СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синонимы. Антонимы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 7

Синонимы.Антонимы.

Цели.

1. Обобщить знания учащихся о синонимах, антонимах, .

2. Продолжить работу со словарями русского языка.

3. Подготовить учащихся к контрольным тестам  по теме «Лексика».

4. Продолжить  подготовку  учащихся 10 класса  к  ЕНТ по русскому

 языку.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Синонимы. Антонимы»

Урок6

Сочинение с элементами повествования








Урок 7

Синонимы.Антонимы.

Цели.

1. Обобщить знания учащихся о синонимах, антонимах, .

2. Продолжить работу со словарями русского языка.

3. Подготовить учащихся к контрольным тестам по теме «Лексика».

4. Продолжить подготовку учащихся 10 класса к ЕНТ по русскому

языку.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска

  2. Словари

  3. Раздаточный материал с заданиями

  4. Электронная презентация «Лексика. Урок-обобщение».

Домашнее задание из предыдущего урока:

  1. 1 группе: из словаря синонимов выписать в тетрадь синонимы (с лексическим значением) к слову ИДТИ .

  2. 2 группе: из словаря антонимов выписать в тетрадь 5 пословиц с антонимами.

  3. 3 группе: из толкового словаря выписать значения паронимов и составить с ними предложения ( дипломат – дипломант, адресат – адресант, сытый – сытный, обидный – обидчивый, удачный – удачливый).

План.

I. Сообщение цели урока.

II. Практическая работа.

  1. Орфографический диктант с самопроверкой.

̶ Запись слов в тетради под диктовку.

Лексическое значение, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, диалектизмы, неологизмы, архаизмы, историзмы, жаргонизмы, профессионализмы, фразеологизмы, многозначные слова, заимствованные слова.

̶ Самопроверка. (Все слова заранее написаны на интерактивной доске, закрыты шторкой. Учащиеся сами проверяют и исправляют ошибки).

  1. Экспресс-опрос (устно)

― Слайд 2 – 4: дополни ответ.

  1. Повторение синонимов и антонимов.

– Чем синонимы отличаются от антонимов? (Слова-синонимы имеют близкие значения, а слова-антонимы - противоположные ).

  1. Слайд 5. О синонимическом ряде и значениях синонимов.

―Мы с вами говорили о том, что все синонимы образуют синонимические ряды. Они имеют близкие значения, но не одни и те же. Обратимся к слайду 5. Слова брести, ковылять, выступать, шагать являются синонимами к слову идти. Они различаются оттенками значений. Какими? Проверим домашнее задание. Прочитайте записи в тетрадях из словаря синонимов.

Выступать – идти не спеша, важно, с достоинством.

Шагать – идти, передвигаться, делая широкие, размеренные шаги.

Ковылять – идти медленно, с трудом и прихрамывая.

Брести – идти не спеша, медленно.


  1. Использование синонимов в речи.

– Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуации, а в других случаях может быть неуместным, нелепым и даже смешным (См. слайд 6) Посмотрим, как обыгрывают это свойство синонимов писатели.

  1. Работа по карточкам (Карточка №1 у каждого ученика на парте).

Задание: прочитать и выписать (в начальной форме) синонимы в отрывке из повести И. Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» ― разговор между Кисой Воробьяниновым и гробовщиком (на карточках текст дается без подчёркивания)

Карточка №1.

У Воробьянинова умерла тёща Клавдия Ивановна.

Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.

Ну, царствие небесное, - согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают, - это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдаёт…

То есть как считается? У кого это считается?

У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый… тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше… про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают… то считается, что дуба дают.Так про них и говорят: «А наш-то, слышал, дуба дал».

Потрясённый этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

Ну, а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?

Я человек маленький. Скажут «гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.

  1. Вспомним материал о контекстуальных синонимах в казахском языке.

  2. Слайд 8. Градация

– Посмотрите на слайд 8 и вспомните, в основе какого стилистического приёма ― использование синонимов.

Вывод: для чего нужно подбирать синонимы, для чего они используются в речи? (Синонимы помогают избежать повторения одних и тех же слов, делают нашу речь яркой, выразительной, дают возможность вернее выразить свою мысль, точнее охарактеризовать и описать предмет или явление).

― А какую роль выполняют антонимы ? (Делают нашу речь яркой, образной, выразительной).

  1. Антонимы в пословицах и поговорках.

― Посмотрите на слайд 9 и скажите: в основе какого жанра устного народного творчества лежат антонимы? (Пословицы и поговорки)

  1. Проверяем домашнее задание: прочитайте пословицы с антонимами.

  2. Вспомним материал о контекстуальных антонимах. (См. слайд 10). Докажите, что выделенные слова– это контекстуальные антонимы.

  3. Найдите в пословицах из домашнего задания антонимы, которые являются контекстуальными.

― Заготовка карточек с пословицами, если окажется, что в ученических примерах контекстуальных антонимов нет.

Велик осёл, да воду возят, мал сокол, да на руках носят.

Бедный – как может, а богатый – как хочет.

У молодых время тянется, у стариков – бежит.

Молодость летает вольной пташкой, а старость ползает черепашкой.

На чужбине и сладкое в горчицу, а на родине и хрен в леденец.

  1. Использование антонимов. Вспомним, какие стилистические средства создают антонимы.

А) Антитеза. Слайд 11.

― Найдите антитезу в пословицах из домашнего задания.

Б) Оксюморон. Слайд 12.

―Комментарий к слайду. Одно из шуточных стихотворений С.Я.Маршака заканчивается словами:

И подумывают так: «Что за умница дурак!»

Речь идёт о человеке, делающем всё не так, как полагалось бы, но в конце концов оказавшемся самым смекалистым и умным.

Задание. Найдите в текстах такие оксюмороны, выпишите их (тексты на карточках №2 – на карточках нет подчёркнутых словосочетаний).

Карточка №2

1. И день настал. Встаёт с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей труп живой, ещё вчера

Стонавший слабо над могилой.

(А.С.Пушкин)

2. И вот встаёт знакомый незнакомец

И глухо говорит…

(С.Я.Маршак)

3. Люблю я пышное природы увяданье…

(А.С.Пушкин)

4. О, как мучительно тобою счастлив я!

(А.С.Пушкин)

5. Убогая роскошь наряда.

(Н.А.Некрасов)

6. Чую с гибельным восторгом

Пропадаю, пропадаю…

(В.С.Высоцкий)

7. Сердцу изведать сладчайшую боль

(А.А.Блок)

8. Роман Ю.Бондарева «Горячий снег» - одно из лучших произведений о войне.

9. В комнате воцарилось красноречивое молчание.

  1. Повторение омонимов и многозначных слов.

  1. Слайд 13. Ответить на вопрос и объяснить ответ.

  2. Слайд 14. Ответить на вопрос и объяснить ответ.

  3. Использование омонимов

а) Для создания каламбуров. Прослушать стихи и ответить на вопрос: какие омонимы создают каламбур?

Д. Минаев: Я стал по твоей лишь вине

Топить своё горе в вине,

И прежде служивший мне стих,

Струною оборванный, стих.


По кустам уселись сорок

Пёстрых скачущих сорок,

Мне ландшафт подобный дорог

Посреди больших дорог.

б) В пословицах и поговорках. Записать пословицу и подчеркнуть омонимы:

У монет ума нет: не всякий, кто их умножил, правильно и умно жил.

3) В шуточных детских стихах. Слайд 15. Докажите, что это омонимы, а не многозначные слова. (У многозначных слов есть смысловая связь, у них один и тот же корень. А у слов лисичка(гриб) и лисичка (маленькая лиса) – разные корни: лисичк- и лис-, следовательно, это омонимы).

4) В загадках. Разгадать загадку (устно)

Всех с дороги прочь гоню, коль разбегусь.

А на крыше я торчу, не шелохнусь.

Лёд на речке режу вдоль и поперёк.

А на дне морском я маленький … (конёк)

.

  1. Повторение фразеологизмов.

― Работа по карточке №1. Выписать все фразеологизмы (отдать богу душу, сыграть в ящик, приказать долго жить, протянуть ноги, дать дуба).

Слайд 24. Вспомни фразеологизм.

III. Подведение итогов, выставление оценок за работу.

IV. Задание на дом. Повторить § 4упр 38,47


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя