СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Символика цвета в произведениях русских писателей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа для МАН по литературе. В реферате исследована символика основных цветов на примере прозаических произведений русских писателей.

Просмотр содержимого документа
«Символика цвета в произведениях русских писателей»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...........3

1. Символика цвета в мировой культуре…………………………………...........4

2. Проявление цветовой символики в литературе……………………………..6

3. Колоронимы как одно из средств анализа малой прозы русских писателей…………………………………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………...13













































Введение

Цвет всегда играл важную роль в жизни человека, но он этого обычно не замечает. Окружая себя предметами быта и другими необходимыми вещами, мы как будто создаем свой собственный мир, приятный глазу и комфортный для нашего восприятия. У нас есть любимые цвета, которые могут сказать о нас больше, чем мы сами. Кроме того, цвет вообще способен изменить настроение или улучшить самочувствие.

Мы воспринимаем цвет визуально, т.е. при помощи глаз. Это восприятие в большей мере зависит от настроения, ассоциаций, вызываемых тем или иным тоном, а также от нашей информационной «подготовленности», а именно от тех знаний о цвете, которые получены нами из окружающего мира. Постоянное совершенствование «цветопонимания» помогает человеку во всей полноте увидеть чудесный мир, открыть для себя как можно больше неизведанного и прекрасного.

Такое значение цвета приводит к тому, что любое его упоминание вызывает из подсознания человека определённый образ, который сформировался там при участии семейного окружения, традиций, народных обычаев и, безусловно, литературы. Авторы художественных произведений осознанно выстраивают в них колорит, поскольку цветовая наполненность помогает читателю в полной мере раскрыть основной замысел текста и представить прочитанное.

Актуальность реферата объясняется необходимостью включения цветовой символики в анализ художественных произведений, проводимый на уроках русской литературы.

Цель: исследовать символику основных цветов на примере прозаических произведений русских писателей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть историю становления цвета как определенного символа;

- выяснить символику основных колоритов в культуре;

- проследить цветовое значение в литературе;

- исследовать цветовую символику на примере малой прозы трех русских писателей.

Предмет исследования: основные цвета.

Объект исследования: литературные произведения А. П. Чехова, И. А. Бунина, Тэффи.



















































1. Символика цвета в мировой культуре.

С течением времени цвет постепенно превратился в средство передачи информации о мире, затем стал использоваться как знак-символ, и, наконец, достиг уровня целой системы, каждый элемент которой несет смысловую характеристику. Каждое упоминание об определённом цвете не просто вызывает в памяти образ, а и создает ассоциации с эмоциями, предметами и явлениями. Этот процесс удивителен еще и тем, что символика того или иного цвета очень индивидуальна для каждого из нас.

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времён придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в первых произведениях древней литературы: в древних мифах, народных приданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Человек, издавна ищущий ответы на удивительные загадки окружающего мира, смог проследить взаимосвязь между цветом и характером настроения, поведения человека. Это проявлялось в подборе одежды определённых цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определённая символика красок, дошедшая и до наших дней, в том числе и посредством литературы.

Количество цветовых символов достаточно ограничено. «Наиболее часто в этом качестве используются так называемые «основные цвета», к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры» [4, стр. 272]. Каждый народ за историю своего существования сформировал определённый набор духовных и материальных ценностей, традиций и обычаев, подчиняющих себе символичность того или иного цвета. Таким образом, тон, обладающий позитивной окраской на одной части земного шара, может быть истолкован отрицательно в другой.

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. «По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном» [6, стр. 54].

Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет.

Желтый – цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. «У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий» [6, стр. 80].

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении

Зеленый – цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой – и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).



2. Проявление цветовой символики в литературе.

