СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Симфоническая сказка "Петя и Волк"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока музыки во 2 классе

Просмотр содержимого документа
«Симфоническая сказка "Петя и Волк"»

«Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Изучение нового материала.

Цель урока: воспитание музыкальной культуры учащихся

Задачи урока:

  1. Познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

  2. Развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкального произведения.

  3. Воспитание  культуры слушания симфонической музыки.

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. повторение пройденного урока

- О чем говорили на прошлом уроке? ( о средствах музыкальной выразительности)

-Что такое интонация?

- темп, динамика, ритм, мелодия, лад, тембр?

-А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть игру, которая называется «Угадай».

Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют несколько раз.

-Хорошо! Как же удалось  ведущему, не видя вас, точно определить  ваши имена?(по голосу).

-Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?( Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек. У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.)

- То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр.

-Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?(Да, есть)

-Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.

  1. Новая тема

-А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.

Слайд 1

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

(гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны)

-Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?( «Петя и волк»)

-Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 2 – портрет композитора). Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте в словарях запишем еще один не понятный для вас еще пока термин. (Слайд 3)

ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ

-Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.

-Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.

(Слайд 4 – пионер Петя)

Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.(слушание темы.)

-Как вы думаете, какой  характер у Пети? Каким изобразила его музыка? ( Веселым, озорным, радостным. Он идет, что-то напевает и попрыгивает.)

-Хорошо! Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (Слайд 5 – птичка, флейта). Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы. Слушание темы.

- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?( Веселое, радостное, счастливое. Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться).

-Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд 6 – утка, гобой). Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.

- Какой изображает утку музыка?( Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.)

-Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд 7 – кошка, кларнет) – слушание темы.

- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?( Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке. Иногда она останавливается).

-Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 8 – дедушка, фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушание темы.

- Похоже на ворчливого дедушку?

-Еще один персонаж сказки – волк! (Слайд 9 – волк, валторны). Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.

- Что вы можете сказать о лейтмотиве этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?(Музыка изображает Волка опасным хищником.Это злой Волк!Слышно как он воет.)

-Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка (Слайд 10 – охотники, ударные). Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют? Слушание темы.(Это барабаны!Ударные инструменты!)

-Правильно, тему охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.

-Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух. Давайте же сейчас посмотрим мультипликационный фильм - экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки, о которых говори сегодня. (Страна: СССР, «Союзмультфильм». Жанр: Кукольный мультфильм. Продолжительность: 00:15:30. Год выпуска: 1976). Просмотр мультфильма.

  1. Итог урока

-А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему и решим небольшой тест, который состоит всего из шести вопросов. Решение интерактивного теста на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

  1. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!