СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синонимы и антонимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Синонимы и антонимы»

Конспект учебного занятия

по русскому языку

в 4 «В» классе

Тема: «Синонимы и антонимы»

студентки 302 группы

Бух Алисы Вячеславовны


















Урок будет выдан: 26.11.2024

Школа: Гимназия №15

Методист: Кауфман Светлана Николаевна

Учитель: Антропова Елена Анатольевна







Новосибирск, 2024




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Бух Алиса Вячеславовна

Предмет: русский язык.

Класс: 4 «В».

Тема урока: «Синонимы и антонимы».

Тип урока: урок рефлексии.
Цель урока: совершенствование способов действий при изучении синонимов и антонимов.

Планируемые результаты

Задачи

Предметные:

- находить синонимы и антонимы в текстах;

- подбирать синонимы и антонимы к разным значениям многозначных слов;

- распознавать синонимы и антонимы в речи.

Дидактические:

Формировать умения: распознавать синонимы и антонимы в речи; подбирать синонимы и антонимы к разным значениям многозначных слов; находить синонимы и антонимы в текстах.

Метапредметные:

Познавательные:

- с помощью педагогического работника формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- сравнивать объекты;

- делать выводы;

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать объекты.

Коммуникативные:

- соблюдать правила ведения диалога;

- воспринимать суждения;

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Регулятивные:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

  1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; сравнивать объекты; делать выводы; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.






2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать суждения; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.



3. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:

- познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

- первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мир.

Воспитательные:

1. Формировать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник «Русский язык», тетради, карточки, презентация.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1.Мотивация к коррекционной деятельности.

Словесный (беседа)










Наглядный (демонстрация)

Организует мотивацию к коррекционной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алиса Вячеславовна. Прошу проверить свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: пенал, учебник и тетрадь.

А начать наш урок я хотела бы с пословицы. Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу.

«Красна птица опереньем, а человек — уменьем».

Ребята, как вы понимаете данную пословицу?

Да, верно. Эта пословица рассказывает о том, что птицу красит ее наряд, перья. Для птицы этого вполне достаточно.

А вот человека красит его ум, знания, которые важны, чтобы всё уметь.

К чему нужно стремиться на уроке русского языка?

- И мы сегодня будем обогащать наши знания.




Приветствуют учителя.


Проверяют свою готовность к уроку.






Формулируют собственное мнение.













К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


2. Актуализация знаний и пробное учебное действие


Словесный (беседа)












Наглядный (демонстрация)













Практический (задания словарной работы)

Организует актуализацию знаний и пробное учебное действие через словарную работу как подведение к теме.

- Какой раздел вы сейчас изучаете?

- Что такое ЛЗ слова? Каким бывает ЛЗ?

- Где можно посмотреть ЛЗ слова?

- Если, к слову, прибавить приставку или суффикс поменяется его ЛЗ?

Например, посмотрите (слайд): береза - подберезовик.

- А если, к слову, прибавить предлог? береза - под березой

Откройте свои тетради и запишите число, классная работа.

- Чем отличаются предлоги от приставок? Как пишутся они с другими словами? Языковая разминка: (слайд, списать, подчеркнуть предлоги, выделить приставки, проверка).

Теперь устно подберем синоним к слову "гуляет".


- А в этом тексте значение "ветер гуляет"?

А теперь подберем к нему антонимы в этом значении.

— Это прямое или переносное значение слова «гуляет»?

- Какой вывод мы сделаем? От чего зависит подбор синонимов и антонимов к слову?

Если слово многозначное, то к каждому значению подбираются свои синонимы и антонимы.

- Ребята, на прошлом уроке вы начали изучать тему? Кто помнит?





Слово и его значение.

Прямым и переносным.


Толковый словарь.



Да.


ЛЗ стало другим.


Не поменяется.


Записывают







Отдыхает, прогуливается, празднует, ленится.

