СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синдром эмоционального выгорания. программа реабилитационных мероприятий по профилактике синдрома выгорания у педагогов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания

Просмотр содержимого документа
«Синдром эмоционального выгорания. программа реабилитационных мероприятий по профилактике синдрома выгорания у педагогов»

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.

ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ

Мельникова Ольга Владимировна,

педагог – психолог краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Владивостокский базовый медицинский колледж»


Синдром эмоционального выгорания – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте.

Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания:

  • предельное истощение

  • отстраненность от людей и от работы

  • ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений

Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к коллегам через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к собеседнику, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:

  1. Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья, затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия (повышенное давление), язвы, нарывы, сердечные болезни).

2. Эмоциональные симптомы (недостаток эмоций, неэмоциональность, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, нервные рыдания, истерики, душевные страдания, потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации своей или других, преобладает чувство одиночества).

3. Поведенческие симптомы (рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; стол скудный, без изысков, малая физическая нагрузка, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств, несчастные случаи, импульсивное эмоциональное поведение).

4. Интеллектуальное состояние (уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем, увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям, малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы).

5. Социальные симптомы (нет времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, социальные контакты ограничиваются работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями. К организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся следующие: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное; невозможность влиять на принятие важных решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование); однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.


Учитывая вышесказанное, была разработана программа психореабилитационных мероприятий для педагогов краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждение «Владивостокский базовый медицинский колледж» задачами и целью которой является:

1.Формирование  навыков  самоконтроля  внешних    проявлений  эмоционального состояния;

2. Формирование способности быстро «сбрасывать» утомление и напряжение;

3. Создание условий для адекватного оценивания и эффективного управления своим состоянием;

4. Расширение эмоционального опыта;

8. Создание общей атмосферы эмоционального благополучия;

9.  Развитие навыков общения.

Диагностические методики, используемые для выявления педагогов, нуждающихся в реабилитационной программе:

  1. Интеллектуально – мнестический блок:

Диагностика особенностей мышления:

- методика «Установление закономерностей» (методика «Интеллектуальная лабильность»).

Диагностика особенностей памяти:

- методика «Оперативная память» (методика «память на образы»)

2. Эмоционально – личностный блок:

- методика В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание» (клинический опросник Менделевича - Яхина).

Дополнительно:

  1. Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири).

Основная часть программы:

п/п

мероприятие

кол-во часов

форма работы

Мониторинговое психодиагностическое обследование

1 мероприятие 2 часа

1.

Занятие 1.

Саморегуляция    эмоциональных    состояний    через  их  внешние проявления

2-3

групповое тренинговое занятие

2.

Занятие 2.

Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний. Первая по­мощь после действия стрессовых факторов.

2

  

ЗАНЯТИЕ 1

Саморегуляция эмоциональных состояний через их внешние проявления (эмоциональная выразительность, самоконтроль невербальных проявлений эмоционального состояния, мобилизирующее и успокаивающее дыхание)

Упражнение 1

Приветствие «Смысл моего имени»

Ведущий предлагает познакомиться и сделать это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим именем. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над задани­ем: придумать «перевод» своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно «переводится». Можно или вспомнить действительный пе­ревод имени, или придумать свой, который может даже состоять из несколь­ких предложений.

Главная идея этого упражнения - дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность. Для того чтобы имена запомнились, по­сле представления можно сыграть в «Снежный ком»: (Цель упражнения: знакомство участников, разряжение обстановки. Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку. Пример: 1. Татьяна строгая - 2. Татьяна строгая, Петр прилежный - 3. Татьяна строгая, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.)

Правила работы в группе.

1.  Доверительный стиль общения. Называем друг друга на «ты».

2.  Общение по принципу «здесь и теперь».

3.  Персонификация высказываний. Отказ от безличных речевых форм.

4.  Искренность в общении.

5.  Конфиденциальность.

6.  Определение сильных сторон личности. Подчеркивать положительные ка­чества выступившего.

7.  Недопустимость непосредственных оценок человека.

Принятые правила записываются в «памяти группы» - на доске или на лис­тах: они всегда присутствуют в помещении, где работает группа, что дает возможность иногда возвращаться к ним; могут пополняться новыми правила­ми.

Если вы принимаете эти правила, то возьмемся за руки и передадим свое приветствие группе пожатием (передача по кругу).

Упражнение 2

«Личность педагога»

Разделиться на группы по 3-4 человека. Подгруппам предлагается соста­вить портрет идеального педагога. На выполнение задания отводится 5-7 минут. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению подгруппы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Подгруппы высказываются по очереди. Выдвигаемые мысли записы­ваются на доске.

Спорные качества обсуждаются. Записываются высказывания первой подгруп­пы, а вторая представляет свой портрет в виде ответов на вопросы: С чем в списке предыдущей группы вы не согласны? Что вы сами предлагаете добавить? Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?

Затем третья подгруппа отвечает на эти же вопросы. Группы имеют право отстаивать свое мнение, приводить аргументы в свою защиту. Итогом дискус­сии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, ли­бо выделение трех наиболее значимых, по мнению группы качеств.

Упражнение 3

Проектное рисование «Я педагог»

Участникам предлагается создать рисунок-автопортрет (в тайне от дру­гих). Особенностью этого автопортрета будет необходимость подчеркнуть в нем свои профессиональные черты. Для рисования можно использовать имею­щиеся изобразительные средства. Время работы - 10 минут.

Затем рисунки собираются и представляются по очереди без указания ав­торства. Группа анализирует изображения, свободно высказывая свое мне­ние.

Вопросы для обсуждения:

• Что вы можете сказать о профессиональных особенностях изображенного человека?

• Что вы можете сказать о личностных особенностях изображенного чело­века?

• Какими достоинствами обладает изображенный человек (профессиональ­ными, личностными)?

• Что бы вы пожелали изменить в изображенном человеке (профес­сиональные качества, личные качества)?

По окончании обсуждения рефлексия не проводится, каждый берет из обсу­ждения то, что ему показалось важным.

 Упражнение 4

«Дыхание со счетом»

Сконцентрируйте внимание на своем дыхании. Дышите спокойно и при этом проговаривайте: «Дышу (вдох) раз (выдох), дышу (вдох) два (выдох) и т.д. Досчитав до 10, начните счет в обратном порядке от 10 до 1.

Упражнение 5

«Успокаивающее дыхание»

Исходное положение – сидя. Медленно выполните глубокий вдох че­рез нос на пике вдоха - задержите дыхание, затем медленный выдох через нос. Повторите упражнение с каждым разом увеличивая фазу выдоха. Затрата большего количества времени на выдох создает мягкий, успокаивающий эф­фект. Представляйте себе, что с каждым выдохом вы избавляетесь от стрес­сового напряжения. Ниже представлена цифровая запись возможного выполне­ния данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдо­ха, затем - фаза выдоха, в скобки заключена пауза (задержка дыхания):

4-4(2), 4-5(2), 4-6(2), 4-7(2), 4-8(2);

Выполнение упражнения регулируется счетом.

Упражнение 6

«Мобилизирующее дыхание»

Исходное положение - стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох - та­кой же продолжительности, как вдох. Затем постепенно увеличивать фазу

вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного уп­ражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки за­ключена пауза (задержка дыхания), затем - фаза выдоха:

4(2)4, 5(2)4, 6(3)4, 7(3)4, 8(4)4;

Дыхание регулируется счетом ведущего занятия или мысленным счетом самого занимающегося. Каждый счет приблизи­тельно равен секунде, при ходьбе же его удобно приравнивать к скорости шагов.

 ЗАНЯТИЕ 2.

Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний. Первая по­мощь после действия стрессовых факторов.

  Упражнение 1

«Карниз»

Цель: укрепление в группе доброжелательности, открытости и взаимопомо­щи.

Участники встают друг за другом, соприкасаясь плечами и ориентируясь на линию на полу. Психолог: «Эта черта - карниз высотного дома. Носки ваших туфель - край этого карниза. Один человек из группы, по желанию, должен пройти по карнизу и не упасть вниз. Задача группы - помочь ему в этом. Разрешается поддержка в виде физических контактов, краткие разговоры. Главное - это пройти по карнизу!».

Затем участник, который «шел по карнизу», делится впечатлениями: на каком отрезке пути он чувствовал поддержку, где ему было трудно спра­виться с игровой задачей и почему. Члены группы также обмениваются мне­ниями, почему в одних случаях поддержка была успешной, а в других - нет. Если произошло «падение» игрока, то это также обсуждается в группе.

  Упражнение 2

«Главное - второстепенное»

Цель: снижение «стресса торопливости», выработка у участников группы внутренних средств оптимального планирования своей жизни и работы.

Участникам предлагается на листе бумаги написать 10-12 дел, которые для них в настоящее время наиболее важны. Рекомендуется составлять спи­сок дел по мере их субъективной значимости.

После этого психолог просит группу сесть в круг, расслабиться и за­крыть глаза. Он говорит: «Постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам сейчас лет 70-75. Вы уже давно на пенсии, не работаете, занимаетесь внуками, домашним хозяйством, гуляете с такими же, как вы, пожилыми пенсионерами. Вы часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные и самые радостные ее события. Вообразите, что из этого времени вы сейчас смотрите в свое настоящее и оцениваете, что для вас главное и что второстепенное. Например, вы можете подумать о том, как много време­ни и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось вам очень важным».

Затем группе предлагается составить список своих занятий по степени значимости их в жизни, с точки зрения 75-летнего возраста. Сравнить два полученных списка.

Вопросы для обсуждения:

Какие дела остались для вас столь же важными и значимыми?

Какие дела утратили свою значимость и почему?

В результате обсуждения необходимо показать различие между активностью и результативностью жизни человека. Высокий уровень активности (много дел, постоянная занятость, высокая интенсивность общения) часто означает не выполнение значимых дел, а суетливую трату времени по пустякам и ис­кусственное поддержание внутреннего напряжения из-за страха что-то не успеть. Необходимо выделить в совей жизни главное и стараться так стро­ить свое время и жизнь, чтобы основные усилия были потрачены на достиже­ние главной цели, а второстепенные дела либо вообще были исключены из «списка», либо отложены на какой-то период.

 Упражнение 3

«Настроение»

Если вам необходимо снять эмоциональное напряжение, например, после неприятного разговора с начальником, возьмите фломастеры или цветные каран­даши, или мелки, или краски и чистый лист бумаги. Расслаблено левой ру­кой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, провести линию и вы­брать цвет так, как вам хочется, в соответствии с вашим настроением.

Закончили рисунок? Теперь переверните лист на другую сторону и напиши­те 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, не контроли­руйте себя.

После этого посмотрите еще раз на свой рисунок, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок.

 Упражнение 4

«Коридор эмоций»

Участники выстраиваются в две шеренги друг против друга, образуя «ко­ридор». Каждый по очереди проходит по этому коридору, а остальные участ­ники говорят ему тихо на ухо: чем он для них привлекателен, что хорошего они в нем увидели и свои пожелания.


Список литературных источников:

1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М, 2015

2. Приемы психологической саморегуляции//Под ред. Шойгу Ю.С.

3. Прокофьев Л.Е. Основы психологической саморегуляции. СПб, 2017