Урок6
Сочинение с элементами повествования
Урок 7
Синонимы.Антонимы.
Цели.
1. Обобщить знания учащихся о синонимах, антонимах, .
2. Продолжить работу со словарями русского языка.
3. Подготовить учащихся к контрольным тестам по теме «Лексика».
4. Продолжить подготовку учащихся 10 класса к ЕНТ по русскому
языку.
Оборудование:
Интерактивная доска
Словари
Раздаточный материал с заданиями
Электронная презентация «Лексика. Урок-обобщение».
Домашнее задание из предыдущего урока:
1 группе: из словаря синонимов выписать в тетрадь синонимы (с лексическим значением) к слову ИДТИ .
2 группе: из словаря антонимов выписать в тетрадь 5 пословиц с антонимами.
3 группе: из толкового словаря выписать значения паронимов и составить с ними предложения ( дипломат – дипломант, адресат – адресант, сытый – сытный, обидный – обидчивый, удачный – удачливый).
План.
I. Сообщение цели урока.
II. Практическая работа.
Орфографический диктант с самопроверкой.
̶ Запись слов в тетради под диктовку.
Лексическое значение, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, диалектизмы, неологизмы, архаизмы, историзмы, жаргонизмы, профессионализмы, фразеологизмы, многозначные слова, заимствованные слова.
̶ Самопроверка. (Все слова заранее написаны на интерактивной доске, закрыты шторкой. Учащиеся сами проверяют и исправляют ошибки).
Экспресс-опрос (устно)
― Слайд 2 – 4: дополни ответ.
Повторение синонимов и антонимов.
– Чем синонимы отличаются от антонимов? (Слова-синонимы имеют близкие значения, а слова-антонимы - противоположные ).
Слайд 5. О синонимическом ряде и значениях синонимов.
―Мы с вами говорили о том, что все синонимы образуют синонимические ряды. Они имеют близкие значения, но не одни и те же. Обратимся к слайду 5. Слова брести, ковылять, выступать, шагать являются синонимами к слову идти. Они различаются оттенками значений. Какими? Проверим домашнее задание. Прочитайте записи в тетрадях из словаря синонимов.
Выступать – идти не спеша, важно, с достоинством.
Шагать – идти, передвигаться, делая широкие, размеренные шаги.
Ковылять – идти медленно, с трудом и прихрамывая.
Брести – идти не спеша, медленно.
Использование синонимов в речи.
– Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуации, а в других случаях может быть неуместным, нелепым и даже смешным (См. слайд 6) Посмотрим, как обыгрывают это свойство синонимов писатели.
Работа по карточкам (Карточка №1 у каждого ученика на парте).
Задание: прочитать и выписать (в начальной форме) синонимы в отрывке из повести И. Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» ― разговор между Кисой Воробьяниновым и гробовщиком (на карточках текст дается без подчёркивания)
Карточка №1.
У Воробьянинова умерла тёща Клавдия Ивановна.
– Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.
– Ну, царствие небесное, - согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают, - это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдаёт…
– То есть как считается? У кого это считается?
– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый… тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше… про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают… то считается, что дуба дают.Так про них и говорят: «А наш-то, слышал, дуба дал».
Потрясённый этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
– Ну, а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?
– Я человек маленький. Скажут «гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.
Вспомним материал о контекстуальных синонимах в казахском языке.
Слайд 8. Градация
– Посмотрите на слайд 8 и вспомните, в основе какого стилистического приёма ― использование синонимов.
Вывод: для чего нужно подбирать синонимы, для чего они используются в речи? (Синонимы помогают избежать повторения одних и тех же слов, делают нашу речь яркой, выразительной, дают возможность вернее выразить свою мысль, точнее охарактеризовать и описать предмет или явление).
― А какую роль выполняют антонимы ? (Делают нашу речь яркой, образной, выразительной).
Антонимы в пословицах и поговорках.
