СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Симфоническая сказка "Петя и волк" С.С.Прокофьев

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопровождение к презентации "Петя и волк".

Просмотр содержимого документа
«Симфоническая сказка "Петя и волк" С.С.Прокофьев»

Дети входят в класс под музыку «В гостях у сказки». Выясняю у ребят- какие образы возникли, войдя в класс? СЛАЙД 1. Обращаю внимание на иллюстрацию и задаю вопрос: сочетается ли иллюстрация с вашими ощущениями? Отмечаю, что сегодня наша встреча будет необыкновенной. А с произведением какого композитора будем знакомиться, узнают по пьесе «Сказочка», которое я исполню. Исполняется «СКАЗОЧКА» С.С.Прокофьева. (Разбор. Выясняем, о чём хотел рассказать композитор, какое настроение, как звучала музыка – спокойная, трогательно простая, жалобная мелодия напоминает русский жалобный наигрыш. («Сказочка» С Прокофьева – это действительно сказка в детском понимании. Здесь господствуют русские по характеру мелодии, развертывающиеся на фоне четко ритмованного движения. Как скупы и лаконичны штрихи, и как верно нарисовано в музыке нарастание угрозы, врывающейся в мирное повествование!) А композитор вам известен. Предлагаю просмотр фрагмента из балета «Золушка» не называя его. СЛАЙД 1. Дети сами узнают балет и называют фамилию композитора Слайд 2. Что объединяет все 3 фрагмента музыки? Выясняем, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей) Правильно. Слайд 3. СКАЗКА. А в какую сказку мы сегодня с вами отправимся, узнаете из текста. (у каждого ребёнка текст)

Слайд 3. (Смысловое чтение)

С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка,
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажут о Пете и Волке,
скрипки, кларнет и фагот. 
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы 
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные – двери страницы,
В нее поскорей отвори.


Из текста ребята узнают, о каких героях говорится в сказке (Петя, волк, птичка, утка) Какие музыкальные инструменты для каждого героя? В каком оркестре встречаются эти инструменты? (ответы детей) СЛАЙД 3. (Появляется слово СИМФОНИЧЕСКАЯ) Выясняем, что сказка может называться «Петя и Волк». Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк», которую написал для детей С.С. Прокофьев. Ещё раз называем произведения С.С.Прокофьева, которые известны детям (балет «Золушка», пьеса «Сказочка», которая звучала вначале урока).Слайд 3.

Как вы думаете, почему сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк» называется «симфонической»? (Ответы детей) Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. Отмечаем, что С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Задаю детям вопрос: А зачем мы обращаемся к этой сказке? Ответ детей приводит к цели урока: Познакомиться с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

А как мы это будем делать? С ответами детей выходим на задачи урока СЛАЙД 4.

Задачи:

  • Проанализировать услышанные темы и определить героев сказки.

  • По характеру и тембру музыки определить музыкальные инструменты.

  • Анализировать музыкальные образы понравившихся героев сказки.

Обращается внимание детей на СЛАЙД 5 «Симфонический оркестр».

Выясняем с детьми, какие есть группы: и струнные, и духовые, и ударные инструменты. Их очень много в симфоническом оркестре. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них; с теми, которые участвуют в нашей сказке.

Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. У птички – своя, у Пети – своя. Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Сейчас мы с вами в этом убедимся сами. Слайд 6 (нажимается по порядку появляются все герои) Рассказываю вкратце сказку, сопровождая музыкой.

А чтобы дети хорошо запомнили музыкальные инструменты, уже обращаю внимание на следующие слайды, где для каждого героя свой музыкальный инструмент.

Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. Слайд 7. Послушайте тему и определите, какие инструменты изображают Петю. (ответы детей - Петя мальчик смелый, находчивый и добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, весёлая. Петю изображают струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром).- Покажите как выходит Петя (элементы физминутки, здоровьеобеспечение).

На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно»,- весело закричала она. Слайд 8. Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Какой инструмент изображает Птичку (флейта). Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.- Покажите, как порхает птичка.

Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. Слайд 9. Утка ходит вперевалку, неуклюже. Мелодия утки медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку – неторопливую, важную Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье очень похоже.- Покажите, как переваливаясь с боку на бок, показалась утка.

Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.

Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка. Слайд 10. Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками. Кошка подумала: « Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней. - Покажите движения хитрой кошки.

«Берегись!» – крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи, сердито закрякала на кошку. Здесь мы останавливаемся Симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок не заканчивается, мы встретимся с ней не следующем уроке, и переходим к заданию проверим себя. Слайд 11.

Выясняем то, что если бы сказку я просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы не была такая яркая, красочная, волшебная. И композитор С.С.Прокофьев, как добрый волшебник оживил всех героев с помощью музыкальных инструментов.

Обращаюсь к детям с вопросом: А кто такой волшебник? Ответить на вопрос нам поможет песня, которую мы с вами разучим «Песня о волшебниках». Слушаем песню. (КЛИП) Выясняем, о чём рассказывается в песне, кто же он волшебник. Разучивание песни.

Подводим итог урока.

- Вы большие умницы! О чём вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Как вы думаете, где эти знания могут вам пригодиться?

Дети выполняют пальчиковую гимнастику, одновременно анализируют свою работу (деятельность) на уроке.

Рефлексия

Мизинец. Какие знания я сегодня получил?

Безымянный. Что я делал и чего достиг?

Средний. Мне было трудно/ легко узнавать героев.

Указательный. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?

Большой. Какое у меня настроение?

Затем благодарю за урок.