Просмотр содержимого документа
«Синектика - метод поиска творческих решений. 11 класс»
Синектика- метод поиска творческих решений.
11 класс. Тема: технология решения творческих задач.
Выполнил: Анучина Е.А.
Североуральск
2016
Разминка:
Синектика- ( в переводе с греч.) совмещение разнородных элементов.
- Особенности метода- в основу обсуждения положен мозговой штурм. Обсуждение проходит в постоянных группах (5-7чел.) Возглавляет группу синектор- генератор новых идей.
- Качества синектора: умение абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; богатая фантазия; способность переключаться, отходить от навязчивых идей; привычка находить необычное в обычном и в необычном обычное; ассоциативное мышление; терпимое отношение к идеям, высказанное товарищами; эрудиция, широкий кругозор.
Суть метода:
- Синекторы используют при обсуждении аналогии- сходство, соответствие двух предметов( явлений) в каких-то свойствах или отношениях.
- Например: математика- подобие треугольников, углов; физика- строение атома по аналогии со строение Солнечной системы; технические объекты – по аналогии с биологическими объектами.
- Т.О. синектика- нахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов( подобий) в различных областях знаний
- Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач.
Типы аналогий, используемые синекторами
ПРЯМАЯ
Личная
Символическая
Фантастическая
Объект( процесс)
Сравнивают с
аналогичным из
другой области
техники или из
живой природы
для нахожден.
образца решения
Выразить
буквально
в двух словах
суть задачи
Отождествить
себя с техни-
ческим
объектом
Ввести какие-нибудь
фантастические сред-
ства ( или персонажи),
выполняющие то, что
требуется по условиям
задачи
Пример прямой аналогии:
- Условие решения: Объект( процесс) сравнивается с аналогичными из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения.
Например, задача: по трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой- пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для ее замены приходится останавливать процесс. Как сделать заслонку долговременной?
Решение: рассмотреть как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений ( стволы деревьев); как устроены пищеводы животных,питающиеся «колючей» пищей и т.д. Что-то похожее можно применить и для предохранения заслонки от трения и стирания.
Личная аналогия( эмпатия):
- Представить себя техническим объектом и попытаться осознать, как бы вы действовали в данных обстоятельствах.
( Так актеры «погружаются» в образ своего героя, живут его чувствами, мыслями, ощущениями.
Решение: Представив себя заслонкой, мы сначала уворачиваемся от ударов, а потом можно взять какой-то щит, чтобы отталкивать частицы руды..
В реальности – заслонку намагнитили, и она как броней, покрылась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь заменялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.
Символическая аналогия
- Требуется в парадоксальной, метафорической форме определить объект(понятие), высветив его суть. Определение должно состоять из двух слов ( обычно это прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другому. Т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное:
Определяемое понятие
Определение
Книга
Молчаливый рассказчик,диалог наедине
Раствор
Взвешенная неразбериха
Облако
Легкая тяжесть, воздушная вода, непрозрачная пустота
Прочность
Принудительная целостность
Решение: были предложены метафоры: живая броня, невидимая кольчуга,
Отрастающий панцирь. Последняя аналогия подсказала техническое реше-
ние: Подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить ее слоем
нарастающего льда.
Фантастическая аналогия:
- Нужно представить изменяемый объект таким, каким хотели бы видеть в идеальном случае,
без учета существующих ограничений и возможностей( наличие источников энергии, необходимых условий, физических законов и т.п.) После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху.
Например: В 17 веке движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Англ. Врач У.Гарвей ввел новую аналогию- насос- и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.
Практическая работа:
- № 1. Придумать и записать наибольшее число символических аналогий( метафор) для каждого из предметов: доска, часы, карта, окно, книга, вентилятор.
- № 2. Рассмотрите объекты( лист белой бумаги, розетка, стакан, аудиокассета) с точки зрения представителей разных профессий ( маляр, водолаз, учитель, космонавт ит.д.)