― Посмотрите на слайд 9 и скажите: в основе какого жанра устного народного творчества лежат антонимы? (Пословицы и поговорки)
Проверяем домашнее задание: прочитайте пословицы с антонимами.
Вспомним материал о контекстуальных антонимах. (См. слайд 10). Докажите, что выделенные слова– это контекстуальные антонимы.
Найдите в пословицах из домашнего задания антонимы, которые являются контекстуальными.
― Заготовка карточек с пословицами, если окажется, что в ученических примерах контекстуальных антонимов нет.
Велик осёл, да воду возят, мал сокол, да на руках носят.
Бедный – как может, а богатый – как хочет.
У молодых время тянется, у стариков – бежит.
Молодость летает вольной пташкой, а старость ползает черепашкой.
На чужбине и сладкое в горчицу, а на родине и хрен в леденец.
Использование антонимов. Вспомним, какие стилистические средства создают антонимы.
А) Антитеза. Слайд 11.
― Найдите антитезу в пословицах из домашнего задания.
Б) Оксюморон. Слайд 12.
―Комментарий к слайду. Одно из шуточных стихотворений С.Я.Маршака заканчивается словами:
И подумывают так: «Что за умница дурак!»
Речь идёт о человеке, делающем всё не так, как полагалось бы, но в конце концов оказавшемся самым смекалистым и умным.
― Задание. Найдите в текстах такие оксюмороны, выпишите их (тексты на карточках №2 – на карточках нет подчёркнутых словосочетаний).
Карточка №2
1. И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.
(А.С.Пушкин)
2. И вот встаёт знакомый незнакомец
И глухо говорит…
(С.Я.Маршак)
3. Люблю я пышное природы увяданье…
(А.С.Пушкин)
4. О, как мучительно тобою счастлив я!
(А.С.Пушкин)
5. Убогая роскошь наряда.
(Н.А.Некрасов)
6. Чую с гибельным восторгом –
Пропадаю, пропадаю…
(В.С.Высоцкий)
7. Сердцу изведать сладчайшую боль…
(А.А.Блок)
8. Роман Ю.Бондарева «Горячий снег» - одно из лучших произведений о войне.
9. В комнате воцарилось красноречивое молчание.
Повторение омонимов и многозначных слов.
Слайд 13. Ответить на вопрос и объяснить ответ.
Слайд 14. Ответить на вопрос и объяснить ответ.
Использование омонимов
а) Для создания каламбуров. Прослушать стихи и ответить на вопрос: какие омонимы создают каламбур?
Д. Минаев: Я стал по твоей лишь вине
Топить своё горе в вине,
И прежде служивший мне стих,
Струною оборванный, стих.
По кустам уселись сорок
Пёстрых скачущих сорок,
Мне ландшафт подобный дорог
Посреди больших дорог.
б) В пословицах и поговорках. Записать пословицу и подчеркнуть омонимы:
У монет ума нет: не всякий, кто их умножил, правильно и умно жил.
3) В шуточных детских стихах. Слайд 15. Докажите, что это омонимы, а не многозначные слова. (У многозначных слов есть смысловая связь, у них один и тот же корень. А у слов лисичка(гриб) и лисичка (маленькая лиса) – разные корни: лисичк- и лис-, следовательно, это омонимы).
4) В загадках. Разгадать загадку (устно)
Всех с дороги прочь гоню, коль разбегусь.
А на крыше я торчу, не шелохнусь.
Лёд на речке режу вдоль и поперёк.
А на дне морском я маленький … (конёк)
.
Повторение фразеологизмов.
― Работа по карточке №1. Выписать все фразеологизмы (отдать богу душу, сыграть в ящик, приказать долго жить, протянуть ноги, дать дуба).
― Слайд 24. Вспомни фразеологизм.
III. Подведение итогов, выставление оценок за работу.
IV. Задание на дом. Повторить § 4упр 38,47