СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Символизм в орнаменте народов Крайнего Севера

Нажмите, чтобы узнать подробности

проектно-исследовательская работа ученицы 4 класса "Символизм в орнаменте народов Крайнего Севера"

Просмотр содержимого документа
«Символизм в орнаменте народов Крайнего Севера»


Муниципальный этап IX окружного заочного соревнования юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор»







Символизм орнамента одежды народов Крайнего Севера

Направление: литература, искусство, эстетика.





Работу выполнила:

Жолдошова Эльвира Алдаяровна,

ученица 4г класса,

МБОУ «СШ № 12»,

ЯНАО


Руководитель:

Чуба Елена Алексеевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СШ № 12»,

ЯНАО





г. Новый Уренгой, 2021г.

АННОТАЦИЯ

Символизм орнамента одежды народов Крайнего Севера

Жолдошова Эльвира Алдаяровна

Россия, ЯНАО, г.Новый Уренгой, МБОУ СШ №12, 4г класс

Тысячелетиями складывалась форма национальной одежды народов Севера, её расцветка, орнаменты. Я захотела больше узнать об истории происхождения этих узоров. Так появилась  идея исследования - изучение орнаментов на одежде народов Крайнего Севера.

Проблема: мы мало знаем о северных узорах и их значениях.

Объект исследования: одежда коренных жителей.

Предмет исследования:  северные орнаменты.

Гипотеза: предполагаю, что орнаменты несут в себе скрытый смысл и каждый имеет свое значение.

Цель исследования: определить, какую информацию несут символы народной одежды.

Задачи исследования:

- изучить материалы по теме «Одежда народов Крайнего Севера»;

- изучить изображение каждого символа; распределить по группам символы; сравнить символы;

- использовать полученные материалы про символизм орнаментов на уроке окружающего мира, ОРКиСЭ; провести мастер-класс для одноклассников по изготовлению 3D кукол;

Методы работы:

1. Теоретический: теоретический анализ литературных источников, материалов сети - интернет; материала музея ЦНК г.Новый Уренгой;

2. Эмпирический: социологический опрос – анкетирование;

3. Анализ полученных  данных.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………..4

1 ЯНАО-родина малочисленных народов Крайнего Севера

1.1 Одежда и быт ненцев…………………………………………………………………… 4

1.2.Одежда и быт хантов…………………………………………………………………….5

1.3 Одежда и быт селькупов…………………………………………………………………5

2.Исследование

2.1 Опрос……………………………………………………………………………………...6

2.2. Символика образов животных, рыб, птиц в одежде………………………………….6

2.3 Мастер-класс по изготовлению 3D куклы « Северяночки»…………………………...9

Заключение……………………...…………………………………………………………...11

Список литературы………………………………………….………………………………12

Приложение























Введение

Мне нравится учиться школе, особенно я люблю окружающий мир, изобразительное искусство, технологию и ОРКиСЭ. На них мы изучаем традиции, обычаи людей, проживающих в нашей стране. У каждого народа своя национальная одежда, украшения. Наша семья и мои одноклассники давно живут в Ямало-Ненецком автономном округе. С классом мы ходили на экскурсии в Центр национальных культур, там нам много рассказали о быте, условиях жизни коренного населения округа, продемонстрировали одежду мужчин, женщин, детей. Но я никогда не задумывалась, что означают узоры на одежде коренных народов этой местности: хантов, ненцев, селькупов. А ведь это очень интересно! Спросила у одноклассников -они тоже знали очень мало об этом. На каждом костюме расположено много символов, которые связаны между собой каким-то особым смыслом.

Исследовательская часть

1.ЯНАО-родина малочисленных народов Крайнего Севера

Ямало-Ненецкий автономный округ - историческая родина малочисленных народов Крайнего Севера: ненцев, ханты, селькупов.

    1. Одежда и быт ненцев.

