СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синонимы и антонимы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Синонимы и антонимы»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Качкина Кристина Павловна.

Предмет: русский язык.

Класс: 3 «Г»

Тема урока: «Синонимы и антонимы».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении синонимов и антонимов.

Планируемые результаты

Задачи урока

Предметные:

Уч-ся научатся:

- выявлять случаи употребления синонимов и антонимов;

Уч-ся получат возможность научиться:

- подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи.

Дидактические:

1. Формировать представление об употреблении синонимов и антонимов

2. Формировать умения: подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи.

Метапредметные:

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- сравнивать объекты;

- делать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога;

- воспринимать суждения.

Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


Развивающие:

1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; сравнивать объекты; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению



2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать суждения



3. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Личностные:
- познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;
- первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.



Воспитательные:
1. Формировать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

2. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: учебник «Русский язык». В.Г. Горецкий, В.П. Канакина, 3кл. 2ч., карточки, рабочая тетрадь, презентация.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.












ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация к учебной деятельности.


Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)

Организует мотивацию к учебной деятельности.

Слайд 1

Здравствуйте, ребята, меня зовут Кристина Павловна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте проверим готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Но перед началом работы - я прочитаю вам высказывание К. Д. Ушинского:

Слайд 2

«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.»



- Как вы понимаете это высказывание?


- Что автор хотел донести этими словами?

- К чему нужно стремиться на уроках русского языка?

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.












Высказывают свое мнение о смысле высказывания о русском языке.




Осуществляют самоопределение к предстоящей учебной деятельности.
















К:соблюдать правила ведения диалога


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный

(беседа)

Практический (упражнение - словарная работа)


Наглядный (демонстрация)
















Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через минутку чистописания и словарную работу как подведение к теме.

1 уровень «Узнай слово по его лексическому значению». Но сначала давайте вспомним:


1.Что же такое лексическое значение слова?


2.Где можно узнать о лексическом значении слова?


От каждого ряда к доске вызывается один ученик, который будет записывать слова.



1.Ребёнок, который учится в школе (ученик)


2.Инструмент для копания земли (лопата)


3.Небольшой сочный плод кустарников и трав (ягода)


Осуществляет контроль.


Формулирует задание и осуществляет контроль.


Второй уровень «Лишнее слово».


- Ребята, скажите, сколько значений может быть у слова?


- Как называются слова с одним лексическим значением? А с несколькими?


- Как узнать, сколько значений у слова?


Вам даны слова, среди которых есть однозначные и многозначные, ваша задача - найти лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. Задание выполняем в парах.



При выполнении задания воспользуйтесь толковым словарём, который находится на стр. 152-153



Лексическое значение – это то, что обозначает слово.



Нужно обратиться к толковому словарю.











Слушают задание учителя. Выполняют в парах.




Одно или несколько




Однозначные слова - слова, у которых есть только одно лексическое значение.


Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значения.



В 1 строке лишним словом является – гимн, так как это многозначное слово, а остальные однозначные.


Во 2 строке лишнее слово – альбом, так как оно однозначное, а остальные слова многозначные.
























П: делать выводы













Р: выстраивать последовательность действий.











К: соблюдать правила ведения диалога.


П: делать выводы











Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.

Посмотрите на слайд. Для того, чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо отгадать ребусы.


- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим на урок?




«Синонимы и антонимы»

Цель: «Узнать, что такое синонимы и антонимы»












.


П: с помощью педагога формулировать цель.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по составлению плана урока.

Пункты плана перепутаны на слайде, надо восстановить их последовательность.


Слайд 16

Верно, это и будет план сегодняшнего урока.

План урока:


1. Вспомним, что такое синонимы и антонимы

2. Научимся находить синонимы и антонимы.

3. Научимся подбирать к словам синонимы и антонимы.














Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

5. Реализация построенного проекта.

Словесный

(беседа)


Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)










Организует деятельность по реализации построенного проекта.

Прочитайте на странице 42 что такое синонимы и антонимы.


- Прочитайте упражнение 69 про себя. Затем один ученик вслух.

Выпишите из словарей (с. 154-155):

а) синонимы к словам интересный, красивый;

б) антонимы к словам впереди, мужество.

- Откройте страницу 154 в учебнике, давайте рассмотрим словарь.

- Обратите внимание, как расположены слова?

- Давайте попробуем выполнить задание, найдите синоним к слову доктор?

- А теперь антоним к слову ссора?

- Давайте выполним само упражнение 69.

- Найдите в словаре синонимы к словам интересный и красивый.

- Найдите в словаре антонимы к словам впереди, мужество.

- Теперь запишите синонимы к словам.



Синонимы — это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близки.

Антонимы — это слова, противоположные по смыслу.


Читают упражнение 69 про себя, затем один из учащихся читает вслух.





