ОГКОУ Чернцкая школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ
Воспитатель: Пряхина Е.Ю.
Развивающее игровое занятие «Символы Государства Российского»
Цель: формирование у воспитанников патриотизма, чувства гордости за свой народ, страну.
Задачи:
Формирование уважения к государственным символам.
Развитие познавательных интересов, расширение знаний об истории государственной символики РФ
Ход игры
Вступительное слово.
Когда мы произносим с вами громкое, звучное слово – Родина,
Слайд задумываемся ли о том, что такое Родина? (высказывания детей)
Талантливые люди - поэты, художники, композиторы старались запечатлеть красоту родных мест в своих произведениях. Послушайте отрывок из стихотворения поэта Е. Евтушенко Одновременно идет просмотр фотографий (слайды ).
А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом,
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.
Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.
И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.
Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.
Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,
Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
Нужно быть очень добрым, тонким, любящим свою Родину человеком, чтобы так передать увиденное, чтобы подобрать нужные слова и краски.
У меня в руках документ «Свидетельство о рождении». Как вы думаете, что в нем записано? (Дети высказывают свои предположения).
Слайд
Этот важный документ говорит не только о факте вашего появления на свет, но и о том, что вы являетесь гражданином своей страны. Скажите, гражданами какой страны, какого государства вы являетесь? (Выслушиваются ответы детей)
Слайд Игра начинается
Слайд У вас на столе лист со словом ГОСУДАРСТВО. Придумайте из данных букв слова. За минуту постарайтесь записать как можно больше слов. (Суд, дар, товар, досуг, удар, рота, ров, роса, руда и т.д) – подсчитывается число слов – за каждое 0, 1 балла.
Слайд Выберите из списка 1 слово и докажите, что то, что оно обозначает – необходимо в государстве. (Например: Руда – полезное ископаемое, необходимое для добычи металлов, а из них делают машины, станки, трубы и тд.),1 балла за слово.
На протяжении всемирной истории любое государство имело свои символы. И такие символы есть и в нашем государстве – Российской Федерации.
Слайд О чем идет речь? От 5-1 балла
Это символ России.
Мы его иногда рисуем карандашами и красками.
Его часто можно встретить на улице.
Когда идет демонстрация, то их очень много.
Его прикрепляют к древку, он бело-сине-красный.
Флаг
Слайд Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг – это святыня. Государственный флаг постоянно поднят на зданиях органов власти страны. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний, поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа – День Государственного флага РФ.
Слайд В течении почти ста лет наш флаг изменялся пять раз: в 1914 г. по приказу царя Николая II был создан последний флаг Российской Империи. В декабре 1923 г. был создан Союз Советских Социалистических Республик, и в 1924 г. Конституция СССР утвердила флаг СССР. С 1937 г. буквы заменили на звезду и перекрещенные серп с молотом. Флагом РСФСР 9 января1954 г. стало красное полотнище с узкой вертикальной синей полосой у древка.
Слайд Как вы думаете, для чего служили знамена, древние флаги-стяги? (Знамена – это символы объединения. Древние флаги (стяги) служили для объединения войск). 2 балла
Из этого мы можем сделать вывод, что государственный флаг означает - Единство страны.
Слайд Что обозначают цвета флага России? (Версии разные: 1. Есть предположение, что Пётр Первый позаимствовал эти три цвета у древнего герба Москвы. Белый конь, синий плащ Георгия Победоносца, красный щит герба – основные цвета этого древнего символа Москвы. 2. Три цвета флага имеют и такое значение: красный – прекрасный мир, синий – синие небеса, белый – душевная чистота. 3. Чередующиеся полосы появились во времена правления отца Петра Первого – царя Алексея Михайловича. В те времена Россия была многонациональным государством, и основными многочисленными народами являлись белорусы (белый цвет), украинцы (синий цвет), русские (красный цвет). Общность и единство этих национальностей и отражает флаг.
У вас на парте лежат образцы российского флага, на каждом цвете флага вы должны написать его обозначение, и потом мы сравним ваши ответы с официальной версией.
Слайд. Ученые геральдисты (ученые – изучающие государственную символику) считают, что белый и синий цвета издревле считались цветами Русской православной церкви. Белый цвет означает откровенность, благородство, синий – верность и честность. А красный цвет символизирует мужество, отвагу, героизм.) – 3 б.