Ненцы - один из самых крупных этносов округа. Традиционно ненцы занимаются круглогодичным разведением оленей под надзором оленегонных собак, добычей пушного зверя, рыбы. Обработкой и выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок занимаются женщины. Одежду они богато украшают меховой отделкой-мозаикой (белого и темного цвета), плетут украшения из бисера, вышивают подшейным волосом оленя. Традиционная мужская одежда состоит из штанов, пимов-сапог из камуса (мехом наружу) и чулки мехом внутрь, малицы с капюшоном (просторная глухая рубашка из шкур оленя мехом внутрь). Для защиты мездры, сверху малицы надевают рубашку из ситца и подпоясываются ремнем сыромятным , украшенным ажурными бляхами или пуговицами из меди. Женская одежда без пояса - распашная. Полы завязывают ремешками из кожи или тесемками и украшают аппликацией из белого или темного меха. В старину шили ее из шкурок песца, соболя, белки, норки с опушкой по подолу из собачьего меха. Намного позже - стали шить из оленьих шкур, с воротником из песца или лисицы. На пояса, сотканные из шерстяных нитей навешивали круглые пряжки до 25 см в диаметре. Женские шапки это вообще предмет особой гордости, они имеют местные различия. Самые распространенные - из оленьего меха с окантовкой из хвостов песца. С обратной стороны на такую шапку пришивались медные бляхи. Из мягких оленьих шкурок шили одежду для маленьких детей, что-то подобное комбинезону.

1.2 Одежда и быт хантов

  Ханты на территории ЯНАО проживают, в основном, в Шурышкарском и Приуральском районах. Эти народности традиционно являлись полуоседлыми рыбаками и охотниками, кроме того, на севере занимались оленеводством. Слово "ханты" образовано от самоназвания народа хантэ. Одежда ханты тоже отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных - распашная. У них очень богатый и разнообразный орнамент на одежде и обуви.

1.3 Одежда и быт селькупов

Селькупы -живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного, в Каргасокском, Парабельском, Верхне-кетском районах и на сельской территории города Колпашево Томской области. Это народ самодийской языковой группы . Они вели комплексное хозяйство, главное в котором была охота и рыболовство. Основной объект охоты селькупов-белка. На втором месте по значимости в хозяйстве была рыбалка. И только северные селькупы занимались оленеводством. Размер стада оленей был небольшой, пастушьими собаками не пользовались, в отличие от ненцев.

Но вот , что объединяло эти народности, так это единые каноны пошива одежды, покрой, узороплетение, вышивка. Это не меняется века.

Если рассматривать узоры на одежде народов Севера, то можно уловить определенный повтор орнаментов. За этими узорами стоит какая-то загадка, история. Я решила попробовать её разгадать.

2. Исследование

2.1 Опрос

Я провела опрос среди своих одноклассников, и  выяснила, что дети очень мало знают о культуре народов Севера, о символизме орнаментов вообще не знал ни один одноклассник.

Слово “орнамент” образовано от латинского слова “ornamentum”, которое переводится как “украшение”. Можно сказать, что орнамент народов Крайнего Севера –это загадка, прочесть , расшифровать которую можно , зная летопись самого народа.

2.2 Символика образов животных, рыб, птиц в одежде

Орнамент, узор тысячелетия назад состоял из маленьких кусочков шкур, которые никогда не выбрасывали при выделывании шкурки , потому, что люди думали, что не будет им в дальнейшем удачи на охоте. Маленькие кусочки с лапок, ушей белки или зайца нашивали на кусок кожи, для дальнейшего использования. Первые орнаменты были округлые, только много позднее стали появляться прямоугольные формы, причём, всегда рядом сочетались светлые и тёмные кусочки: символы дня-ночи, зимы-лета, верхнего мира-нижнего мира. Всё это невероятно кропотливый труд. Мастерицы пользовались и берестяными трафаретами, чтобы облегчить работу. В узорах выражали своё отношение к окружающему миру с помощью линий, ромбов, треугольников, рогов оленя, ушей зайца…

