СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синквейн на уроке литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синквейн на уроке литературы ( из опыта работы учителя)

“Не мыслям надобно учить, амыслить”

 

 

Синквейн на уроке литературы ( из опыта работы учителя)

“Не мыслям надобно учить, амыслить”

 

И.Кант.

Просмотр содержимого документа
«Синквейн на уроке литературы»

Синквейн на уроке литературы ( из опыта работы учителя)

“Не мыслям надобно учить, амыслить”


И.Кант.


Я всегда любила читать, анализировать, размышлять о прочитанном. А сейчас я люблю все это делать на уроках вместе со своими учениками. Но как добиться того, чтобы учащиеся поняли, прочувствовали художественное произведение? Как говорил А.С.Пушкин, “только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство”.


На своих уроках я использовала разные методики, приемы, которые, безусловно, повышали эффективность преподавания. Но… всегда что-то не устраивало меня, и я снова и снова искала новое.


Когда в очередной раз меня направили на курсы повышения квалификации, я не ждала ничего особенного. Но уже на первом занятии поняла, как глубоко я ошибалась.


Технология развития критического мышления через чтение и письмо (так назывались курсы) прочно вошла в мою педагогическую практику. Я поняла, что это то, что мне нужно.


Сразу же после окончания курсов я начала применять эту технологию. Интерес школьников к моему предмету стал намного выше.


Какова была моя радость, когда я поняла, что приемы технологии развития критического мышления нравятся не только мне, но и учащимся.


Почти все, о чем говорилось на курсах, подтверждалось у меня на уроках. Но не подумайте, что реклама данной технологии является целью моей статьи. Эта технология универсальна. Она применима к текстам любого предмета, когда нужно глубоко понять и осмыслить его содержание.


Более подробно я хочу рассказать о приеме, который нравится и мне, и моим ученикам больше всего. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на “5”.


Учащиеся всех классов легко справляются с этим заданием (даже самые слабые). А у меня появился интересный способ проверить знания.


Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.


Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.


Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, теорию литературы, говорим о нравственности, о долге, чести…(в приложении (Приложение 1) дан урок с использованием синквейна). Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.


Автор предлагает примеры синквейнов, написанных учащимися:


Ася (И.С. Тургенева “Ася”)

Скромная, беззащитная

Любила, страдала, сбежала

Готова пойти на все ради любимого человека.

Загадочная.



Господин Н. (И.С. Тургенева “Ася”)

Неискренний, холодный

Не понял, не успел, полюбил

Он расточал “люблю” на ветер, он твердил его среди пустых людей, но он не сказал его ей

Безумец



Заяц (М.Е. Салтыков-Щедрин “Самоотверженный заяц”)

Самоотверженный, честный

Прощался, добивался, не предавал

Не предал своего друга

Герой



Маша (А.С. Пушкин “Дубровский”)

Умная, красивая

Любит, прощает, страдает

Мария была очень доброй, достойной счастья, но судьба распорядилась иначе.

Красота


Владимир Дубровский (А.С. Пушкин “Дубровский”)

Храбрый, честный

Защищает, мстит, любит

Владимир никогда не сдается

Благородство



Грей (А.С. Грин “Алые паруса”)

Добрый, благородный

Сбегает, путешествует, влюбляется

Был счастлив, сотворив чудо своими руками

Герой



А вот, что думают мои учащиеся по поводу работы с синквейном:


“Благодаря синквейну, мы можем понять, плохо или хорошо мы узнали того или иного героя”.


“Синквейн – интересный и простой способ описать кого-либо. Мне он нравится, потому что нужно мало писать, а больше думать”.



Иногда синквейн становится частью большой творческой работы учащихся.


“Творческие работы развивают мышление, фантазию, и, по-моему, это просто интересно. Не все можно выразить словами, и тогда помогают цветные карандаши”.



“Творческие работы помогают выразить свое отношение к произведению”.



В приложении я привожу лишь одну детскую работу (Приложение 2). Я не могу сказать, что она лучшая. Лучших нет! Все работы уникальны и интересны. Я стараюсь относиться к высказываниям ребят безоценочно (как требует технология), хотя иногда и не получается. Работа в этой технологии полезна не только моим ученикам, но и мне самой.


Синквейн


Образный, точный


Обобщает, развивает, обучает


“Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах”


Творчество


Как сказал Ли Цзи: “Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение”.

Поделиться…


Пример синквейна на тему форумов:


Форум (существительное, выражающее главную тему)


Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)


Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)


Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)


Общение (заключение в форме существительного)


Пример синквейна на тему любви:


Любовь.


Сказочная, фантастическая.


Приходит, окрыляет, убегает.


Удержать ее умеют единицы.


Мечта.


Пример синквейна на тему жизни:


Жизнь.


Активная, бурная.


Воспитывает, развивает, учит.


Дает возможность реализовать себя.


Искусство.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!