СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Симфоническая сказка. Петя и волк"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Симфоническая сказка. Петя и волк"»

План – конспект урока музыки во 2 СКК


Тема урока: Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке

С.С. Прокофьева «Петя и волк»


Данная методическая разработка урока составлена на основе программы СергеевойГ.П.,Критской Е.Д. для 2 класса. Урок предполагает использование двух видов деятельности: «просмотр видео» и «слушание с остановками».

Характеристика класса:

Класс коррекционный VII вида. Речь детей нечеткая, плохо развита. Информацию на уроке воспринимают слабо. В классе есть поющие дети.


Цель урока: Познакомить учащихся с инструментами симфонического оркестра в сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк» и закрепить знания о музыкальных инструментах, развитие творческого мышления.


Тип урока: комбинированный (беседа, ознакомление)


Задачи урока:

Образовательные;

  • Познакомить с понятием «симфонический оркестр», «тембр», «партитура»

  • Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний

  • Прививать любовь к симфонической музыке

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.

  • Развитие чувства ритма, творческих способностей.

  • Развитие внимания, мышления, речи.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса, любви к искусству.

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости.

  • Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.

  • Создание ситуации успеха у каждого ученика


Ведущие методы музыкального образования, используемые на уроке

  • Метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки

  • Метод моделирования художественно-творческого процесса


Виды музыкально-творческой деятельности, используемые на уроке

  • Вербализация эмоционального прочувствования музыки

  • Диалог учащихся с учителем

  • Драматизация музыкального произведения

  • Работа с раздаточным материалом

  • Музыкально-пластические движения


Проектируемые результаты урока

  • Учащиеся знакомятся с симфонией и симфоническим оркестром.

  • На слух и визуально получают информацию об инструментах симфонического оркестра.

  • Отрабатывается навык определения инструмента по звуку.

  • Познакомиться симфонической сказкой С.Прокофьева «Петя и волк»

Оборудование:

  • фортепиано

  • компьютер

  • проектор

  • карточки с терминами: тембр, партитура

  • запись симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк»

  • игра «Узнай музыкальный инструмент» (лист партитуры, карточки с картинками героев сказки)

презентация урока

основная часть


Этапы в соответствии с художественно-педагогическим замыслом

Задачи реализуемые на уроке

Методы музыкального образования, используемые на этом этапе

Виды деятельности

Музыкальный материал, используемый на уроке

Экспозиция

Актуализация знаний

Метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки.

Беседа учителя с учащимися

Изображение композитора

Работа с иллюстрациями

Разработка

Способствовать развитию образного мышления

Постановка проблемного вопроса

Просмотр мультфильма «Петя и волк»

С.Прокофьев «Петя и волк»

Метод художественного,

нравственно-эстетического постижения музыки

Кульминация

Актуализировать знания о выразительных возможностях музыкальных инструментов

Метод моделирования художественно-творческого процесса

Слушание, диалог учителя с учащимися

Темы героев музыкальной сказки

Освоение понятий «тембр», «партитура»


Работа с раздаточным материалом


Способствовать развитию музыкально-ритмического слуха

Метод осознания личностного смысла музыкального произведения

Музыкально-пластические движения


Заключение

Закрепить представление учащихся о выразительных возможностях музыкальных инструментов


Изобразить игру на музыкальных инструментах

Метод моделирования художественно-творческого процесса

Контроль

Музыкальные фрагменты звучания инструментов.


Песни с упоминание музыкальных инструментов


В концертном зале.

Симфоническая сказка

Сергей Сергеевич Прокофьев «Петя и волк»


СЛАЙД 1

В третьей четверти мы с вами познакомились с оперой. В ней мы встречались с музыкальными темами — характеристикой героев детской оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят» Но если в опере эти темы-мелодии персонажи поют, то в сказке С.Прокофьева темы героев исполняют разные инструменты симфонического оркестра. Каждый из инструментов имеет свой неповторимый голос — «тембр», как говорят музыканты.

СЛАЙД 2

Веселую и простую сказку можно прочесть, и это будет интересно. Можно нарисовать к ней картинки — сказка станет еще интереснее. А можно поставить ее в кукольном театре или в кино—тогда всех героев сказки будут изображать куклы или ожившие картинки мультипликационного фильма, а говорить за них будут актеры.

Но что бы вы сказали, если бы вам предложили такой список действующих лиц и исполнителей этой сказки:

СЛАЙД 3

Петя — струнные инструменты

Дедушка — фагот

Птичка — флейта

Утка — гобой

Кошка—кларнет

Волк — три валторны

Не правда ли, странные исполнители?

СЛАЙД 4

А между тем именно для них и написана эта сказка, симфоническая сказка «Петя и волк». Автор ее — Сергей Сергеевич Прокофьев.

Симфоническая — значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определенный музыкальный инструмент.

