СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Символика воды и огня в народном представлении и в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Символика воды и огня в народном представлении и в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»»

МКУ «Комитет по образованию» «АМО «Еравнинский район»

МАОУ «Исингинская средняя общеобразовательная школа»

Секция русской литературы










Тема: Символика воды и огня в народном представлении и

в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»










Автор: Хамаева Тунгалаг, ученица 11 класса

МАОУ «Исингинская сош» Еравнинского района

Руководитель: Будацыренова Гэрэлма Гунгаевна








с. Исинга, 2018

Содержание

1. Введение

1.1 Символ воды и огня в народном представлении.

1.2 Символ воды в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»

2. Заключение

3. Список использованной литературы






























Введение

Тема: «Символика воды и огня в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»

Исследовательская работа посвящена изучению народно-поэтических мотивов в повести «Прощание с Матерой» через символику воды и огня.

Актуальность: Повесть В.Г.Распутина «Прощание с Матерой», написанная несколько десятилетий назад, звучит в наши дни так, как будто создана вчера. В.Курбатов в предисловии к одному из изданий произведений Распутина пишет о том, что Ф.Абрамов, Б.Можаев, В.Белов, В.Астафьев «чувствовали, как неотвратимо уходит, истаивает, растончается земная, земляная, христианская, определившая существо народа жизнь. Чувствовали и торопились наглядеться, отдать ей последний поклон». Для понимания всей глубины содержания повести необходимо обратить особое внимание на то, что именно духовность является основой нравственной позиции автора и ценностным ориентиром его любимых героев.

Объект исследования - символика воды и огня в повести В.Г.Распутина

Цель:  Особенность символики воды и огня в повести

Задачи: Выяснить, какую роль играет символ воды в конкретном произведении.

Предмет исследования: повесть В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»

Методы исследования: поисковый, описательный, сравнительно – сопоставительный, анализ и обобщение собранного материала.

В своей работе я остановлюсь на особенностях символики воды в повести, которая, несомненно, поможет лучше понять произведение, осмыслить мастерство и талант писателя.














1. Символы воды и огня в народном представлении

Символы играют огромную роль в художественной литературе; без выявления и понимания их языка невозможно понимание литературы и искусства.

Одним из главных поэтических образов в литературе является образ воды. С глубокой древности человек осознавал ее огромное значение. Вода воспринималась как опора, на которой держится земля, как источник жизни и средство очищения. В народных обычаях вода существовала как добрый образ, поэтому ее и наделяли ласкательными характеристиками – милая, чистая, матушка, а также «вода – Богова сестрица», «вода-царица». Вода – это и притчево-философский образ: она воспринимается людьми как одна из основ жизни.

А огонь в народном представлении– стихия, дающая тепло и свет. Люди верили в скрытую таинственную силу огня и поклонялись перед его мощью. Вокруг огня созидалась семейная жизнь, домашний очаг был символом благополучия семьи. Христиане поклонялись «освященному огню». Это огонь, вынесенный из церкви после богослужения и получивший особенную силу и благодать.


1.1 Символ воды в повести Распутина «Прощание с Матерой»

«Прощание с Матерой» — реалистическое произве­дение, в основе сюжета —затопле­ние острова, по­скольку на реке строится плотина для электростан­ции. Писатель использует в повести некоторые ми­фологические образы, которые расширяют смысл произведения, придают рядовым вещам глубину сим­вола.

Одним из главных поэтических образов повести является образ воды. Старые материнцы сохранили свое отношение к воде как к дару Божьему. Молодое беспамятное поколение, воспитанное в безверии, превращает этот дар в губящую все живое стихию. В повести Распутина река Ангара как будто проживает жизнь, соотносимую с жизненным путем человека.

Как в народных представлениях мертвая зимняя природа оживает с первыми лучами весеннего солнца, так и река в повести обретает свое рождение, вскрываясь ото льда: «И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матеры…Опять с грохотом и страстью пронесло лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобождено открылась, вытянувшись в могучую, сверкающую течь…».

Символично то, что это весеннее рождение – последнее в нескончаемом ряду, потому что строительство плотины нарушит извечный ход реки. Вода для жителей острова и деревни была символом самой жизни. Именно отсюда, с берега реки, маленькие жители Матеры впервые видели красоту места, где они родились: «В эту сторону смотрела деревня, сюда спускали лодки. ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир, до каждого камешка все здесь было изучено и запомнено…». Именно потому говорит Дарья: «Нам-то Ангара – своя, сызмальства на ей», а дед Егор, покидая навсегда остров, хочет наглядеться на нее: «Хучь Ангару в остатный раз поглядеть».