Наиболее частое проявление цветовой символики в литературных произведениях выражается в цветовых эпитетах. Цветовые эпитеты выполняют в художественной литературе следующие три функции: смысловая (к примеру, розовый цвет лица — признак завидного здоровья персонажа, рыжеватость сапог — свидетельство их поношенности и т.д.); описательная (цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримо, выпукло) и эмоциональная, определенным образом воздействующая на чувства. Можем отметить, что символика основных цветов в общекультурном значении часто схожа с их проявлением в литературе.

Белый тождествен солнечному свету, а свет – это божество, благо, жизнь, полнота бытия. Но, кроме того, белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание.

«Ему приснилось, будто он входит в пустой дом с белыми стенами, испытывая тягостное чувство, что он первое переступающее этот порог человеческое существо». Габриэль Гарсия Маркес, «Сто лет одиночества»

Черный цвет имеет «отрицательное» значение, это символ смерти, зла. Символика черного у большинства народов в основном негативна. В черном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью. «И вот тут-то прополз по проулкам и улицам черный слушок...». Михаил Шолохов, «Тихий Дон» [2].

Красный цвет в русской лингвокультуре является священным. Раньше в русском языке слово красный означало красивый, прекрасный: красно солнышко, красна девица, Красная площадь. Также означает напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьбу, войну, конфликты, трагедию, драму, гнев, жестокость, ярость, страсти.

«На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поет,

Не в силах крыл поднять смятенных…

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых…»

Александр Блок [2]

Желтый означает состояния, связанные с позитивной энергетикой: веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота.

Негативная символика желтого и золота – грех, предательство, продажность, безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь. Общеизвестны такие выражения, как желтая пресса, желтые профсоюзы, Желтый дом.

«От любви твоей загадочной ,

Как от боли, я кричу,

Стала желтой и припадочной,

Еле ноги волочу…». Анна Ахматова [2]

Зеленый – это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай), молодость. Цвет райского сада (Эдема), оазиса в пустыне, мусульманского рая.

Негативные символы: тление, разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас гибели. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных обитателей лесов (леший, Зеленой царь), глаз хищных ночных животных и птиц, горьких ядовитых трав.

Символика синего исходит из очевидного физического факта – синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего – божественность. В средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви

3. Колоронимы как одно из средств анализа малой прозы русских писателей.

Антон Павлович Чехов.

Рассказ «Человек в футляре» открывает для читателя образ преподавателя Беликова. Темные очки Беликова – образ точный, конкретный: темные очки отделяют человека от всего живого, гасят все краски жизни. К «темным очкам» примыкают и другие внешние детали: плащ, зонтик, теплое пальто на вате, чехольчик из серой замши для перочинного ножа; «лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник».

В портретном описании Беликова выделяется относительное прилагательное серый – тусклый неживой цвет, который сочетается с двумя постоянными цветовыми определениями Беликова – бледный и темный: темные очки на бледном лице [5].

Цветовой фон (вернее, его бесцветность) еще более усиливает значение определений: маленький, скрюченный, слабая улыбка, кривая улыбочка, маленькое бледное лицо…

Однако Беликов не застывший символ, а живое лицо. И живая «реакция Беликова на события дается опять красками, которые сменяют привычную бледность лица. Так, получив карикатуру о «влюбленном антропосе», он делается зеленым. «Зеленым, мрачнее тучи» становится он, встретив Вареньку и ее брата, мчавшихся на велосипедах. Возмущенный Беликов «из зеленого стал белым»…[5]

В рассказе «Ионыч» цвет страшен отсутствием… всякого цвета! Вот Старцев потянулся к Туркиным, влюбился в их дочь. Но все остается бесцветным или темным: темные листья в саду, «было темно», «в темноте», «темный дом»…

В этом темном ряду встречаются и другие краски. Но где, а главное – как они даны? Розовая от напряжения Екатерина Ивановна играет на фортопьяно, – розовая только от физического напряжения. Голубым был конверт, в котором мать Котика прислала письмо Старцеву с просьбой приехать к ним. Желтый кладбищенский песок, желтые и зеленые деньги, которыми набивает карманы Старцев. А в финале – пухлый, красный Ионыч и его кучер, тоже толстый, красный с мясистым затылком…

И. А. Бунин «Лапти»

В рассказе другого русского писателя И. А. Бунина «Лапти» мы встречаем противостояние двух основных для русской культуры цветов.

