СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Символ жизни-семья!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Символ жизни – семья» (семейная азбука)

Цель: Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома.

Задачи:

Формировать представления о роли семьи в жизни человека.

Укреплять родственные связи воспитанников.

Учить работать в команде, соблюдая правила взаимоуважения и взаимопонимания.

Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение.

Просмотр содержимого документа
«"Символ жизни-семья!"»

« Символ жизни – семья» (семейная азбука)

Цель: Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома.

Задачи:

Формировать представления о роли семьи в жизни человека.

Укреплять родственные связи воспитанников.

Учить работать в команде, соблюдая правила взаимоуважения и взаимопонимания.

Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение.

Методическое оснащение:

Плакаты с пословицами (демонстрационные),

Карточки с пословицами (индивидуальные),

Схематические изображения (дом, люди, солнце и т.д.)

Видеозапись «Наши увлечения»

Реквизит для конкурсов ( костюмы для инсценировки)

Предварительная работа:

Цикл занятий по семейному воспитанию по программе «Добрый дом»

Разучивание стихов по сценарию,

Рисование на тему «Наша дружная семья»



Ход занятия:

Вед. Волшебный символ жизни – семья.

В нем капелька Отчизны, в нем я,

В нем все родные, братик, сестра,

В нем маленький квадратик двора,

В нем солнце, и березка, и дом

В нем все тепло смеется кругом.

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!

Сегодня у нас с вами необычное мероприятие. Тему его вы узнаете, разгадав загадку

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)



-Ребята, а как вы думаете, что же такое «семья»?(Ответы детей)

-Да, каждый по-своему считает, что такое «семья». Значимость понятия «семья» очень велика. Семья для каждого из нас – самое главное в жизни, самое нужное. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Но иногда случается так, что есть общая крыша над головой (ставит макет дома), есть люди, живущие вместе (силуэты). У них общая фамилия, документы о родстве. А вот потребности общаться друг с другом, быть рядом нет. И каждый стремиться быстрее уйти из дома туда, где его больше понимают и принимают, где ему интереснее.

- Можно сказать, что это семья?( ответы детей)

- Что связывает людей в семье кроме общей фамилии и общего дома?

(понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.)

-Правильно. Вы перечислили много душевных качеств, которые помогают людям создать счастливую семью. - Откуда же люди узнают, как создать и сохранить крепкую семью?(из книг, фильмов, от наших родственников)

(ответы детей)

-Есть еще один источник передачи жизненного опыта. Это русские пословицы – крупицы народной мудрости. Используя их, мы постараемся сейчас построить свой дом.

Ведущий закрепляет на доске «смайлик».

- Что это? (ответы детей)

Это символ нашей с вами семьи «Улыбка» - веселый смайлик. Давайте превратим его в солнышко. С помощью лучей мы создадим свою солнечную семью. Нам ведь не жалко поделиться своим душевным теплом.

Ведущий открывает первую пословицу.

-И сейчас я предлагаю первую пословицу: «Добрый дом держится трудом» ---Как вы её понимаете? Само словосочетание добрый дом-это значит в нём живут добрые люди, которые думают о благополучии своего дома, соответственно раз они об этом думают, то понимают чтобы любое дело в жизни прижилось для этого надо приложить какие то усилия, соответственно нужно трудиться и получается там ,где каждый знает своё дело, знает какой труд он должен выполнить в доме, какую пользу должен принести своему дому, то соответственно этот дом будет добрым.

- Я предлагаю самим сейчас потрудиться построить дом «счастья»? Давайте поиграем в «Строителей». Для этого нужно разделиться на 2 бригады (учащиеся распределяются) «бригады» выбирают своего прораба).

Задание для 1 бригады: на «камнях», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом». (оранжевые кирпичики) - «Дом» – это… .

