СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синонимы русский

Нажмите, чтобы узнать подробности

антонимы омонимы русский язык закреп

Просмотр содержимого документа
«Синонимы русский»


Тип задания

Цель задания

Формулировка задания

Методические комментарии

Предполагаемые ответы детей

Примечание

Узнавание

Актуализация имеющихся знаний о синонимах, антонимах, омонимах.

Посмотри на сочетания слов, и выбери, к какому варианту ответа они относятся:

молодость – старость

умный – глупый

стоит – движется


  1. омонимы

  2. антонимы

  3. синонимы

___________________________________


Как называются слова одинаковые по звучанию, но разные по смыслу?

Выбери правильный ответ.

1) синонимы

2) антонимы

3) омонимы

____________________________________


Как называются слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение?

Выбери правильный ответ.

  1. антонимы

  2. синонимы

  3. омонимы

Данное задание на основе знания обучающегося о синонимах, антонимах, омонимах. По типу задание с выбором ответа. Задание может быть предложено учащимися на уроке открытия нового знания на этапе первичного закрепления.

Уровень сложности – базовый (1 балл).

Критерии оценивания и балл:

1 балл – выбран ответ В).

0 баллов – во всех остальных случаях.

2)










_____________________


3)






_____________________


2)








-

Воспроизведение

Воспроизведение знаний о синонимах, антонимах, омонимах.

Выбери из предложенных вариантов антонимы:

1) встречать, провожать

2) лук (растение), лук (оружие)

3) чудесный, сказочный

4) ласковый, строгий


____________________________________


Раздели пары слов на три группы:

А - синонимы,

Б - антонимы,

В - синонимы.

  1. ласка – ласка

  2. белый – черный

  3. красивый – прекрасный

  4. месяц – месяц

  5. сладкий – горький

_____________________________________


Выбери из предложенных слов три слова-синонима и подчеркни их.

  1. красный

  2. жёлтый

  3. алый

  4. голубой

  5. зелёный

  6. огненный

Данное задание на основе знания обучающегося о синонимах, антонимах, омонимах. По типу задание с кратким ответом. Задание может быть предложено обучающимся на уроке открытия нового знания на этапе первичное закрепление.

Уровень сложности задания – базовый (2 балла).

Критерии оценивания и балл: 2 балла – правильно даны ответы –; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – во всех остальных случаях.

1), 4)







_____________________


А – 3

Б – 2, 5

В – 1, 4







_____________________


1), 3), 6)

-

Понимание

Выявление и оценка уровня сформированности умения определять антонимы, синонимы, омонимы.

Замени в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

Пользуйся словами для справок.


Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.


Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

____________________________________


Спиши пословицы, в которых есть антонимы.


Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

В большом горе и маленькая радость велика.

Кому честь, тому и почет.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Мир лучше ссоры.

Мир не без добрых людей.

____________________________________


Рассмотри рисунки. Назови по рисункам слова-синонимы, слова-антонимы, слова-омонимы.

Данное задание выполняется на основе знаний обучающегося о синонимах, антонимах, омонимах. По типу задание с развернутым ответом. Задание может быть предложено обучающимся на уроке открытия нового знания на этапе первичного закрепления.

Уровень сложности задания – базовый (3 балла).


Дни были очень знойные. С утра до вечера светило палящее солнце. Дети загорали под его жгучими лучами.







_____________________


Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

В большом горе и маленькая радость велика.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Мир лучше ссоры.



_____________________


Высокий – низкий, норка – норка, лисички – лисички,


-











_________________












_________________


Применение в знакомых условиях

Самостоятельное преобразование информации об особенностях антонимов, омонимов, синонимов.

Встретились на улице два друга, и завязался у них спор: первый говорит, что слова «договор» и «соглашение» – это синонимы, а второй утверждает, что эти слова – антонимы.

Кто из них прав? Поясни свой выбор. Подбери к слову «старый» антоним и синоним. Объясни лексическое значение этих слов.












_____________________________________











_____________________________________


Вова попросил помочь Витю с домашним заданием. Суть задания заключалась в том, что к словам «молодость», «добрый», «мягкий» нужно было подобрать антонимы, а также дать определение этому понятию.

Витя решил задание так:

молодость – старость

добрый – великодушный

мягкий – жесткий

Антонимы – это слова, имеющие разное значение, но звучащие одинаково.

Вова не согласился с другом и сделал все сам, а потом получил отметку «5».

Побудь на месте Вовы и исправь ошибки Вити.

Данное задание выполняется на основе знаний обучающегося об особенностях антонимов, синонимов, омонимов. По типу задание с развернутым ответом. Задание может быть предложено обучающимся на уроке открытия нового знания и рефлексивно-оценочном этапе.

Уровень сложности задания – высокий (4 балла).


Слова договор и соглашение – синонимы, потому что это два разных по звучанию слова, обозначающих одно и то же.

Синоним к слову «старый» - «древний».

Антоним к слову «старый» - «молодой».

Старый - Достигший старости.

Древний - Существовавший или возникший в отдалённом прошлом, очень давний.

Молодой - Юный, небольшой по возрасту; не достигший зрелого возраста.

_____________________












_____________________


молодость – старость

добрый – злой

мягкий – жесткий

Антонимы – это слова, имеющие противоположное значение.


-




















_________________

-











_________________


Применение в новых условиях

Самостоятельное применение информации об антонимах, синонимах и омонимах.

Изучая учебник русского языка, ученик пришел к выводу: «Синонимы, антонимы и омонимы – это пары слов, которые всегда принадлежат к одной части речи».


Согласишься ли ты с этим утверждением? Приведи доказательство своей точки зрения, подбери 3 примера.






_____________________________________


Название образовано от греч. òμός «одинаковый» и όνυμα- «имя».

О чем идет речь? Как ты пришел к этому выводу?











_____________________________________


Ученик пришел в школу без учебников. На уроке русского языка ему попалось задание: «Можем ли мы назвать слова «белый» и «черный» антонимами? Почему? Приведите 3 примера пар антонимов.

Как бы ты решил это задание?

Данное задание выполняется на основе знания обучающегося об особенностях антонимов, синонимов и омонимов. По типу задание с развернутым ответом. Задание может быть предложено обучающимся на уроке открытия нового знания на этапе рефлексивно-оценочном этапе. Уровень сложности задания – высокий (5 баллов)


Нет. Синонимы и омонимы могут быть разными частями речи, в то время как антонимы – это всегда пары слов одной части речи.

Синонимы: грохочущий – шумный.

Омонимы: хорошо (категория состояния) – хорошо (частица).

Антонимы: добрый – злой (прил.).

_____________________


Речь идет об омонимах. Омонимы – это одинаковые по звучанию, но совершенно разные по значению слова. Следовательно, «одинаковый» и «имя», значит, что слова звучат одинаково, и из трех вариантов в изучаемой теме подходят именно омонимы.


_____________________


Да, эти слова являются антонимами, так как они противоположные по значению.

Злой – добрый

Яркий – бледный

Громкий - тихий

-




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!