СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Символы государства Российского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка поможет учителям начальных классов познакомить учащихся с символикой государства Российского в игровой форме, с использованием сказочных героев.Направлена на воспитание уважительного отношения к символам своего государства, на развитие гражданско-патриотических чувств. 

Просмотр содержимого документа
«"Символы государства Российского"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»











Внеклассное мероприятие

«Символы государства Российского».



















Подготовила:

классный руководитель

Першанина

Алеся Анатольевна











2018 год

г. Ногинск

Цели: развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование:  изображения героев русской народной сказки «Колобок», изображения  флага и герба России,  текст и музыка гимна.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя  

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

И о символах страны

Все ребята знать должны.

Нужно быть внимательными,

Послушными и наблюдательными.

Ну, приступим! В добрый час!

Учитель:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Учитель:

Каждый человек рождается в какой-либо стране. Там проходит его детство,

складываются первые представления о родном крае. Хотя мы все такие

разные, но нас объединяет то, что живем мы все в одной стране в одном

государстве, и называется оно - Российская Федерация. Наша страна очень

красива и велика. Как и все государства в мире Россия имеет свои

отличительные знаки - символы - Герб, Флаг, Гимн.

Знакомство с государственными символами

Я хочу предложить вам отправиться в путешествие с героями известной

русской народной сказки «Колобок». Вы узнаете много нового и

интересного.

Учитель:

В Богородске, на опушке,
В одной старенькой избушке
Жила баба и жил дед,
Было им по сотне лет.

Вот однажды пред обедом,
Меж собой ведут беседу:
- Что-то голодно, старушка,
Завалялась ль где горбушка?
Кушать хочется чуток.
Испеки мне колобок.

- Не могу тебе испечь,
Мы два дня не топим печь,
Нет зерна и нет муки,
А в кастрюлях пауки.

- Поскреби по коробу,
Задай мышам шороху,
По сусекам помети,
Может, сможешь что найти.

Так и сделала бабуля.
Вот взяла перо у гули,
По сусекам помела,
Горсть муки и наскребла.
Маслица добавила,
Да и в печь поставила.

Колобочек поднялся,
И румянцем налился.
Из печи его достали,
И в сметане обваляли.
Положили на окошко,
Чтобы он остыл немножко.

Колобочек полежал,
И в окошко убежал.
Покатился он вперед,
Докатился до ворот,
За ворота закатился,
В путь-дороженьку пустился.

И за речкой на пригорке
Зайца встретил возле норки.
- Здравствуй, здравствуй, колобок,
Колобок румяный бок,
Пусть я маленький совсем,
Все равно тебя я съем.

- Нет, не ешь, меня дружок,

Зайчик - серенький бочок!

Дай ты мне заданье лучше.

А потом давай решать:

Кушать или отпускать!


-Хорошо. Ответь мне, милый,

Знаешь символы России?

Расскажи-ка, колобок!

Что такое ГЕРБ России?

Я уверен, ты - знаток!


Учитель:

Ребята. А колобок в школе не учился. Ничего не знает про

государственные символы. Давайте ему поможем.


Слайд 16(портрет Президента)

Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Учитель:

Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл.

Ученик:

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.



Учитель:

Слово «герб» в переводе с немецкого означает «наследство». Раньше у каждого воина должен был быть щит, на котором изображались личные родовые знаки. Эти знаки передавались от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Затем эти знаки отличия появились у государств.

Орёл поднимает вверх распущенные крылья. Он увенчан двумя малыми коронами и – над ними одной большой короной, соединёнными лентами. Короны – символ законности. Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит на запад и восток, так как народы нашей страны живут в двух частях света – в Европе и Азии.

Учитель:

А как вы думаете, откуда на герб России прилетел орёл? (Предположительные ответы детей)

Учитель:

Русское государство было образовано при Иване III. Это московский князь. Он женился на дочери императора Византии – Софье Палеолог. Византия была очень сильным и богатым государством. На её гербе был изображён орёл, как символ непобедимости и силы. Иван III решил, что на гербе его страны тоже должен быть орёл.


Учитель:

В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава.

Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями.

Держава – это золотой шар с крестом наверху.

Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти.

На груди орла – красный щит с изображением святого Георгия. Он олицетворяет добро и добродетель. Георгий убивает копьём чёрного дракона – символ зла.

Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

Учитель:

Ребята, а где мы можем увидеть изображение герба? (На печатях, паспортах, денежных знаках, документах).

Учитель:


4. Уточнение и дополнение знаний о символах государства

- Вот спасибо, колобок,

Знаешь ты про герб, дружок!