Треугольник-символ чума, полоски в разные стороны-лучи солнца над чумом, параллельные прямые на кисах, малице говорят о том, что ты не один в этом мире, вокруг твоего чума живут и другие, поперечные полоски-запреты, табу, об этом помнить нужно всегда. Эти орнаменты придают вещам свойства оберегов. Орнамент наносился на подол одежды, рукава, ворот, то есть все отверстия , через которые злые духи могут проникнуть к телу человека. Орнаментировали растениями, животными, образами солнца, луны, земли,огня-считалось, что эти силы природы не дадут злым духам приблизиться к человеку, и наоборот, они привлекут добрых покровителей. Женщины украшали одежду еще и бисером. Его цвет отражал красоту природы севера. Яркое солнце изображали бисером красного цвета, небо, лёд, воду- голубым, летнюю тундру-жёлтым и оранжевым. Белый цвет олицетворял чистоту и бесконечность мироздания, чёрный – полярную ночь. На одежде не оставалось ни одного кусочка, не затронутого орнаментом. Да и сами элементы орнамента звучат как песня –оберег: «рыбьи хвосты», «оленьи рога», «заячьи ушки», «сосновая шишка» и другие.

В музее ЦНК г. Новый Уренгой, мне было интересно узнать, что декорированное изделие является не только украшением, но и оберегом. Оно способно уберечь от злых духов, также обереги одевали при болезнях. Например: домашний олень - основа жизни в тундре. Оленеводы хоро­шо знают характер и повадки этого животного. Они различа­ют каждого оленя в тысячеголовом стаде по масти, форме ро­гов, полу, возрасту, степени прирученности, назначению в уп­ряжке, по его роли в стаде и многому другому. На бытовых вещах и одежде применяют узоры "маленького оленя рога"- ай хор оцат. На юге Шурышкарского района его называют еще и «заячьи уши» - совал пал. Орнамент «рога боль­шого хора» (оленя-производителя) - ун хор оцат особенно рас­пространен на женских меховых шубах и бисерных нагрудных украшениях, часто используют его и на детских парках. Ниж­нюю часть меховой шубы украшают узором «рога лесного оле­ня» - ур хор оцат. В более сложном варианте он применяется и в бисерных украшениях детской колыбельки, на суконных или тканевых национальных подушках ,а так же на женских укра­шениях для оленьей упряжи. «Узор оленя»   должен символизировать землю, «наполненную оленями». Орнаментом «оленьи рога» не украшали обувь. «Нельзя топтать оленя и его голову, без оле­ня мы никто», - так обычно выражаются ненцы.

Другие орнаменты, связанные с оленем, например «оленья тропа» - калац сарпай, чаще всего применяются на мужской меховой обуви, редко, но встречается он и на женских сумках. В декоративно-прикладном искусстве применяется орна­мент «лосиные рога». Это крупный узор, он напоминает узор «оле­ньи рога», но более размашист. Такой узор встреча­ется только в южных районах округа. Не рекомендовалось применять этот узор на обуви.

В образе птицы «глухарки на дереве» изображена сонная душа человека, она улетает во время сна, покидает тело спящего. Когда человек видит сны- это его душа путешествует в образе птицы. Когда душа возвращается- человек просыпается. Изображением «глухарь» часто украшали люльку младенца, чтобы его сон был спокойным. В селькупских легендах сильные люди, богатыри превращались в кедровку, глухаря, орла, чтобы спастись от гибели, так как эти птицы считались у них родоначальниками.

Северные народы были убеждены, что их пра-прадеды были животные: белка, соболь, заяц. Узор совар пал –«заячьи уши»-самый популярные и простой. Все детские изделия украшают именно им. Но чаще его можно увидеть на обуви вай. А вот излюбленными узорами самодийских и угорских народов были «медвежий след», «лосиный нос», «оленя рог». Орнамент «зуб белки» встречается на мелких изделиях - чаще всего на маленьких сумочках.