Уже с самого начала в рассказе начинает звучать тема смерти, которая оказывается неразрывно связана со снежной стихией, вьюгой, белым цветом: «непроглядная вьюга» (как неизвестность), «белый от снега и холодный дом» (символ «большого горя» - тяжелой болезни умирающего ребенка). Белый цвет с самого начала рассказа также неразрывно связан с красным цветом, который становится, с одной стороны,   символом болезни, приближающейся смерти, страданий (ребенок мечется «в жару, в бреду», «весь огнем горит»), с другой – символом надежды на спасение («какие-то красные лапти», которые ребенок «как будто вполне разумно», порой приходя в себя, просит, жалобно плача и умоляя) [1].

Само собой разумеющимся считается то, что «в такой ужас» из дома выходить нельзя: до Новоселок шесть верст, идти нужно через снежное поле, которое в такое ненастье превращается в «белое, куда-то бешено несущееся степное море», «бездну снежного урагана и мрака» (враждебную, бесконечную стихию). Мотив зловещего звучания этой враждебности усиливается и временем суток – «ночь была еще страшнее»: страшно за ребенка, который продолжает метаться в бреду, за Нефеда, судьба которого неизвестна, потому что он ушел, «утопая по сугробам… и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море» [1]. Деепричастие «утопая» и глагол «потонул» уже с самого начала указывают на то, что живым Нефед домой не вернется: он уходит в другой мир, из которого не возвращаются, символами которого и являются вьюга, снежное поле, «степное море», мрак, «бездна снежного урагана». Кстати, и появление его в рассказе так же символично: он входит в дом, неся «солому на топку» (чтобы затопить печь – внести в дом тепло, жизнь). «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло…»: его портрет  словно предвещает то, что случится [1].

Две стихии (белый и красный цвета, холод и жар, вода – «снежное море» - и огонь) не просто взаимодействуют: они одновременно сближены и разведены, дополняют и противостоят друг другу. Снежная стихия связана с полем (символ враждебности, войны, агрессии), с бесконечностью, с мраком (интересным становится и взаимодействие белого и черного цветов). Стихия огня связана с ограниченным пространством – домом: печь, свеча у постели больного мальчика.

Красные лапти становятся единственной надеждой на выздоровление ребенка, их его «душа желает» – это хорошо понимает Нефед («Значит…надо добывать»), именно поэтому он и не может поступить иначе и, жертвуя собой, отправляется в свой последний путь, вступает в схватку со смертью.

Рассвет приходит в дом со «зловещим стуком в окно»: новосельские мужики привезли тело мертвого Нефеда, который, даже погибший, оказался их спасителем – вывел их из снежного мрака, показал путь к человеческому жилью. Интересна здесь символика окна – границы, разделяющей мир живых (дом) и иной мир, мир смерти (поля, мрака, стихии). Стук в окно («зловещий») как весточка из другого мира – привезли мертвого Нефеда [1]. Дом наполняется жизнью, голоса звучат явственно, совсем не так, как звучали ночью: мужики, благодаря Нефеду, остались живы – так, может, и мальчик останется жив? Ведь Нефеду удалось достать новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. Об этом автор не пишет, оставляя финал рассказа открытым. Да, наверное, это уже и не важно, потому что главное в этом рассказе – подвиг Нефеда, его жертва во имя любви к мальчику, к людям.

Тэффи «Жизнь и воротник».

Как правило, в каждом произведении присутствует множество разных цветов, каждый из которых может отображать разные признаки людей и предметов. Однако в рассказе «Жизнь и Воротник"» по-настоящему участвует только один цвет и один оттенок, в сочетании образующие один очень необычный цвет – серо-желтый. Серый потому, что жизнь Олечки Розовой до появления воротника была скучной, однообразной, ничем не выделялась. Желтый же – это цвет банта на сером воротничке [3]. 

