«Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»
Изучение нового материала.
Цель урока: воспитание музыкальной культуры учащихся
Задачи урока:
-
Познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
-
Развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкального произведения.
-
Воспитание культуры слушания симфонической музыки.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
повторение пройденного урока
- О чем говорили на прошлом уроке? ( о средствах музыкальной выразительности)
-Что такое интонация?
- темп, динамика, ритм, мелодия, лад, тембр?
-А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть игру, которая называется «Угадай».
Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют несколько раз.
-Хорошо! Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена?(по голосу).
-Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?( Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек. У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.)
- То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр.
-Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?(Да, есть)
-Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.
-
Новая тема
-А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.
Слайд 1
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под елью,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Гобой, и кларнет, и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой,
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери - страницы,
В нее поскорей отвори.
(гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны)
-Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?( «Петя и волк»)
-Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 2 – портрет композитора). Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте в словарях запишем еще один не понятный для вас еще пока термин. (Слайд 3)
ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ
-Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.
-Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.
(Слайд 4 – пионер Петя)
Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.(слушание темы.)
-Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка? ( Веселым, озорным, радостным. Он идет, что-то напевает и попрыгивает.)
-Хорошо! Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (Слайд 5 – птичка, флейта). Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы. Слушание темы.
- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?( Веселое, радостное, счастливое. Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться).
-Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд 6 – утка, гобой). Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.
- Какой изображает утку музыка?( Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.)
-Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд 7 – кошка, кларнет) – слушание темы.
- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?( Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке. Иногда она останавливается).
-Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 8 – дедушка, фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушание темы.
- Похоже на ворчливого дедушку?
-Еще один персонаж сказки – волк! (Слайд 9 – волк, валторны). Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.
- Что вы можете сказать о лейтмотиве этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?(Музыка изображает Волка опасным хищником.Это злой Волк!Слышно как он воет.)
-Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка (Слайд 10 – охотники, ударные). Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют? Слушание темы.(Это барабаны!Ударные инструменты!)
-Правильно, тему охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.
-Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух. Давайте же сейчас посмотрим мультипликационный фильм - экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки, о которых говори сегодня. (Страна: СССР, «Союзмультфильм». Жанр: Кукольный мультфильм. Продолжительность: 00:15:30. Год выпуска: 1976). Просмотр мультфильма.
-
Итог урока
-А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему и решим небольшой тест, который состоит всего из шести вопросов. Решение интерактивного теста на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
-
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».