От голодного зайчишки

Колобок ушел вприпрыжку.


Далеко ли путь лежит,
Колобочек все бежит.
По лесам, по лугам,
Его видно тут и там.

До оврага докатился,
Через ров перекатился,
И в овраге встретил волка,
Волк сидел зубами щелкал.

- Ну и чудный у нас лес,
Прыгает обед с небес.
Съем тебя, - промолвил волк,
Серый волк, зубами щёлк.

- Нет, не ешь, меня Волчок,

Твои зубы щёлк да щёлк!

Дай ты мне заданье лучше.

А потом давай решать:

Кушать или отпускать!


- Хорошо. Ответь мне, милый,

Знаешь символы России?

Расскажи-ка, Колобок!

Что такое ФЛАГ России?

Я уверен, ты - знаток!


Учитель:

Ребята! Ждет нашей помощи Колобок. Давайте ему расскажем, про Флаг

России. Кто из вас знает, как иначе называют флаг? (Знамя).


Учитель:

Эти слова означают одно и то же, только слово «знамя» славянское, а «флаг» - голландское. Раньше на Руси знамя ещё называли стягом. Знамёна появились ещё в древности – они были у многих древних народов. В битвах знамёна имели большое значение, поскольку указывали местоположение военачальников и отдельных отрядов.

В переводе «флаг» означает «сжигать, озарять, гореть». У каждого государства свой флаг. Флаг, как и Герб, отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывают полную независимость страны от других государств, его самостоятельность. Размеры флага, его цветовая гамма устанавливаются верховной властью страны. Можно увидеть флаги одноцветные и многоцветные, с полосками и звёздами. Каждый знак, цвет или полоса не случайны, они что-то обозначают.

Учитель:

Какую форму имеет наш флаг?

Учитель:

Какие цвета имеет наш флаг?



Учитель:

Трёхцветный флаг России был учреждён первым российским императором - Петром I. По его указу на российских кораблях стали поднимать бело-сине-красный флаг.

Учитель:

Что означает каждый цвет?



Ученик 1:

В синем небе над Москвою,
Реет флаг наш дорогой.
В каждой русской деревеньке
Ты увидишь флаг родной.

 

Ученик 2:

Флаг российский наш окрашен:
В белый, синий, красный цвет.
Он трепещет в небе ясном,
И его прекрасней нет.

 



Ученик 3:

Белый – символ мира, правды.
И душевной чистоты.
Синий – верности и веры,
Бескорыстной доброты.

 

Ученик 4:

Боль народа, кровь погибших,
Отражает красный цвет.
Будем Родину любить мы,
И хранить её от бед.

 


Учитель:

Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить

свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае


победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время


торжественных праздников.)


Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас –

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

 А над нами весело шелестит листва –

Опускаем руки мы по команде «два»



Учитель:

Вот спасибо, колобок,

Знаешь ты про флаг, дружок!

От голодного волчишки

Колобок ушел вприпрыжку.


Далеко ли путь лежит,
Колобочек все бежит.
По лесам, по лугам,
Его видно тут и там.

Вот на встречу по дороге,
Брел медведь к своей берлоге:
— Ну и славненький денек,
На обед съем колобок.

— Нет, не ешь меня, Медведь,

Дай ты мне заданье лучше.

А потом давай решай:

Кушай или отпускай!


- Хорошо.Ответь мне, милый,

Знаешь символы России?

Расскажи-ка, Колобок!

Что такое ГИМН России?

Я уверен, ты - знаток!


Учитель:

Что такое Гимн? (Главная песня страны, посвящённая Родине)

Ученик:

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия - любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!


Учитель:

В переводе с греческого языка «гимн» – хвалебная, торжественная песня. У каждого государства есть свой Гимн. Музыка Гимна неторопливая и величавая. В нём поётся о любви к Родине, об уважении к её истории, о красоте её природы, о надежде на прекрасное будущее.

Учитель:

А знаете ли вы, когда исполняется Гимн? (При открытии торжественных заседаний, при встрече зарубежных гостей, при награждении спортсменов, на военных парадах.)

Учитель:

Слова Гимна написал Сергей Владимирович Михалков. Музыку – Александр Васильевич Александров. Современный Государственный Гимн был утверждён Указом Президента России 30 декабря 2003 года.

Учитель:

Как нужно слушать Гимн? Какие правила существуют? Обсудите в парах.

(Слушание Гимна) Гимн России

Россия — священная наша держава, 
Россия — любимая наша страна. 
Могучая воля, великая слава — 
Твое достоянье на все времена! 

