Министерство Образования и науки Республики Казахстан АО Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» Алматинский филиал Символико-знаковая технология в работе с детьми, как условие повышения качественного образовательного процесса
Актуальность заключается в том, что дети лучше запоминают информацию в наглядных наблюдениях, чему способствует символико-знаковая технология
Цель: Раскрыть суть и значимсть символико-знаковой технологии в работе с детьми, как условие повышения качественного образовательного процесса
Задачи: 1.Дать понятие о символико-знаковой технологии. 2. Методы и приёмы символико-знаковой технологии. 3. Показать практическое использование данной технологии на основе мнемотехники.
Ожидаемый результат: 1. Знать методы и приёмы символико-знаковой технологии. 2. Уметь, применять данную технологию в практической жизни ДОУ.
Миром управляют знаки и символы, а не слово и закон . (Конфуций) Для развития воображения, умение детей ориентироваться в символических изображениях нам способствует символико-знаковая технология. Сюда относят таблицы, пиктограммы, схемы, дорожные знаки.
Средства символико-знаковой технологии: геометрические фигуры, пиктограммы, различные схемы, картинки, цифры. Геометрические фигуры:
Пиктограммы: Пиктограмма – упрощенный рисунок, который служит общепринятым обозначением некоторого предмета, действия или события.
Знаково-символические виды деятельности: 1.Замещение. 2.Моделирование. 3. Мнемотехника.
Замещение - знаково-символическая деятельность, целью которой является функциональное восприятие реальности.
Изображение геометрическими фигурами во 2-й младшей группе мебель, дома; овощи, фрукты; человек мальчик – девочка солнышко солнышко светит
Использование пиктограмм к сказкам
Моделирование – знаково-символическая деятельность заключающаяся в получении объективной информации при оперировании знаково-символическими средствами.
Мнемоквадрат Мнемодорожка
Модель к стихотворению «Листопад» Листопад Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.
Компот Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ.
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника строится от простого к сложному
Мнемоквадрат
М немодорожка
М немотаблицы
Мнемоквадрат – это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.
Мнемодорожка – это последовательное изображение из нескольких квадратов. Глядя на эти схемы-рисунки легко можно воспроизвести текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Белка-шалунишка Скачет белка-шалунишка, Рвет с еловых веток шишки, А потом на землю — прыг И отыщет боровик. Гриб нанижет на сучок — Подсушись, боровичок!
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью: Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д Заучивания стихов, потешек; При отгадывании и загадывании загадок; При перессказе текстов; При составлении описательных рассказов.
Мнемотаблицы, изображающие последовательность действий
Отгадывание загадок
Заучивание стихов
Знаю много я игрушек...
Знаю много я игрушек,
С ними мне совсем не скучно:
Кубик, мяч, совок, сачок,
Мишка, лейка, флаг, бычок.
технологическая карта
Организованной деятельности средней группы
Образовательная область: Коммуникация
Разделы: Развитие речи
Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж»
Цель: учить пересказывать короткий рассказ с использованием схем ,отвечать на вопросы воспитателя
Мотивационно побудительный
Действие воспитателя
Гости пришел Ежик Воспитатель загадывает: шуба иголки свернется колкий рукой не возьмешь, кто это? Организационно поисковый
Действие детей
Дидактическая игра закончи предложения
Ожидаемый результат: Знать: О повадках ежей.
Иметь: Представление о ежике.
Загадывает загадки
Отгадывают загадки
Дети принесли ежа
Смотрят видеоролик
из..
Уметь: Пересказывать рассказ по схемам.
Воспитатель показывает
Видеоролик «Еж»Если дотронешься до иголок ежа больно уколешься.
Слушают
Физминутка
А какие бывают иголки?(показывает кату )«иголки»
Читают рассказ Пересказывают рассказ при помощи схем поочередно, затем пересказывают целиком
Задает вопросы по содержанию рассказа:
Отвечают на вопросы Смотрят
Рефлексивно-корригирующий
Еж хвалит детей за хорошие пересказы, прощается с детьми и уходит
Где ходили ребята?
Где сидел ежик?
Отвечают на вопросы
Подводит итоги занятия
Прощаются с ежиком
Дети делятся своими мнениями .
Радуются .
Заключение: Таким образом можно сделать вывод, что с использованием символико-знаковой технологии в педагогическом процессе помогает нам развить у детей внимание, память и воображение.
Информационные ресурсы
www/ped-kopilka.ru
Womanadvice.ru
Dohcolonok.ru
http://forchel.ru/uploads/posts/2012-04/1334819811_2.jpg http://astersoft.net/images/8/f/mnemotehnika-dlja-doshkolnikov_1.png http://mistergid.ru/image/upload/2011-08-11/330026694634_57-oct.-25-23.07.jpg
Спасибо за внимание!