СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синектика - метод поиска творческих решений. 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация помогает подготовться к уроку по теме: Технология решения творческих задач. На слайдах представлен и теоретический материал и практические задания к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Синектика - метод поиска творческих решений. 11 класс»

Синектика- метод поиска творческих решений. 11 класс. Тема: технология решения творческих задач. Выполнил: Анучина Е.А. Североуральск 2016

Синектика- метод поиска творческих решений.

11 класс. Тема: технология решения творческих задач.

Выполнил: Анучина Е.А.

Североуральск

2016

Разминка:

Разминка:

    Синектика- ( в переводе с греч.) совмещение разнородных элементов. Особенности метода- в основу обсуждения положен мозговой штурм. Обсуждение проходит в постоянных группах (5-7чел.) Возглавляет группу синектор- генератор новых идей. Качества синектора: умение абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; богатая фантазия; способность переключаться, отходить от навязчивых идей; привычка находить необычное в обычном и в необычном обычное; ассоциативное мышление; терпимое отношение к идеям, высказанное товарищами; эрудиция, широкий кругозор.

    Синектика- ( в переводе с греч.) совмещение разнородных элементов.

    • Особенности метода- в основу обсуждения положен мозговой штурм. Обсуждение проходит в постоянных группах (5-7чел.) Возглавляет группу синектор- генератор новых идей.
    • Качества синектора: умение абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; богатая фантазия; способность переключаться, отходить от навязчивых идей; привычка находить необычное в обычном и в необычном обычное; ассоциативное мышление; терпимое отношение к идеям, высказанное товарищами; эрудиция, широкий кругозор.
    Суть метода: Синекторы используют при обсуждении аналогии- сходство, соответствие двух предметов( явлений) в каких-то свойствах или отношениях. Например: математика- подобие треугольников, углов; физика- строение атома по аналогии со строение Солнечной системы; технические объекты – по аналогии с биологическими объектами. Т.О. синектика- нахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов( подобий) в различных областях знаний Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач.

    Суть метода:

    • Синекторы используют при обсуждении аналогии- сходство, соответствие двух предметов( явлений) в каких-то свойствах или отношениях.
    • Например: математика- подобие треугольников, углов; физика- строение атома по аналогии со строение Солнечной системы; технические объекты – по аналогии с биологическими объектами.
    • Т.О. синектика- нахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов( подобий) в различных областях знаний
    • Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач.
    Типы аналогий, используемые синекторами ПРЯМАЯ Личная Символическая Фантастическая  Объект( процесс) Сравнивают с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахожден. образца решения    Выразить  буквально в двух словах суть задачи  Отождествить себя с техни- ческим объектом Ввести какие-нибудь фантастические сред- ства ( или персонажи), выполняющие то, что требуется по условиям задачи

    Типы аналогий, используемые синекторами

    ПРЯМАЯ

    Личная

    Символическая

    Фантастическая

    Объект( процесс)

    Сравнивают с

    аналогичным из

    другой области

    техники или из

    живой природы

    для нахожден.

    образца решения

    Выразить

    буквально

    в двух словах

    суть задачи

    Отождествить

    себя с техни-

    ческим

    объектом

    Ввести какие-нибудь

    фантастические сред-

    ства ( или персонажи),

    выполняющие то, что

    требуется по условиям

    задачи

    Пример прямой аналогии: Условие решения: Объект( процесс) сравнивается с аналогичными из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения. Например, задача: по трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой- пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для ее замены приходится останавливать процесс. Как сделать заслонку долговременной? Решение: рассмотреть как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений ( стволы деревьев); как устроены пищеводы животных,питающиеся «колючей» пищей и т.д. Что-то похожее можно применить и для предохранения заслонки от трения и стирания.

    Пример прямой аналогии:

    • Условие решения: Объект( процесс) сравнивается с аналогичными из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения.

    Например, задача: по трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой- пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для ее замены приходится останавливать процесс. Как сделать заслонку долговременной?