Славься, Отечество наше свободное, 
Братских народов союз вековой, 
Предками данная мудрость народная! 
Славься, страна! Мы гордимся тобой! 

От южных морей до полярного края 
Раскинулись наши леса и поля. 
Одна ты на свете! Одна ты такая — 
Хранимая Богом родная земля! 

Славься, Отечество наше свободное, 
Братских народов союз вековой, 
Предками данная мудрость народная! 
Славься, страна! Мы гордимся тобой! 

Широкий простор для мечты и для жизни- 
Грядущие нам открывают года. 
Нам силу дает наша верность Отчизне. 
Так было, так есть и так будет всегда! 

Славься, Отечество наше свободное, 
Братских народов союз вековой, 
Предками данная мудрость народная! 
Славься, страна! Мы гордимся тобой! 

Учитель:

Вот спасибо, Колобок,

Знаешь ты про гимн, дружок!

От голодного медведя

Покатился Колобок,
Чтобы мишка в бок не впился,

И в лесок не уволок.

Далеко ли путь лежит,
Колобочек все бежит.
По лесам, по лугам,
Его видно тут и там.

На опушечке в лесу,
Встретил рыжую лису.
- Здравствуй, рыжая лисица,
Хочешь, расскажу, сестрица,

Я про символы тебе,

станешь ты умней уже.


- Здравствуй, сладкий колобочек.
Хорошо, я жду, дружочек.


Ученик 1:

Прекрасны символы России:
И флаг, и герб, и гимн станы!
Мы чтим их с самого рожденья,
И будем вечно им верны!

Ученик 2:

Над головою гордо реет,
Наш бело-сине-красный флаг.
Значенье мира, веры, силы,
В себе несёт великий стяг.

Ученик 3:

Тремя коронами увенчан
Орёл двуглавый на гербе,
Взяв в лапы скипетр, державу,
Следит за миром на земле.
 
Ученик 4:

А на щите Святой Георгий
Потомкам будто говорит:
"К нам если враг с мечом нагрянет,
Моё копьё его сразит!"
 
Ученик 5:

И с гордостью внимая гимну,
Стоят торжественно в строю,
Все граждане родной Отчизны,
Которую я так люблю!


Учитель:

- Молодец, ты, Колобок!

Только я уже стара,
Стала на ухо глуха,
Сядь на мой ты язычок,
И пропой еще разок.


-Нет,- ответил колобок.-

Петь я больше не мосток.

Хочешь съесть меня опять,

Не получится никак!

Вам, ребята, благодарен

За урок, что дали мне!

Всю символику узнал я,

Стал на килограмм умней!


Учитель:

Вот такой конец у нашей сказки про колобка.


Учитель:

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с государственными символами

России: Гербом, Флагом и Гимном России. Я предлагаю вам проверить свои

знания при помощи викторины:

Вопросы викторины:

1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5. Кто является главой нашего государства? (Президент)
6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)
8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
9. Как называется главный закон государства? (Конституция)
10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)
11. Какое дерево является символом России? (Берёза)
12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)


Учитель:

Молодцы! Ребята, о чем мы сегодня говорили на нашем внеклассном мероприятии? Что нового для себя вы узнали? Назовите символы государства. Из каких основных изображений состоит герб России? Какие цвета у Государственного флага? Кто является автором слов и музыки Гимна? Как слушают Гимн?

Практическая работа учащихся

А сейчас я предлагаю вам придумать и нарисовать флаг и герб своей семьи.

Пальчиковая гимнастика

Будем пальцы разминать,

Цвет у флага вспоминать.

Этот пальчик – белый цвет,

Этот пальчик – синий цвет,

Этот пальчик – красный цвет,

Неба ясного рассвет.

(Дети выполняют задание. Затем проводится выставка работ).

Подведение итога занятия

Учитель:

Каждая страна имеет свои государственные символы. Никогда Русь не была без своих знамен, без своих гербов. Мы с вами, как граждане России, должны знать не только, как выглядят современные символы, но и как они появились, их историю. Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны. На этом наше внеклассное мероприятие подходит к концу. Спасибо за внимание!

Литература: 
1. Государственная символика России. История и современность. И.В. Можейко (наглядное пособие, М. 2003г.)
2. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России- М: РОСМЭН, 2004г.
3. Шергин В.С. Государственные символы России – М: РОСМЭН, 2004г.
4. Журнал «Читаем, учимся, играем», №5, 2006 г, стр.21.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!