Само течение этой реки напоминает состояние человека в момент бодрствования и сна. Днем – это сверкающая и играющая течь, ночью же течет она тихо и осторожно, чтобы не тревожить покой жителей острова.

Если в начале повести Ангара предстает живой «сверкающей течью», то в конце ее она видится «темной замершей массой воды», как нечто уже неодушевленное, бесчувственное, умершее. Умирает затопленная Ангарой Матера, но умирает и сама Ангара, мерное, веками налаженное течение которой нарушено жестокой человеческой рукой. Уходит то, что отсчитывало для материнцев время:

Прерывается связь времен потому, что молодые забыли заветы Господа: воду святую превращают в средство достижения «сокровищ на земле». В повести потоп на землю наводят сами люди, да и цель затопления иная, продиктованная не скорбью и болью за душу человеческую, а стремлением к достижению все больших материальных благ, то есть не духовная, а материальная. Новое поколение стремится извлечь из всего пользу, выгоду: «…Наша Матера на электричество пойдет , тоже пользу приносить будет…Много ли толку от этой Матеры».

Потопом Господь погубил грешных людей и спас праведных, потоп в повести Распутина дает благословение людям, виновным в гибели «веками ухоженной земли», лишает последнего пристанища – могил тех, кто хранил эту землю..


1.2. Символ огня в повести Распутина «Прощание с Матерой»

В повести огонь выступает как разрушительная сила: сжигаются избы, сжигаются кресты на могилах, сжигаются леса – сжигается Матера. И все это равнодушно называется «очистка территории». Слово «очистка» однокоренное со словами «очистительный», «очищающий». Но если огонь очищающий, благодатный имеет созидательное начало, то огонь, «очищающий территорию», разрушает то, что создано для жизни. Наиболее ярко действие происходит в двух эпизодах: поджог Петрухой своей избы и сжигание мельницы. Судьба избы Петрухи особенно горька оттого, что погибает она не от рук чужих, пришлых людей, а от рук своего хозяина. Огонь, губящий живую, страдающую избу, страшен в своем неистовстве, несет смерть. Этим огнем освещается судьба всех материнцев. И потому жители собираются всем «миром» проводить первую «умирающую» избу и смотрят, «ничего не пропуская, чтобы знать, как это будет. Наступит срок, и пророчество сбудется, а это была «первая жаркая и яркая ночь на Матере. Потом их будет много…». Страшный огонь «своим недобрым сиянием» ранит Ангару: «Им озарялась Ангара под берегом, и там, где она озарялась, зияла открытой раной с пульсирующей плотью». «…огнем изба горит ненадолго, два-три часа, - пишет автор, - но многие еще дни курится, не остывая, избище и остро пахнет горелым, но не выгоревшим до конца, ничем не убиваемым жилым духом». Да, трудно убить этот жилой дух, трудно людям стереть эту картину из своей памяти. Не забыть им и хозяйку, кладущую земные поклоны поверженной избе, оплакивающую уходящую избу; а сама хозяйка придет на то место, где был ее дом. Страшную картину разрухи после пожара довершает судьба не погибшей печи: «…печь… не сгорела, потрескавшаяся и раскрытая, торчала на пепелище, как памятник…».

























Заключение

Творчество Валентина Распутина - явление в мировой литературе, и, как всякое явление, оно единственно, уникально.

Совесть, вина, память являются ключевыми нравственными категориями в произведениях Распутина. Именно совесть определяет поведение человека, его судьбу, связь с народной памятью. Прочитав повести Распутина, их уже никогда не забудешь, столько в них горьких и справедливых слов о человеческом счастье и горе, о преступлении против нравственных законов, которыми держится жизнь, и которые мы не всегда помним.

Повесть «Прощание с Матерой» заставляет нас оглянуться на то, что мы оставляем. Включившись в гонку цивилизаций, увидеть и полюбить российскую глубинку, из которой все мы вышли. Распутин с особой остротой понимает, к чему могут привести наша беспамятность, равнодушие, безверие, утрата родовых корней…























Список литературы:

  1. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи.-М.: Современник, 1982.

  2. Котенко Н.Н. Валентин Распутин: Очерк творчества.-М.:Современник,1988

  3. Панкеев И.А. Валентин Распутин: По страницам произведений.- М.:Просвещение,1990.

  4. Семенова С. Талант нравственного учительства (В мире проблем и образов В.Распутина)//Знамя.-1987.-№2.

  5. Холодяков И.В. «Другая проза»:Поиски, обретения, потери//Литература в школе.-2003.-№1.

  6. Чалмаев В.А. Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров. Статья первая//Литература в школе.-2002.-№4.























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя