СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синонимы, антонимы и их употребление.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята, мы с вами в 10-ом классе на уроках русского языка повторяем всё то, что изучали в 5-9 классах. Но не просто повторяем, но и узнаём что-то новое, дополняем, расширяем свои представления о понятиях, которые кажутся вам известными. В Коране сказано: «Препятствиями – растём».

Просмотр содержимого документа
«Синонимы, антонимы и их употребление.»

Тема: Синонимы, антонимы и их употребление.

Цель: Углубить знания учеников по данной теме; расширить представление о художественных приёмах использования синонимов, антонимов; расширить словарный запас учащихся; повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях.

Ход урока:

I.Организационно-мотивационный этап

Ребята, мы с вами в 10-ом классе на уроках русского языка повторяем всё то, что изучали в 5-9 классах. Но не просто повторяем, но и узнаём что-то новое, дополняем, расширяем свои представления о понятиях, которые кажутся вам известными. В Коране сказано: «Препятствиями – растём». Сегодня я предлагаю вам попытаться преодолеть препятствия, которые для вас намеренно выстроила я. Итак, сегодня мы вспомним, что такое синонимы, антонимы; повторим значения омонимов, паронимов (об этом говорили на прошлом уроке). Тем более, что вопросы по этим темам встречаются в каждом варианте тестовых заданий на ЕГЭ.

II. Повторение материала с параллельным выполнением заданий.

Устно. «Кто быстрее?» или «Узнай меня»: О каком понятии идёт речь?

1) Мы слова из русской речи, Одинаково нас слышат

Из родного языка! Но важна не только внешность,

Одинаково нас пишут, Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность, Смысл запрятан в серединке,

Ты до смысла доберись. Сходным лицам вопреки

Наподобие начинки Мы по смыслу далеки. (омонимы)

2)Слова, различающиеся значением, но сходные по звучанию и написанию, называются… (паронимами).

3) Мы всегда близки по смыслу, разны лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна. Как много в них священного для нас! (синонимы).

4) Минус – плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный.

По значенью мы всегда противоположны. (антонимы)

III. Объяснение нового материала.

1. Чтение материала в учебнике, § 6-7.

2. «Верните слово»: подберите синонимы к словам (работа у доски)

Истинный – (подлинный), безучастный – (равнодушный), рынок – (базар), вероятно – (возможно), грёзы – (мечты), круиз –(путешествие), симптом – (признак), вердикт – (приговор), спикер – (оратор), презент – (подарок), хобби – (увлечение).

Найдите в предложениях антонимы (устно).

1.Утром небо ясно и прозрачно, ночью звёзды светят так светло – отчего ж в душе твоей так мрачно и зачем на сердце тяжело? (А.К.Толстой). 2.Судьба – проказница шалунья, определила так сама: всем глупым счастье от безумья, всем умным горе от ума. (А.С.Грибоедов).

3. Оксюморон (греч. Oxymoron – «остроумно-глупое») – стилистический приём соединения взаимоисключающих, противоположных по значению слов для необычного выражения нового понятия.

«Узнай меня»: Найдите оксюмороны в предложениях:

1. Какое-то снотворное, маковое покрывало надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящей скукой и скучающей весёлостью. (Н.С.Лесков). 2. Мы пьём любви отраву сладкую. (Е.А.Баратынский). 3. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин).

4. «Составьте словосочетания»: подберите к данным словам подходящие по смыслу слова из скобок. Объясните различия в значении паронимов.

Человек, занятия (практический, практичный); вид, метод (эффективный, эффектный); отношение, хозяйка (бережливый, бережный); искусный, искусственный (мастер, мех); разговор, музыка (духовный, душевный), зал, вид (демонстративный, демонстрационный).

IV. Подведение итогов урока.

Мы достигли цели – нашли выход из нашего лингвистического лабиринта, пройдя долгий путь по его запутанным переходам.

V. Домашнее задание.

§6-8, упр 29

«Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

1) Обед был очень сытым. (сытным). 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку.(отписку) 3)Шуба была сшита из искусного меха (искусственного). 4) В заглавной роли снялся известный актёр. (в главной).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!