    Решение: рассмотреть как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений ( стволы деревьев); как устроены пищеводы животных,питающиеся «колючей» пищей и т.д. Что-то похожее можно применить и для предохранения заслонки от трения и стирания.

    Личная аналогия( эмпатия): Представить себя техническим объектом и попытаться осознать, как бы вы действовали в данных обстоятельствах. ( Так актеры «погружаются» в образ своего героя, живут его чувствами, мыслями, ощущениями.  Решение: Представив себя заслонкой, мы сначала уворачиваемся от ударов, а потом можно взять какой-то щит, чтобы отталкивать частицы руды..  В реальности – заслонку намагнитили, и она как броней, покрылась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь заменялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.

    Личная аналогия( эмпатия):

    • Представить себя техническим объектом и попытаться осознать, как бы вы действовали в данных обстоятельствах.

    ( Так актеры «погружаются» в образ своего героя, живут его чувствами, мыслями, ощущениями.

    Решение: Представив себя заслонкой, мы сначала уворачиваемся от ударов, а потом можно взять какой-то щит, чтобы отталкивать частицы руды..

    В реальности – заслонку намагнитили, и она как броней, покрылась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь заменялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.

    Символическая аналогия Требуется в парадоксальной, метафорической форме определить объект(понятие), высветив его суть. Определение должно состоять из двух слов ( обычно это прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другому. Т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное:  Определяемое понятие Определение Книга Молчаливый рассказчик,диалог наедине Раствор Взвешенная неразбериха Облако Легкая тяжесть, воздушная вода, непрозрачная пустота Прочность Принудительная целостность Решение: были предложены метафоры: живая броня, невидимая кольчуга, Отрастающий панцирь. Последняя аналогия подсказала техническое реше- ние: Подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить ее слоем нарастающего льда.

    Символическая аналогия

    • Требуется в парадоксальной, метафорической форме определить объект(понятие), высветив его суть. Определение должно состоять из двух слов ( обычно это прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другому. Т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное:

    Определяемое понятие

    Определение

    Книга

    Молчаливый рассказчик,диалог наедине

    Раствор

    Взвешенная неразбериха

    Облако

    Легкая тяжесть, воздушная вода, непрозрачная пустота

    Прочность

    Принудительная целостность

    Решение: были предложены метафоры: живая броня, невидимая кольчуга,

    Отрастающий панцирь. Последняя аналогия подсказала техническое реше-

    ние: Подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить ее слоем

    нарастающего льда.

    Фантастическая аналогия: Нужно представить изменяемый объект таким, каким хотели бы видеть в идеальном случае, без учета существующих ограничений и возможностей( наличие источников энергии, необходимых условий, физических законов и т.п.) После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху. Например: В 17 веке движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Англ. Врач У.Гарвей ввел новую аналогию- насос- и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.

    Фантастическая аналогия:

    • Нужно представить изменяемый объект таким, каким хотели бы видеть в идеальном случае,

    без учета существующих ограничений и возможностей( наличие источников энергии, необходимых условий, физических законов и т.п.) После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху.

    Например: В 17 веке движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Англ. Врач У.Гарвей ввел новую аналогию- насос- и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.

    Практическая работа: № 1. Придумать и записать наибольшее число символических аналогий( метафор) для каждого из предметов: доска, часы, карта, окно, книга, вентилятор. № 2. Рассмотрите объекты( лист белой бумаги, розетка, стакан, аудиокассета) с точки зрения представителей разных профессий ( маляр, водолаз, учитель, космонавт ит.д.)

    Практическая работа:

    • 1. Придумать и записать наибольшее число символических аналогий( метафор) для каждого из предметов: доска, часы, карта, окно, книга, вентилятор.
    • 2. Рассмотрите объекты( лист белой бумаги, розетка, стакан, аудиокассета) с точки зрения представителей разных профессий ( маляр, водолаз, учитель, космонавт ит.д.)


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!