Задании для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». (сиреневые кирпичики) «Семья – это…

- Кто знает пословицы связанные со словом дом?( В родном доме и стены помогают. Без хозяина дом сирота. В гостях хорошо, а дома лучше. Кто не работает, тот не ест. Труд кормит, а лень портит.)

- Все бригады готовы, осталось только построить дом. Строительство дома начинается с фундамента.

I бригада «Прораб» зачитывает ответы: Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

- Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

II бригада «Прораб» зачитывает ответы: Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

-Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей, но для этого нам нужно вместе поработать. Перечислите мне качества для крепости семейных отношений ? (По очереди зачитывает ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.)

Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

- Какое качество необходимо семье, чтобы построить такой замечательный дом?

- Какой лучик мы им прикрепим?

«Трудолюбие» (прикрепляем лучик к смайлику)

-А трудолюбие принесет в дом достаток и благополучие. (прикрепляем к дому цветы и окошко)

-Следующая пословица такая: «Когда в семье лад – не нужен и клад». (вешает пословицу)

- Что такое «лад»?

Умение ладить с собой и людьми – это самое ценное качество в человеке. Ещё оно называется взаимопонимание. Давайте убедимся в этом. Я предлагаю к вашему вниманию сценку.

Инсценировка «Мир в семье всего дороже»

Ведущий: Жили-были дед де баба.

Жили не тужили,

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все бы ладно, да курочка-невеличка

Взяла, да и снесла яичко.

Яичко не простое, яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще оно бесценно.

На семейный, на совет

Собрал внучку с бабкой дед.

Дед Так и так, такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может скушать, иль продать,

Иль на доллары сменять?

А может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный?

Баба Что ты дед, побойся бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос иль холодильник?

Иль возьмем телегу мыла

Чтобы дома чисто было

Внучка Может купим мне духи

Обалдеют женихи!

Иль французскую помаду?

Я ей тоже буду рада!

Автор Начался тут сыр да бор,

Да житейский шумный спор!

То не се, да то не так

Дед -Ты балда!

Баба - А ты дурак!

Автор: Начался такой скандал –

Свет такого не видал!

Только курочка молчит, около стола стоит.

Курочка: Ну, никак не ожидала стать причиною скандала!

Чтобы это прекратить,

Надо мне яйцо разбить.

Автор: Подошла она тихонько,

И крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила!

Вдребезги его разбила!

Плачет внучка, плачет баба:

Баба и дед Что наделала ты, Ряба?

Автор: Дед не плакал, как не странно,

Вывернул с дырой карманы.

Дед Нету денег, ну и что же?

Мир в семье всего дороже!

-Да, действительно, мир в семье всего дороже

-Понравилась вам сказка? Сказка обычная «Курочка Ряба», но на современный лад. Что предлагал сделать с яичком дед(скушать, продать, доллары, муз. Центр) А, баба, что предложила, а внучка.

-Каждый хотел использовать яичко в своих целях, не стараясь понять другого. Можно ли назвать семью дружной? А, что значит дружная семья?

-Да, вы правы, каждый в семье понимает друг друга, это и есть взаимопонимание. Прежде всего взаимопонимание-это уважение интересов другого близкого человека.

-Давайте с вами попробуем назвать несколько правила, которые ведут к взаимопониманию, что нужно делать чтобы было взаимопонимание в семье.

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

  Ставь интересы других людей выше собственных.

Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

  Будь верен и надежен.

Уважая других людей, уважай себя.

Умей прощать и не будь обидчив.

Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

  Проявляй чуткость.

Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

- Этими правилами мы должны руководствоваться в жизни, чтобы жить в мире и согласии. -Какой лучик мы прикрепили?


- Следующая пословица «Совет да любовь, на том свет стоит»

-Я предлагаю послушать притчу (о любви)

Однажды в дом, где жили бедные муж и жена, постучали. Это были три старца, их звали Богатство, Удача и Любовь. Хозяева их гостеприимно пригласили войти. Они ответили, что они могут впустить одного из них.

