есть слово «сельва», означающее густые зелёные леса). Сильван в Древнем Риме был божеством лесов и дикой природы и отождествлялся с древнегреческим богом Паном (панический страх, паника). В этом контексте имя героя может быть прочитано как дикий человек, нецивилизованный, стоящий вне культуры.

  • Рассуждали мы и о том, что Сильвио подходит под определение “романтический герой”.

— Вспомним, какими качествами должен обладать литературный герой, чтобы называться романтическим?

Запись на доске и в тетради:

Литературный герой должен обладать силой воли, отвагой, исключительностью; способностью подчинять себе обстоятельства; загадочностью, таинственностью поведения, поступков.

— Казалось бы, эти качества мы в полной мере встречаем у Сильвио. Но так ли уж загадочен Сильвио? Так ли уж романтична и благородна дуэль между ним и графом?

Давайте попробуем разобраться.

II. Беседа

В повести несколько рассказчиков; перечислим их (запись на доске по мере называния):

1) повествователь (подполковник И.Л.П.);2) Сильвио;3) граф;4) Белкин;

5) Пушкин.

— Какую же цель преследовал Пушкин, создавая такую галерею рассказчиков?

(Создать объёмный образ Сильвио, показать разные оценки происходящего.)

Рассмотрим пересечение точек зрения в повести. Сначала обратимся к образу повествователя.

— Что он за человек? Каким воображением обладает?

— Что повлияло на формирование “романтиче­ского” воображения молодого офицера?

Докажите текстом, что наш повествователь — любитель книг. (Iчасть повести 2 абзац и П часть повести 1 абзац:“...Число книг, найденных мною под шкафами и в кладовой, были вытверждены мною наизусть. Все сказки, которые только могла запомнить ключница Кирилловна, были мне пересказаны”; в имении графа, в кабинете повествователь видит “шкафы с книгами”, и это первое, на что он обращает внимание.)

  • Можно предположить, что большинство книг, прочитанных офицером, были романтического содержания. Вспомним, ведь не случайно Пушкин пишет «Повести Белкина» как некую пародию на современную ему литературу.

И вот этому мечтательному, романтически настроенному молодому офицеру встречается Сильвио.

— Каким видится ему Сильвио? Почему? В чём загадка?

(I часть 2 и 7 абзацы: Героем какой-то таинственной повести, так как Сильвио держится замкнуто; о его прошлом никто ничего не знает; обладает сильным характером, но к явному лидерству не стремится. И воображение офицера рисует романтический образ). Еще раз вспомним тайну его имени: «божество»

— А сам Сильвио? Как он себя оценивает в начале своего рассказа? (Чтение учащимися отрывка: I часть 13 абзац.) Какими словами он характеризует своё поведение?

(Резкими, крайними: “буйство”, “взбесило меня”, “я возненавидел”, “волнение злобы”).

— Каким же человеком считает себя Сильвио? И так ли это на самом деле? Прав ли он? Следственный эксперимент.

- В какую игру играли офицеры в свободное время?( в карты)

-Как вел себя Сильвио за игрой в карты?

-Почему Сильвио не вызвал офицера на дуэль за то, что тот кинул в него шандал ( как обыкновенно он это делал за оскорбление), а довольствовался объяснением и помирился с поручиком?

-Проведение следственного эксперимента : ученики инсценируют эпизод игры в карты.

Задание: какова реакция Сильвио на действия офицера, кинувшего шандал? 

Словарная работа: шандал-тяжелый подсвечник. Вид канделябра, от которого больше всего в прошлом веке страдали головы карточных шулеров. Канделябр-декоративная подставка с разветвлениями («рожками») для нескольких свечей или ламп. Kанделябр с многочисленными рожками, расположенными по окружности, украшенный хрустальным убором, называется «жирандоль», напольный канделябр называется торшером. (Словарь С.Ожегова)

Вывод: -Что мы выявили во время следственного эксперимента о Сильвио и после его самохарактеристики? Каким Сильвио предстал перед нами?

Ученик:

- Сильвио предстал перед нами исключительным, особенным, достойным лидерства, но на самом деле он действует так, как было модно, достаточно вспомнить начало его соб­ственного рассказа о себе. Сильвио оценивает себя по литературным моделям, например, хвастливо заявляет, что перепил известного пьяницу, которого воспел Денис Давыдов. В своей речи Сильвио беспощадно срывает с себя маску, не щадит самолюбия, не скрывает низменных чувств, побудивших его к ссоре с графом, предельно откровенен, но всё, что он говорит – сплошная бравада. Сильвио вовсе не критикует себя и не бичует. Опять же он хочет показаться молодому человеку ангелом – мстителем, сражающимся за поруганную честь. Сильвио – действительно лидер, но не в плане интеллекта, а всего того, что называется буйством, разгулом, всего того отрицательного, что существовало в армии того времени. Он лидер, но как человек невысоких духовных и нравственных способностей, он не может проявить себя в делах благородных и выделиться в том, где требуются умственные способности, но он проявляет себя там, где требуется чисто физическая сила и хладнокровие; основной мотив его поступков – неумное тщеславие. Сильвио любил первенствовать, но однажды в полк определился молодой человек – граф. Он красив, умён, всегда весел, у него были деньги, которым он не знал счёта и которые никогда у него не переводились. Граф произвёл огромное впечатление на сослуживцев. Первенство Сильвио поколебалось. В Сильвио рождается чувство ненависти к графу, которое постепенно разрастается и переходит в озлобленность. Обратимся к тексту: вот какие глаголы состояния показывают, как растёт ненависть Сильвио к графу. «Я его возненавидел… Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние. Я стал искать с ним ссоры… Он шутил, а я злобствовал…» - состояние ненависти переросло в злобу, Сильвио готов уничтожить человека, ставшего на его пути. Всё приходит к тому, что он ищет повод к дуэли, и это ему удаётся. «С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего противника», - мы видим, что Сильвио будет счастлив, когда убьёт графа. Это плохо, но для Сильвио – это радость – уничтожить противника. «Весеннее солнце взошло, и жар уже наспевал», - здесь подразумевается не столько состояние природы, сколько состояние Сильвио, он горит ненавистью. Мы знаем, что Сильвио был отличным стрелком, но когда он увидел своего противника, то его хладнокровие вызвало у Сильвио волнение злобы настолько сильной, что он не понадеялся на верность руки. После выстрела графа была очередь Сильвио. «Жизнь его наконец была в моих руках», - здесь Сильвио как хищник, который наконец-то настиг свою жертву и больше её не выпустит. Он напоминает паука, в паутине которого запуталась муха. И всё же Сильвио не выстрелил. Почему? – «…его равнодушие взбесило меня». Сильвио отложил свой выстрел. Он подумал, что пользы ему лишить графа жизни, если он ею вовсе не дорожит? «Злобная мысль мелькнула в уме моём…» - Сильвио решил покончить с графом, когда жизнь тому будет особенно дорога. Выстрел Сильвио остался за ним.

Мы видим, что отношение рассказчика к Сильвио изменилось, он усмотрел в облике Сильвио нечто звериное и бесчеловечное: «При сих словах Сильвио встал, бросил об пол свою фуражку и стал ходить взад и вперёд по комнате, как тигр по своей клетке». Тайна имени: дикий человек, нецивилизованный, стоящий вне культуры.



Вывод для записи в тетради:

- В рассказе Сильвио – предельная откровенность, он не щадит самолюбия, не скрывает низменных чувств, побудивших его к ссоре с графом. Но его поступки бесчеловечны. Меняется и отношение рассказчика к Сильвио: он усмотрел в его облике нечто жестокое, звериное и вместе с тем жалкое. Перед нами уже не просто романтический герой, а тщеславный, честолюбивый мститель за поруганную честь, что-то дьявольское появляется в облике Сильвио.

 Загадка письма.

- Почему Сильвио поехал в Москву? (получил письмо)

- Расшифруйте письмо, полученное Сильвио. ( Двум группам дается письмо с числами, каждое число означает номер буквы по алфавиту)

« 10.9.3.6.19.20.15.1.33. 16.19.16.2.1. 3.19.20.21.17.1.6.20. 3. 9.1.12.16.15.15.19.11. 2.18.1.12.»(Известная особа вступает в законный брак»)

-В чем загадка письма?

- В какую карту Сильвио всаживал пули? (карта туз)

-Кто ассоциируется у Сильвио с этой картой? Почему?

-Сколько лет ждал Сильвио встречи с графом Б.? (Несколько лет ждал Сильвио своего часа, пока не получил известие, что граф женится на молодой и прекрасной девушке. И Сильвио решил, что настало время, когда можно увидеть страх смерти в глазах своего противника: и снова тайна имени: древнегреческий бог Пан вызывал панический страх, панику: «Посмотрим, так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за черешнями?» Однако и здесь граф оказался на высоте. Конечно, умирать ему не хотелось, но боялся он лишь того, что с минуты на минуту войдет его молодая жена и испугается этого страшного поединка.)



Итак, Сильвио хочет быть исключительным, и именно таким человеком и воспринимает его рассказчик. Но, может быть, графу Сильвио кажется вполне обычным? Обратимся ко второй части повести.

— Какой предстаёт Сильвио перед графом? Прочитайте отрывок и прокомментируйте его. Найдите в тексте детали, по которым видно, что Сильвио наводит ужас на графа.

(“...увидел в темноте человека, запылённого и обросшего бородой; он стоял возле камина”. Сильвио кажется графу необъяснимым злодеем, может быть, демоном или чёртом — вид для этого у него характерный.)

Из всего сказанного можно сделать вывод, что граф тоже романтически возвышает Сильвио.