Очень распространенными и часто употребляемыми почти во всех изделиях из разных материалов являются «лисья лапа» - охсар кус тай, «лисий локоть» - охсар кус олан. Эти орнаменты больше всего любят применять на женской обуви.

С особым трепетом относятся к орнаментам с изображением части тела медведя. Не каждая мастерица возьмется повторить его на своих изделиях. Выполнив такой узор, она переходит в разряд мастериц высшей категории. Это мойпар –«медвежьи уши», мойпар ловкар -«медвежий позвоночник», мойпар колтом-«медвежий след» женщина должна повторить в семи своих изделиях.вещи с таким орнаментом не должна носить женщина во время беременности, они не должны валяться, где-попало. В такой одежде не ходят на кладбище и особые священные места. Такую одежду нельзя дарить, так как она является личным мужским оберегом. Мужчина по сравнению с женщиной является сакрально чистым существом.

Итак, опираясь на изученный материал, могу разделить узоры по следующим группам:

-Человек и окружающий быт

-Растительный мир

-Животный мир

2.3 Мастер-класс по изготовлению 3D куклы «Северяночки»

Изучив литературу по этому вопросу и интернет источники, я предложила своим одноклассникам мастер-класс по изготовлению 3D куклы из цветного картона, а так же аппликации из пластилина на тему «Орнаменты на одежде народов Крайнего Севера». Перед мастер-классом рассказала ребятам о том, что обозначают те или иные символы на одежде, какую нагрузку несут сочетание цветов. Думаю, им понравилось.





Заключение

В результате работы я пришла к следующим выводам:

1.Орнамент-узор, который основан на чередовании и повторе элементов.

2.Каждый орнамент имеет свое неповторимое название и несёт в себе смысловую нагрузку.

3.Названия узоров связаны с названиями животных или отдельными их частями.

4. Северные узоры строго геометричны и состоят из зигзагов, квадратов, углов, ромбов.

5.Орнамент делает вещи более заметными, красивыми и оригинальными. Составление орнамента-это целое искусство.

Обладая своей неповторимостью, прикладное искусство народов Крайнего Севера несет в себе общекультурные, общечеловеческие ценности, являясь важной частью российской и мировой культуры.

Материалы данного исследования могут быть использованы в следующих областях: на уроках литературы, окружающего мира, ОРКиСЭ, изобразительного искусства, технологии, на классных часах, посвященных краеведению. Следовательно, результаты имеют практическую направленность: дают возможность рекламировать устное народное творчество коренных жителей народов Крайнего Севера.











Используемая литература

  1. «Ямал. Времена года», «Северное издательство», г.Салехард, 2012 г.

  2. «Хомани», Приходько М.С., Приходько О.Б.: Книга о жизни лесных ненцев; Сказки, стихи, легенды; Краткий русско-нещанский словарь. — СПб.: Изд. Дом «Светлячок», 2002. 

  3. «Полярная энциклопедия школьника» «Артика- мой дом»-Москва: Северные просторы,2001г.

  4. «Орнаментальное искусство коренных народов Севера». http://rudocs.exdat.com/docs2/index-586826.html

  5. «Северный орнамент. Коренные народы Севера в современном мире». http://www.etnic.ru/edu/orn.

  6. «Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока» - Москва: «Просвещение»,1987г.

Интернет источники:

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/simvolichnost-ornamenta-korennyh-narodov-severa-rossii

  2. https://vk.com/wall-111160014_24493

  3. https://fb.ru/article/384878/hantyiyskie-ornamentyi-vidyi-i-simvolyi-ih-znachenie-pravila-vyazaniya-i-instruktsii-po-vyipolneniyu-uzorov

  4. https://nazaccent.ru/content/8689-ornamentalnaya-kartina-mira.html









ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Опрос одноклассников (опрошено 22 ученика 4 класса)

2.Иллюстративный материал





3 Мастер-класс по изготовлению 3D куклы «Северяночки»