После покупки Воротничка жизнь Ольги Розовой стала напоминать диван, купленный Воротничком, но не купленный самой девушкой. Это выражалось тем, что жизнь Ольги стала «полосатой» – когда Олечка не носила эту безделицу, то она жила своей «серой» жизнью, но когда Ольга решала надеть Воротник, то это уже была не Олечка Розова, а совершенно другой человек, давайте назовем его Мадам Краснова. У этого человека, чья жизнь была уже не серо-розовая, а красная с оттенком серого, исчезла нежность, доброта, наивность, нерешительность и появилась тревога, прямолинейность, даже «кровожадность». Эта Мадам была полной противоположностью порядочной девушки – она курила, пила и «смеялась, как только слышала хоть какую-то двусмысленность» [3, стр. 4]. 

Если начать углублятся в символику цветов рассказа, то первое, что мы узнаем будет то, что желтый в сочетании с разными оттенками образует разные состояния души. Всего таких состояний три: счастье, расставание и безумие. Да вот только серо-желтый – это ни счастье, ни даже расставание, а именно безумие. Это безумие в рассказе Тэффи  проявляется в виде того, что человек не управляет предметом, а предмет человеком. Далее мы узнаем, что розовый цвет – цвет душевной радости, легкости, оптимизма [6, стр.154]. 

В результате объединения серо-желтого и розового образуется самый неожиданный из всех цветов – красный. Этот цвет, который кажется таким схожим с розовым, имеет абсолютно иные качества. В данном рассказе же символика красного цвета немного изменена. Здесь красный цвет – цвет противоположности. Это хорошо заметно, если сравнить поведение Олечки Розовой и Мадам Красновой [3]. 

Когда же в конце рассказа Воротничок теряется, то «серая» жизнь Олечки приобретает два слабых оттенка желтого – оттенок расставания и оттенок безумия. Они оба наводят сильный страх на Олечку, хотя она и понимает, что сама виновата во всем произошедшем с ней. Но даже если бы она попыталась сопротивляться Воротничку, то кто знает, что случилось бы? Все могло стать лучше, но в то же время все могло стать гораздо хуже.

После того, как вы узнаете все это, создается впечатление, что Тэффи с помощью этого рассказа хотела показать нам, что нельзя просто плыть по течению времени, а надо стремиться туда, где тебе будет лучше, и ни в коем случае не сходить с верного пути.



Заключение

Таким образом, проанализировав символику основных цветов в литературных произведениях, можем сделать выводы. Руководствуясь собственным опытом, традициями и обычаями, люди издавна придавали особое значение тому или иному цвету, что нашло свое яркое отражение в литературе. Ученые выделяют основные цвета, символика которых в общекультурном масштабе перекликается с литературной сферой.

Наиболее частое проявление цветовой символики в литературных произведениях выражается в цветовых эпитетах. Как одно из художественно-выразительных средств, эпитет помогает более образно раскрыть замысел произведения. Именно это явление мы и замечаем в рассказах А. П. Чехова, И. А. Бунина и Тэффи.



Список использованной литературы

  1. Бунин И.А. Лапти [Электронный ресурс] / И. А. Бунин. – Режим доступа: http://az.lib.ru/b/bunin_i_a/text_2180.shtml

  2. Символика цвета в литературе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bookclubby.livejournal.com/171226.html

  3. Тэффи Н. А. Юмористические рассказы / Н. А. Тэффи. – М.: Художественная литература, 1990. – 170 с.

  4. Чернокозов А. И. История мировой культуры (Краткий курс) / А. И. Чернокозов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 480 с.

  5. Чехов А.П. Рассказы, повести / А. П. Чехов – М.: Дрофа, 2006. – 357 с.

  6. Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов / Е. Я. Шейнина. – М., Издательство «Торсинг», 2001. – 324 с.





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!