— Как эти герои относятся к дуэли? Что для них дуэль?

(Защита чести. Дуэль воспета в романах.)

Презентация о дуэлях: Алябьев А.

Обратите внимание: ни офицер-рассказчик, ни граф не сомневаются в праве Сильвио на дуэль. Что именно пытается защитить Сильвио? (Своё болезненное честолюбие пытается защитить Сильвио, а не честь). Сильвио мстит. А что о мести великие мира сего говорили?

  • Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. (Аристотель)

  • Берегись человека, не ответившего на твой удар: он никогда не простит тебе и не позволит простить себя. (Д.Б. Шоу)

  • Если хочешь иметь друзей, не будь мстительным.
    (Унсур аль Маали, персидский писатель)

  • Лучшая месть — забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества. (Бальтасар Грасиан)

  • Чувство мести — чувство раба. Чувство вины — чувство господина. (Н.А. Бердяев)

Давайте назовем черты характера Сильвио: честность, властность, молчаливость, любознательность, пластичность.

Задание криминалистам по составлению портрета Сильвио. Запись в тетради и на доске ключевых слов, словосочетаний описания Сильвио (карточки). Должна получиться следующая запись/используется метод ранжирования/:

Сильвио
странный таинственный угрюмый крутой нрав злой язык уверенный в себе
высокомерный великодушный сдержанный  умный опытный вид дьявола
привык первенствовать наслаждался славою эгоистичный завистливый
мстительный

  • Вопрос составителю портрета: что удалось передать в облике героя, а что осталось за «кадром»?



А еще в повести есть человек, который не разделяет поэтической точки зрения на дуэль. Это Иван Петрович Белкин. Он якобы записал рассказ подполковника И.Л.П., а от себя предпослал этому рассказу эпиграфы. Прочитаем их и попробуем объяснить: почему здесь два эпиграфа и какую идею они призваны отразить.

Первый эпиграф «Стрелялись мы» принадлежит перу поэта Е.А. Баратынского (рассказ о поэте).— Вспомните, что свойственно лирике, лирическим произведениям? (Эмоции, чувства, переживания.)

— Какую линию отражает этот эпиграф? (Поэтическую, эмоциональную — оскорбление, месть, дуэль как единственное средство спасения чести.)

Второй эпиграф взят из эпического произведения Бестужева-Марлинского— На чём сосредоточено внимание в эпических произведениях?

— Какие слова в эпиграфе будут ключевыми? (“...застрелить... по праву дуэли”. Застрелить — значит убить.)

— Это романтично? Что же такое дуэль с точки зрения второго эпиграфа, а следовательно, и с точки зрения Белкина?

(Узаконенное убийство.)

Итак, два эпиграфа — две разные оценки дуэли, два разных взгляда на Сильвио.

— А что же Пушкин? Как он оценивает своего героя? Можно ли говорить о прямой авторской позиции в повести?

(Нет, разветвлённая система рассказчиков не позволяет автору непосредственно выразить свою точку зрения.)

И всё-таки Пушкин даёт нам подсказку. И эта подсказка — в композиции повести.

— Что называется композицией? В чём особенность композиции повести «Выстрел»?

— Как называется приём сознательного нарушения хронологической последовательности событий? С какой целью Пушкин использует инверсию в построении сюжета?

(Чтобы создать вначале напряжение, заставить поверить в романтическую ситуацию, в романтический ореол, который окружает героя, а потом разрешить всё просто и счастливо, в реальной обстановке, не оставляя места никаким загадкам.)

III. Обобщение Так что же, является Сильвио романтическим героем? (Учащиеся высказывают свои мнения.)Ф.М. Достоевский был убеждён: “Человек есть тайна”. И действительно, человек по бесконечности своих возможностей — тайна не только для других, но и для самого себя.

  • Фрагмент фильма»Выстрел»

  • Презентация «Скуляны»

  • В повествовании много места отводится описанию готовящейся мести и малая часть героической его стезе. Почему?

Обидно, что лучшие годы безвозвратно потеряны, они потрачены на ненужную месть. Однако Сильвио, загнавший себя в ловушку собственных честолюбивых устремлений (предпоследний абзац 1 части: клетка-тигр), всё-таки оказался сложнее литературных традиций. Именно это и утверждает Пушкин в «Повестях Белкина». Обратите внимание: в конце темы нашего урока стоит не точка, а вопросительный знак — как приглашение к раздумьям. В литературе не бывает однозначных ответов, оценок.

В конце урока надо напомнить, что сам Пушкин высоко ценил в людях обострённое чув­ство собственного достоинства, но только если оно совместимо со вниманием к другим людям и уважением к ним.

IV. Домашнее задание

1. Сочинение-рассуждение «Что победило в душе Сильвио в конце повести?».

2. Творческое задание: сопоставьте повести «Выстрел» и «Мцыри»; подумайте, что общего в них (образы героев, сюжетные ходы, рассказчики и т.д.).