№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | 2 | 3 | 4 |
1Ё1 1. | Самоопределение к деятельности (Организационный момент) | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Сбор домашних тетрадей. Создает эмоциональный настрой на урок, желая творческих успехов, достижения учебной целей | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Записывают число и вид работы |
22 2. | Погружение в тему урока Актуализация деятельности | 1.Вспомним, что такое имя прилагательное? 2.Что обозначает имя прилагательное? -действие предмета -предмет -признак предмета. 3.На какие вопросы отвечает? -какая ? кто? какой? -какой? что делать? что? -какой? какая? какое? какие? 4.Как изменяются имена прилагательные? -по родам и числам -по падежам и числам -по родам, числам, падежам 5.Какими членами предложения являются имена прилагательные? Задание: попробуйте по описанию в тексте угадать, о какой птице идет речь? ……...назван царем всей водяной птицы. Он белый, как снег. У него длинная , гибкая и красивая шея……..прекрасен , когда плавает по гладкой поверхности воды. Слова какой части речи помогли вам угадать название птицы? (имена прилагательные) Сравните прилагательные: (Лебедь) прекрасный-(лебедь ) прекрасен. В чем их отличие? (разные окончания) В какой форме употреблены данные прилагательные? (в полной и краткой форме) Какими членами предложения являются прилагательные в полной и краткой форме?(определением и сказуемым) Задание: спишите, вставляя пропущенное слово (название птицы). Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Определите часть речи выделенного слова. Каким членом предложения оно является? Проверьте себя! Прилагательные водяной, белый, длинная, красивая, гладкой являются определением. Выделенное слово прекрасен-прилагательное, употребленное в краткой форме, в предложении является сказуемым. | Фронтальная работа. |
3 3. | Определение темы урока. Постановка цели. Погружение в тему урока.Целеполагание. | -Отгадайте тему урока: С существительным дружу И нисколько не тужу. Моя основная примета: Обозначаю признак предмета. Лед (какой?) холодный, гладкий. Чай (какой? ) горячий, сладкий. Изменяюсь по родам, Числам и падежам. Люблю детей внимательных, Кто я? (прилагательное) О какой роли прилагательного мы с вами говорили ,когда разбирали их по членам предложения?(синтаксической роли) Ребята, ваш ответ помог нам сформулировать тему нашего урока. Как она будет звучать, какие есть варианты? Запись темы на доске и в тетрадях. Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы будем заниматься? (Мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном, морфологические и синтаксические признаки этой части речи, выяснить роль имён прилагательных в речи). | Выдвигают версии. Формулируют тему и цели урока. |
5 4. | Динамическая пауза Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | - Ребята, а как вы понимаете смысл названия имени прилагательного? -К чему «прилагается» данная часть речи? С какой частью речи всегда связано прилагательное? Как называется такой вид связи? Задание :исправьте речевые ошибки! Арбуз (какая?)красные Лиса (какое? )хитрые Солнышко (какой? ) яркие Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода, числа и падежа Задание : выпишите имена прилагательные, укажите их род, падеж и число - Как согласуется с существительными имя прилагательное?(в роде, числе,падеже) Физминутка - Сейчас я буду называть словосочетания, состоящие из прилагательных и существительных. При назывании словосочетаний в мужском роде встают мальчики, в женском роде – девочки: удобный стол, красивая косынка, высокий дуб, вкусная ягода, солёное озеро, высокая гора, рыжий кот, мамина сумка, тёплое море, папин ноутбук. - Почему при назывании некоторых словосочетаний никто не встал? | Ребята, выдвигают версии. Дети выполняют лингвистическую физминутку. |
6 5. | Применение знаний при решении практических задач. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | 1)Закрепление умений согласовывать прилагательное с существительным. - Замените данные словосочетания «существительное + существительное» синонимичными «прилагательное + существительное», сохранив главное слово. В новых словосочетаниях поставьте вопрос от главного к зависимому слову, определите род прилагательных. | Работа по карточкам, взаимопроверка в парах. 1 вариант «Озеро в лесу -_______________________, Город близ моря - _________________________, Кофта мамы - ______________________________» 2 вариант. «Дорога вдоль берега - _____________________, Море на юге -______________________________, Пиджак папы -______________________________» |
| | 2)Закрепление умений использования имён прилагательных при составлении предложений. - Письмо с комментированием – выполнение упражнения 566: - Выполняем столбиком. Указываем главное слово, через тире записываем вопрос, определяем, падеж, число. 3) Повторение знаний о синтаксической роли имени прилагательного. 4) Синтаксический анализ предложения на доске: «Наступила ранняя весна. 5*) Устная работа по упражнению 567 | Повторяют, что имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже. Работают по цепочке. Два ученика работают у доски, составляю по одному простому предложению с любым из с/с, подчёркивают прилагательные как члены предложения. |
7 6. | Самостоятельная работа Самостоятельная работа | Самостоятельная работа: реконструкция текста упр. 574 (на карточке) - Вставьте подходящие по смыслу прилагательные, определите их синтаксическую функцию. Весна но холодно. Погода ненас(?)ная. Небо__________. Из______________ облаков падает то снег, то дождь. Дует _____________ ветер и раскачивает_______________ ветви деревьев. Везде лужи____________воды и _____________ сугробы снега. И всё-таки на душе радос(? )но потому что весна наступила. | Работают самостоятельно по карточке. |
8 7. | Рефлексия дввеятельности. Включение в систему знаний и повторение | Отгадайте загадки (задание по рядам) Зеленый, сладкий, сахарный (арбуз) Спелое, круглое, сочное (яблоко) Бурый, мохнатый, косолапый (медведь) В синей чаше алый мяч, Он и светел и горяч (солнце) Кто бежит по горным склонам, Тараторя сам с собой, И густой траве зеленой Прячет хвостик голубой ? (ручей) Голубой шатер весь мир накрыл (небо) Вывод : так для чего нам нужны имена прилагательные? (чтобы сделать нашу речь яркой выразительной) -Поэтому прилагательные говорят о себе так: У существительных подчас Не жизнь ,а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука. Но если нас к ним приложить. Им веселее будет жить. Смогли ли мы решить поставленные задачи? -Сделайте вывод об имени прилагательном как части речи, воспользовавшись схемой ответа. Имя прилагательное - это_______________ , которая отвечает на вопросы _____________, согласуется с именем существительным в __________ , в предложении является _______________. | Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят задачи с результатами. |
9 8. | Домашнее задание Рефлексия | Что нового узнали на уроке? Что вызвало затруднение? | Приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность |
10 9. | Оценивание. Домашнее задание | &101,упр.565 | Записывают домашнее задание в дневник |