Открывают учебник на страницу 154, рассматривают словарь.


- В алфавитном порядке.



- Врач.


- Мир.


Выполняют упражнение 69.


- Занимательный, прекрасный.



- Сзади, трусость.


Записывают. Синонимы: интересный – занимательный; красивый – прекрасный. Антонимы: впереди – сзади; мужество – трусость.




























Выявлять случаи употребления синонимов и антонимов







Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи.




К: соблюдать правила ведения диалога.


П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению.






Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


Бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами.


Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа)


Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.


- Прочитайте про себя упражнение 70 на странице 43(-ей).



- В каком значении употреблено слово ХМУРИТСЯ, в прямом и переносном?


- Почему?


- Назовите глаголы, которые автор употребил для изображения действия светофора как живого существа. О ком обычно так говорят?


- Выполните это упражнение письменно, с новой строки запишите номер упражнения. Вставьте пропущенные буквы и докажите, подчеркните орфограмму.



- Обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте.


- Берем в руки простой карандаш и проверяем. Если нашли ошибку, зачеркнули и надписали правильный вариант ответа.


- Какую букву в слове ТУЧ.. вставим? Почему?


- Какую букву вставим в слове УЛ..ЦА? Почему?


- Какую букву в слове СВ..ТОФОР вставим? Почему?


- Какую букву вставим в слове Д..ЖДЁМ? Почему?


- Какую букву в слове СТ..ИТ вставим? Почему?


- Какую букву вставим в слове ОБ..ЖАЕТСЯ? Почему?


- Какую букву вставим в слове В..СЁЛЫХ? Почему?


- Какую букву в слове ОГ..НЬКА вставим? Почему?


Выставление оценки. Если нет ошибок – оценка «5», 1 - 2


ошибки – оценка «4», 3 ошибки - оценка «3», более трёх ошибок – оценка «2». (выставление отметок 3 ученикам)


- Закройте тетради.






Читают упражнение 70 на странице 43 про себя.


(Имя ребенка) читает вслух.


В небе туч.. хмурится.


Опустела ул..ца.


Св..тофор не унывает.


Под д..ждём ст..ит, моргает.


На погоду никогда


Он не об..жается.


Три в..сёлых ог..нька


В лужах отражаются.



- В переносном.


- Хмурится, может не только туча, но и люди.





- Не унывает, стоит, моргает, не обижается. Так говорят о людях.


Выполняют упражнение письменно, вставляют пропущенные буквы, подчёркивают орфограмму.


В небе туча хмурится.


Опустела улица.


Светофор не унывает.


Под дождём стоит, моргает.


На погоду никогда


Он не обижается.


Три весёлых огонька


В лужах отражаются.


Обмениваются тетрадями с соседом по парте. Берут в руки простой карандаш и проверяют.


Если находят ошибки зачеркивают и надписывают правильный ответ.


- Букву А, -ча, -ща, пиши с буквой А.


- Букву И, это словарное слово.


- Букву Е, проверочное слово свЕт.


- Букву О, проверочное слово дОждь.


- Букву О, проверочное слово стОя.


- Букву И, проверочное слово обИда.


- Букву Е, проверочное слово вЕсело.


- Букву О, проверочное слово огОнь.


Выставляют оценки своему соседу по парте.









Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи.

























Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи.

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;


К: соблюдать правила ведения диалога.










П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению.




П: сравнивать объекты.

.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Словесный

(беседа)


Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

Организует самостоятельную работу обучающихся.

Сейчас поработаем с рабочей тетрадью. Откройте страницу 7, номер 1,2.

В номере 1 ваша задача дописать пары синонимов в первый столбик, а во второй пары анонимов.

В задание номер 2 вы должны подобрать к данным словам антонимы, обратите внимание на лексическое значение слова.

Давайте сверимся со слайдом.

Выполняют задания самостоятельной работы.

Осуществляют самопроверку по эталону.

Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи.

П: объединять части объекта (объекты) по определённому признаку.




8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Какова была тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили на урок?

- Что такое синонимы и антонимы?


Тема: «Синонимы и антонимы»

Цель: «Узнать, что такое синонимы и антонимы»

Синонимы — это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близки.

Антонимы — это слова, противоположные по смыслу.



К: воспринимать суждения.





П:делать выводы

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный

(беседа)



Организует рефлексию учебной деятельности.

- Достигли ли мы поставленной цели?


- Все ли задачи решили?


- Оцените свою работу. Нарисуйте у тебя в тетради лестницу успеха из трёх ступенек. Нарисуйте небольшого человечка на нижней ступени, если вы вообще ничего не поняли, на средней те, кто всё понял, но были трудности, и на самом верху те, кто всё понял.

На этом наш урок заканчивается, до свидания.




- Да.


- Да.






Рисуют лестницу успеха.



П:делать выводы