Муж и жена заспорили: « Давай богатство, мы так бедны!» - сказал муж.

«Нет, давай Удачу» - настаивала жена - «И будем жить счастливо».

И тут супруги посмотрели друг другу в глаза и разом воскликнули – «Надо позвать любовь!»

Порог переступили сразу три старца, супруги очень удивились. Потому что там, где есть Любовь, всегда будут Богатство и Удача – ответили старцы.

— В чём заключается секрет крепкой семьи?( в любви)

Давайте попробуем назвать качества счастливой семьи. (Ответы учащихся)

Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

Верность. (Преданность друг другу.)

Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе)

-Мы прикрепим новый лучик, который называется любовь. ( Ставит жителей дома).Конечно, без любви невозможно жить на свете, вот

и появились любящие жители нашего дома.

Семьи все разные. Каждая семья отличается своим укладом, привычками, обычаями, атмосферой, традициями.

- А что означает слово традиция? (Ответы учащихся)

Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения)

- Для чего нужны семейные традиции? (Ответы учащихся. Чтобы семья была крепкой и дружной.)

- А у нас с вами есть традиции?

- А сейчас вы узнаете какой уклад был у семей в древние времена?

Предлагаю послушать выступление Саши Щукина.

Сообщение учащегося.

Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда назывались наши предки. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.

Избу крестьянин обычно строил сам. Центральное место в избе занимала печь. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи». Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец. Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали. Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения. Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах». Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

Семьи у крестьян были большие и дружные.

-Какие традиции сохранились по сей день?

-Хотелось, чтобы мы с вами немного придерживались обычаев наших предков.

-А мы с вами продолжаем, открываем следующую пословицу. «Другим не поможешь – сам пропадешь».

- О чем в ней говорится? (о помощи) Но не просто о помощи.

Но если я помогаю Коле , а он мне ,как такая помощь называется.

И следующий луч будет называться « взаимопомощь»

-Как вы понимаете это слово, давайте его разберём.

Помощь, оказываемая друг другу взаимно.

-Взаимопомощь – великая вещь. А самой идеальной парой, действующей всегда слаженно и быстро, являются наши руки. Предлагаю вам такое задание: вы будете работать, как одна пара рук и продемонстрируете нам чудеса взаимопомощи. Играющим связывают вместе пару рук, а свободными руками они должны веником прокатить мяч (играют две пары). Молодцы, справились!

-Значит какой луч мы прикрепили «Взаимопомощь».

-Открываем следующую пословицу: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось!»

- О чем она?

Правильно, о дружбе в семье. А наша семья дружная? Почему вы так считаете?Тогда давайте споем песню про нашу дружную семью. (дети поют на мотив «Где-то на белом свете…»)

Где-то на белом свете

Наша семья живет

Горя и бед не знает

Дружною слывет.

Вместе читаем книги,

Вместе в кино идем,

В праздник поем и пляшем

В будни дела найдем.

припев

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла

Дружная у нас семья!


Костя белье стирает,

Лёха подметает пол,

Данька посуду моет,

Думая про футбол.

Спорится вмиг работа,

Каждый к труду привык,

И отдыхать умеем –

Жарим в лесу шашлык!

Припев

- Прикрепим лучик «дружбы».

-Следующая пословица «Кто родителей почитает, тот в реке не погибает» ---Кому посвещенна эта пословица?

-Да, родители с любовью и заботой относятся к своим детям. Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. Отец обучал сына ездить верхом и управлять лошадью, пасти стадо, пахать, боронить, молотить. К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним.

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, прясть, плести из кудели косы, украшения, шить головные уборы, готовить еду, воспитывать младших братьев и сестер. Постепенно к девочке приходило осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять все женскую работу.

- а сейчас передают мастерство родители своим детям.Если взять нашу школьную семью, что умеет Александр Владимирович? Передаёт он своё мастрство .