слайд блиц вопрос: Сколько лет нашему флагу и кто его утвердил? (более 300 лет, его утвердил царь Пётр 1) – 2 б.
7. слайд О чем идет речь? От 4-1 балла
Их очень много.
Он очень красивый.
На нем много разных картинок.
На нем изображена птица с большими крыльями.
Герб
Слайд Государственный герб России – это официальная эмблема государства. Что он собой представляет? (Ученик рассказывает о гербе)
Государственный герб России – красный четырехугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орел. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, а левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона. Всадник олицетворяет человека, вступающего в борьбу с грозной и темной силой. Двуглавый орел - знатность происхождения. Скипетр и держава - регалии королевской и императорской власти.
Слайд Из предоставленной галереи гербов России мы видим, что существенное изменение герб претерпел в 1918 году, когда наша страна стала Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой.
Слайд С 1991 года СССР перестал существовать как государство, Россия стала самостоятельным государством. Герб СССР также перестал существовать, возродился герб России
Слайд Российский герб изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, на аттестате об окончании школы, правительственных наградах и т.д. (Детям представляются документы с гербом России).
«Черный ящик». В маленькой коробочке лежит предмет, на котором тоже есть изображение двуглавого орла. Что это за предмет? Подсказка: Это государственный знак, вы его видите каждый день, он есть в каждом доме. Слайд (Монета) – 3 б.
Слайд Тридцать лет назад я окончила школу и получила аттестат о среднем образовании. Подумайте и скажите, есть ли на моем аттестате изображение герба России. (Нет, есть изображение герба СССР) – 2 б.
10. Слайд Как вы думаете, герб и флаг создают в соответствии с какими-то правилами или произвольно: кто какой хочет - такой и создает? (Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами. Флаг имеет определенные цвета и точные размеры. Цвета флага и герба должны полностью или частично совпадать (быть одинаковыми). Герб располагается на специальном фоне или поле, которое называется щитом). 1 балл
11. Слайд О чем идет речь? От 5-1 балла
Он очень красивый, ему много лет.
Он существует в России давно, и мы его изучаем.
Он иногда меняется.
У России их было семь.
Он мелодичный и его можно петь.
Гимн
Слайд Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение, которое исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают; а мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. (Звучит гимн)
Слайд 1816-1833 г. Первый официальный гимн России «Молитва русских» 1833-1917 г.
Второй официальный гимн России «Боже, Царя храни!» , состоящий всего из 6 строк.
1918-1943 г. После Октябрьской революции и до 31 декабря 1943 года государственным гимном Советского Союза был "Интернационал".
Слайд 1943-1977 г. Новый гимн прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года. Эта же песня применялась как гимн РСФСР.
1977-1991 г. 27 мая 1977 года был утверждён ГИМН СОВЕТСКОГО СОЮЗА указом Президиума Верховного Совета СССР
1991-2000 г. Государственным гимном России в течении 10 лет официально считалась «Патриотическая песня» М.И.Глинки. Она исполнялась без слов.
Современный гимн России. Принят 30 декабря 2000 года
12. Слайд Вашему вниманию предлагается три гимна разных эпох нашей страны. Прочтите их внимательно и скажите в чем отличие этих гимнов 2 балла
13.Слайд Назовите автора слов и музыки гимна России. (С.В. Михалков, А.В. Александров) – 2 б.
14. Слайд На листке записан припев из гимна, пропущены слова. Вставьте пропущенные слова:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой! – 4 б.
Слайд Проверь себ
Слайд за каждый правильный ответ 1 балл Проверь себя 1 Найти современный флаг России, 2 Найти современный герб России.
Слайд 6 балл Проверь себя. Перед Вами таблица со знаменательными датами нашего государства. Нужно стрелочкой соединить дату и название праздника.
Слайд Проверь себя.
Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт. Россия также имеет свои неофициальные символы.
Слайд фото
Слайд Заключительное слово. Каждый гражданин своей страны хочет видеть свою Родину сильной, процветающей. А будущее нашего государства зависит от ее подрастающих граждан. А чтобы стать настоящим гражданином необходимо стараться хорошо учиться, быть воспитанным, культурным, образованным человеком. Каким вы видите будущее нашей страны? Изобразите в творческой работе «Мои ожидания» – создайте коллаж, рисунок или аппликацию на эту тему.
Пока дети работают, жюри подсчитывает баллы, подводит итоги.