Дует, шумит.


Затихает, замирает.



Переносное.


От ЛЗ этого слова в контексте.




«Синонимы и антонимы».







К: соблюдать правила ведения диалога.





Р: выстраивать последовательность действий.


П: сравнивать объекты.


Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

3. Локализация индивидуальных затруднений.





Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)


Осуществляет локализацию индивидуальных затруднений обучающихся.

- О чем сегодня будем говорить?


- Над какой темой мы продолжим работать сегодня?

- А какая цель у нас будет поставлена на уроке?





Синонимы и антонимы.

«Синонимы и антонимы».

Цель: продолжить изучение синонимов и антонимов в речи.


П: с помощью педагога формулировать цель.

К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.


Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)


Организует деятельность по построение проекта коррекции выявленных затруднений.

- Что бы достичь этой цели, нужно построить план наших действий. Но слова потерялись. Давайте вставим пропущенные слова.

1. Вспомнить определения понятий "синонимы" и "антонимы".
2. Научиться подбирать синонимы и антонимы к разным значениям многозначных слов.


Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


5. Реализация построенного проекта.




Словесный (беседа)








Практический (упражнение)




Организует деятельность по реализации построенного проекта.
Ребята, мы с вами уже знаем, что такое синонимы и антонимы.
Давайте вспомним определения понятий "синонимы" и "антонимы".
- Кто может рассказать? (слайд)


- Откройте учебник на странице 88, упражнение 142. Прочитаем вслух все задания.

- Перечислим, что нужно сделать.

Выполнять будем у доски, но перед этим рассмотрим образец.

Какой вывод можно сделать после выполнения упражнения?








Отвечают на вопрос.




Читают и выполняют задание (2 ученика у доски, остальные в тетрадях)















Распознавать синонимы и антонимы в речи.



К: соблюдать правила ведения диалога.
К: воспринимать суждения.
П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

П: делать выводы.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

6. Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи.


Практический (упражнение)



Организует деятельность по нахождению способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи.

Теперь перейдем к упр. 143. Прочитаем все здания вслух.

- Перечислим, что нужно сделать.

Сначала устно найти все пары антонимов, объяснить ЛЗ названия, потом письменно у доски, выписать пары антонимов.



Какой вывод можно сделать после выполнения упражнения?



(если останется время)

Посмотрим на упр. 141.

- Что нужно сделать? Перечислите.

Выполним это задание устно по алгоритму.

Какой вывод можно сделать после выполнения упражнения?







Один ученик читает.




молчат - говорят, далеко - близко, высоко - низко, приехать - уехать, сидеть - стоять, безделье - дело.


Делают вывод.




Читают.

Отвечают.


Выполняют устно задание.


Делают вывод.








Находить синонимы и антонимы в текстах.












Подбирать синонимы и антонимы к разным значениям многозначных слов.

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.



П: делать выводы.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Практический (упражнение)







Наглядный (демонстрация)

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Рассмотрим упражнение 144.

Прочитаем задания.

- Что мы должны сделать?


Ребята, ваша задача – самостоятельно списать пары антонимов-слов.

Проверьте свою работу по слайду, исправьте ошибки, если они есть.




Одни ученик читает задания.










П: находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;


Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный (беседа)



Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

Какую тему мы сегодня повторили, закрепили?

Чему научились?

Где нам это может пригодиться?

Отвечают на обобщающие вопросы.


П: делать выводы.


9. Рефлексия учебной деятельности.



Словесный (беседа)

Осуществляет рефлексию учебной деятельности.

- Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?

- Все ли задачи решили?

Посмотрите на слайд, это лестница успеха. (приложение 1)

Поставьте себя на ступень, которая показывает вашу работу на уроке и усвоение знаний.

- Кто не доволен своей работой на уроке? Почему?

Мне было приятно работать с вами на уроке. До свидания!

Выполняют лесенку успеха.


Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.




Приложение 1