СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синонимы. Повторение

Нажмите, чтобы узнать подробности

К данному уроку прилагается презентация. Может быть испозован при изучении любого УМК

Просмотр содержимого документа
«Синонимы. Повторение»

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Синонимы" (повторение) УМК ПНШ

Задачи урока:

– повторить и расширить представление о синонимах, их значении в речевой практике, в

работе над текстами;

Формировать

познавательные УУД:

– сравнивать, выделять общее и различное;

коммуникативные и личностные УУД:

– формулировать мысли, выводы, обмениваться информацией;

– развивать языковое чутье.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.18–20); Рабочая тетрадь 2.

I. Оргмомент.

Откройте тетради, запишите: 22 января. Классная работа. 1 СЛАЙД

Минута чистописания 2 СЛАЙД

II. Словарная работа.

Составьте и запишите предложение с последним из словарных слов. Разберите его по членам предложения.

III. Ведение в новую тему.

Что вы сейчас записали? (Предложение)

Что можно составить из предложений? (Текст.)

Чем текст отличается от предложения?

Рубрика “Давай подумаем”. 3 СЛАЙД

Прочитайте то, что записано на доске.4 СЛАЙД

С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Можно ли назвать прочитанное текстами? Докажите. Какая запись не является текстом? СЛАЙД 4 второй текст улетает по щелчку

IV. Работа над новой темой.

Поработайте в парах над вопросами:

Чем отличаются тексты? Какой интереснее?

Почему?

(Ответы учащихся.)

Выпишите только те слова, которыми эти тексты различаются.

Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?).

Малыши, дети, детвора.

Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте. Ребята.

Что вы можете сказать об этих словах? (Слова близкие по значению.)

Как мы называем такие слова? (Синонимы)СЛАЙД 5

Откройте учебники (стр.18), прочитайте тему урока «Синонимы» повторение

Перед нами рубрики “Тайны языка”, “Путешествие в прошлое”.

Какие цели и задачи поставим перед собой.

Как вы думаете, для чего вам нужно изучать эту тему?

Школьникам надо ответить на вопрос Евдокии Васильевны: «Какие слова называются синонимами?» (Синонимы – слова одной части речи, которые имеют одинаковое или близкое значение, но звучат и пишутся по-разному.)5 СЛАЙД (щелчок)

Где мы можем найти ответ на этот вопрос? В справочнике

V. Наблюдение за значением слов-синонимов 

УстноУпражнение 12. В этом упражнении учащиеся работают со словами-синонимами, которые близки по значению, но одно из слов в каждой паре называет более сильное проявление данного предмета.

(В науке такие синонимы называются неполными синонимами.)

Упражнение 13. Здесь ребята работают с парами синонимов, одно из которых считается устаревшим, то есть не употребляется в современной речи. Они объединяются близостью, схожестью значения

ПисьменноУпражнение 14. Цель данного упражнения – учить различать полные синонимы

(обозначающие одно и то же) и неполные синонимы (в значении которых есть разница).

1. К первой группе относятся пары слов: азбука – алфавит, врач – доктор, везде – всюду.

Ко второй группе: мёрзнуть – коченеть, грустить – горевать, дорогой – драгоценный,

любить – обожать.

Второе слово в каждой паре второй группы называет более сильное проявление названного.

Взаимопроверка в парах На полях поставьте букву «Д»

2. Работа заканчивается тем, что школьники иллюстрируют вывод на с. 20 своими примерами.

VI Выполнение задания в тестовой форме.

Запишите через запятую нужное слово:

1. слово с непроверяемой орфограммой.

 холод
 стужа
 мороз

2. каким словом лучше всего назвать учеников 2-3 класса.

 дети
 ребята
 малыши

3. синоним к слову школьник.

 ученик
 сосед
 приятель

Кто изображен на рисунке? Нравятся ли тебе эти ученики? Почему?

(Причесаны, выстираны, подстрижены, выглажены, начищены)

4. синоним к слову одежда.

 пальто
 наряд
 ткань

5. синоним к слову дом.

 здание
 театр
 кухня

Проверка. (Правильные ответы открываются на доске). Поставьте на полях букву «С», проверял сам СЛАЙД 6

У кого все ответы выбраны верно – поставьте себе “5”.

У кого четыре правильных ответа – поставьте “4”.

Остальным нужно будет ещё раз внимательно прочитать то, о чём написано в рубриках, которые мы сегодня изучали и поработать над этим тестом ещё раз.

VII. Домашнее задание: упражнение 9 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.12–13).

VIII. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке? Свой ответ начните со слов: Сегодня на уроке я...

Задайте вопросы по теме урока классу.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!