Почитай отца своего и мать и будет тебе хорошо. Почитать, значит, в детстве их слушаться, в молодости с ними советоваться, а в зрелом возрасте о них заботиться. Если заповедь исполняется, то значит, что семя было посеяно не напрасно. Бывает, что по одному человеку обо всей семье судят.

-Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:

Раз,два,три,четыре

Кто живёт у нас в квартире

Раз,два,три,четыре,пять

Всех могу пересчетать

Папа ,мама,брат,сестрёнка

Наш дедуля и бабуля

Мой сверчок,щенок и я

Вот и вся моя семья.

-С помощью этой шуточной задачи мы коснулись с вами темы родственных отношений. ,

-Посмотрите на наш дом ,кого не хватает? Кроме родителей и детей. Кто ещё может жить в семье (прикрепить дедушка и бабушка)

- Скажите мне, что даёт человеку семья

– родителям (отдых, детскую любовь, единую цель, поддержку, радость, надежду, веру);

– детям (дом, родительскую любовь, заботу, образование, поддержку, радость, внимание, защиту);

– пожилым людям (любовь внуков, внимание, заботу, защиту, уважение, спокойствие, радость, отдых).

-А вы любите отдыхать? А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задания и выполняйте.

— Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.

— У кого есть сестра или сестрёнка, помашите над головой рукой.

— У кого есть бабушка или дедушка, поднимите руки вверх.

— Кто любит свою семью, хлопните в ладоши три раза.

-Расскажите о близком человеке, которым вы особенно гордитесь.

- А как вы к нему относитесь? ( с уважением)Ответы учащихся.

- Относитесь с уважением, как хотел, чтобы относились к тебе, следующий наш луч «Уважение» .

И последняя пословица: «Делу время – потехе час».

-Что такое потеха?

Потеха – это не просто развлечение, а еще и общие увлечения всех членов семьи. Они помогают людям объединится и лучше понять друг друга.

- Какие семейные увлечения вы знаете?

- Чем увлекаются дети нашей семьи давайте посмотрим?

Просмотр видеозаписи об увлечениях детей семьи «Улыбка».

Дарим еще один лучик «Семейные увлечения».

Вот у нас и получилось солнышко, мы поделились своим душевным теплом. Из чего оно состоит? ( дети зачитывают)

  • Трудолюбие

  • Взаимопонимание

  • Взаимопомощь

Уважение

  • Дружба

  • Любовь

  • Семейные увлечения

Этот дом, который мы с вами построили обладает всеми этими качествами

Вывод: Дерево крепко корнями, а семья своими семейными ценностями.

- Ребята, а нашу группу можно назвать семьёй? (Ответы учащихся)

-Каждый из вас является её частичкой. Мы должны относиться друг к другу, как в семье заботливо, по-доброму, с пониманием. И тогда наша группа будет дружной семьёй, в ней будут царить уважение и взаимопонимание.

-Я хочу оставить пустой лучик, когда у вас будут свои семьи вы заполните этот лучик своими семейными ценностями.

-А вам я желаю, чтобы ваши будущие семьи согревало и оберегало тепло ваших сердец,вашей души и вот такое доброе солнышко.

-И закончим наше занятие мне бы хотелось стихотворением

Что значит для меня моя семья?

Конечно - счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень - очень важных.


Во - первых, это главное - любовь.

Всем сердцем и душою всей, и разумом.

Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно, и каждый день по - разному.


Второе - дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца - не напиться.

А дети - это жизнь, это родник

И продолженье рода. Пусть струится!


Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережет от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобою, а не где-то.


Четвертое - терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды...

И отогреет солнышком окно.

Что инеем заледенело белым.


А пятое - ответственность и дом

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

Шестое — уваженье. Только с ним

Приобретешь успех, признанье общее

Всегда, считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.



И наконец, седьмое - чистота

Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любима, счастлива где полностью.


Все дети: Пусть крепкой будет наша семья – иначе жить на свете нельзя!