Нужно вам сказать, что это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание не только в такой бесхитростной музыкальной картинке, а даже в серьезной симфонической музыке: в увертюрах, в симфонических поэмах, в симфониях.

СЛАЙД 5


Мультфильм по симфонической сказке С.Прокофьева «Петя и волк»

(Дисней,1946)

Вот и закончилась сказка. А теперь, давайте вспомним: какие инструменты и о ком рассказывали эту историю.

СЛАЙД 6

Петя — главный герой сказки. В театре главные роли всегда поручают лучшим, ведущим актерам. И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты — скрипки, альты и виолончели, которые называются струнной группой. Эта группа образует как бы четырехголосный хор: первые и вторые скрипки (высокие голоса в хоре тоже часто делятся на первые и вторые); скрипки с более низким звуком, альты (так же называются и в хоре низкие женские или детские голоса); наконец, четвертый голос, самый низкий (в хоре — басы), ведут виолончели.

СЛАЙД 7

Музыка пионера Пети похожа на задорную, веселую детскую песенку, которую можно спеть хором.

Фрагмент темы Пети

СЛАЙД 8, 9

Роль Петиного дедушки исполняет фагот: уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку.

СЛАЙД 10

Если вы когда-нибудь слышали на концерте или по радио романс Алябьева «Соловей», то, наверное, вспомните, что певице в этом романсе часто аккомпанирует не только рояль, но и флейта, — она так же хорошо, как высокий женский голос—колоратурное сопрано,—умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво, как будто перекликаются две птички.

СЛАЙД 11

И, конечно, лучше всего было поручить флейте в сказке «Петя и волк» роль……птички

Фрагмент темы птички

СЛАЙД 12, 13

Отрывистые, приглушенные звуки кларнета, особенно на низких нотах, напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких бархатных лапок.

Фрагмент темы кошки

СЛАЙД 14

А вот исполнитель роли утки — гобой — ведет себя здесь не совсем обычно. Дело в том, что у этого нежного инструмента некоторые ноты звучат совсем не нежно и очень напоминают утиное кряканье.

Фрагмент темы утки

СЛАЙД 15

Обычно композиторы и не пользуются этими нотами в музыке, но когда композитору Прокофьеву понадобилось изобразить в оркестре самодовольное кряканье глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя и поручил ему такую, не совсем обычную для него роль.

СЛАЙД 16

Нечто похожее произошло и с валторнами, которых композитор заставил изображать рычание волка. В балете Чайковского «Щелкунчик» валторны играют начало «Вальса цветов». У валторны звук немножко таинственный, очень поэтичный и красивый.

СЛАЙД 17

Но оказалось, что если несколько валторн в один голос, очень громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка.

Фрагмент темы волка

СЛАЙД 18

А громкие и звучные литавры изображают выстрелы из ружей смелых …

СЛАЙД 19

Охотников.



СЛАЙД 20

И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом,—каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет — крадется кошка; заворчал фагот — дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторны—появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк—волк проглотил утку.

Так музыкальным языком рассказывает композитор смешную сказку. И когда раздается веселый бодрый марш—его играют все инструменты, — мы уже понимаем, что это победное шествие героев сказки, несущих пойманного волка.

Симфоническую сказку Прокофьева знают и любят в разных странах. Она до сих пор звучит в концертных залах, на сюжет этой сказки ставят спектакли, снимают мультфильмы, а юные музыканты с ее помощью запоминают, как звучат различные инструменты симфонического оркестра.

СЛАЙД 21

А теперь мы превращаемся в композиторов.

- Кто такие композиторы?

Мы пробуем написать партитуру. На партитуре изображены инструменты, а вы должны положить картинку с героем, которого этот инструмент изображает.

СЛАЙД 21

А теперь проверяем: правильно ли вы написали партитуру.


Я хочу загадать вам загадки. Не простые, а музыкальные. Попробуйте угадать и изобразить того героя сказки, тему которого услышите. Игра «Кто идет?»

СЛАЙД 22-29

А теперь мы все станем музыкантами. Посмотрите на картинку и покажите, как играют на этом инструменте. Игра «Мы - музыканты».

СЛАЙД 30

С болота поросшего рясой,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому, под ели, тропинка

Тебя приведет.

Расскажет о Пете и волке

Квартет, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах:

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса.

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу

Валторны заменят собой.

Однако к чему торопится?

Твоя эта сказка - бери.

Волшебные двери - страницы

В нее поскорей отвори.




  • Как называется музыкальное произведение, с которым мы сегодня познакомились на уроке?

  • Назовите духовые инструменты, используемые в симфонической сказке.

  • Назовите струнные инструменты.

Спеть песни, где упоминаются музыкальные инструменты


Домашнее задание: раскрасить картинки героев сказки.


Использован фрагмент книги Г. Левашева «Поговорим о музыке»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!