СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Презентация позволит учащимся ознакомиться с теоретическим материалом и отработать практически задания, включенные в ОГЭ по русскому языку. Возможно использование на уроках русского языка в 8-9 классах.
Подготовка к ОГЭ. Задание 2. Синтаксический анализ предложения.
Прочитайте текст. (1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) появление стало (предложение 1) 2) проблема возникновения жизни (предложение 2) 3) следы жизни обнаружены (предложение 3) 4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4) 5) они безжизненны (предложение 5) Ответ: 45
Чтобы выполнить задание, нужно:
Соотнеси подлежащее и способ его выражения
ПРОВЕРЬ
1 - 10
2 – 3
3 - 4
4 - 2
5 - 6
6 - 5
7 - 8
8 - 9
9 - 7
10 -1
Сказуемое и способы его выражения
1) Простое глагольное сказуемое
2) Составное глагольное сказуемое
3) Составное именное сказуемое
Сказуемое
ПРОСТОЕ СОСТАВНОЕ
Простое
глагольное
Составное
глагольное
Составное
именное
Вспомогательное (-ые)
слово (-а) + инфинитив
Глагол-связка +
именная часть
Глагол в
спрягаемой форме;
Глагол в форме
будущего времени
Составное глагольное сказуемое
Выпишите основы предложений
Проверь себя
Найдите грамматическую основу, определите, чем выражены главные члены.
Укажите правильный вариант синтаксической характеристики сказуемого в предложениях
А) простое глагольное
Б) составное глагольное
В) составное именное
А
Укажите правильный вариант синтаксической характеристики сказуемого в предложениях
2. Чернение по серебру – это своеобразная гравюра на металле, рассчитанная на долгую жизнь, на века.
А) простое глагольное
Б) составное глагольное
В) составное именное
В
Укажите правильный вариант синтаксической характеристики сказуемого в предложениях
3. Борис и Глеб стали литературными героями созданных в древнейшую пору житийных произведений.
А) простое глагольное
Б) составное глагольное
В) составное именное
В
Укажите правильный вариант синтаксической характеристики сказуемого в предложениях
4. Мне приходилось встречаться с героями древнерусского сказания о Борисе и Глебе в забайкальских степях, на берегах Днепра и Северной Двины, в Киеве и Москве.
А) простое глагольное
Б) составное глагольное
В) составное именное
Б
Характеристика предложения
Простое
Сложное
Одна грамматическая основа
Две и более грамматических основ
Союзное
Бессоюзное
ССП
СПП
Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики
Я устал на охоте с лисицами, и мне захотелось где-нибудь отдохнуть
2
Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики
Лес был завален глубоким снегом, и сесть было некуда.
2
Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики
Случайно взгляд мой упал на дерево, вокруг которого расположился гигантский, засыпанный снегом муравейник.
3
Я взбираюсь вверх, сбрасываю снег, разгребаю сверху этот удивительный муравейный сбор из хвоинок, сучков, лесных соринок и сажусь в тёплую ямку в муравейнике.
1
Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики
Муравьи, конечно, об этом ничего не знают: они спят глубоко внизу.
4
Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики
Несколько повыше муравейника кто-то содрал с дерева кору, и белая древесина, довольно широкое кольцо, была покрыта густым слоем смолы.
2
Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики
Колечко прекращало движение соков, и дерево неминуемо должно было погибнуть.
2
Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики
Бывает, такие кольца на деревьях делает дятел, но он не может сделать так чисто.
2
Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики
Скорее всего, подумал я, кому-нибудь нужна была кора, чтобы сделать коробочку для сбора лесных ягод.
3
Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики
Отдохнув хорошо на муравейнике, я ушёл и вернулся случайно к нему, когда стало тепло и муравьи проснулись и поднялись наверх.
3
Укажите верную характеристику предложения, выбрав номер характеристики
Выполняем задания. Тренировочные упражнения
Выпишите грамматическую основу предложения
Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом.
Техника сделала могущественными
Выпишите грамматическую основу первой части сложного предложения
И ещё сказывают, будто брал он за постой не только живую денежку, но не брезговал ни овсом, ни нательным крестом.
Сказывают
Выпишите грамматическую основу предложения
И не было на горизонте даже отдельных признаков грядущей научно-технической революции или хотя бы информационного бума.
Не было
Выпишите грамматическую основу предложения
Этот «прибор» можно назвать голосом Бога внутри нас.
Можно назвать
Выпишите грамматическую основу предложения
Бескорыстие его было беспримерным.
Бескорыстие было беспримерным
Выпишите грамматическую основу предложения
Таких больших чёрных глаз нет ни у кого больше.
Нет
4
И тогда оказалось, я напрасно стерёг
домашний уют, где три года хранился
непромокаемый плащ: при встрече с
первым дождём мой плащ промок.
Укажите количество грамматических основ в предложении
Укажите количество грамматических основ в предложении
Утром раджа вышел к бассейну, чтобы
искупаться в молоке, и обнаружил, что
бассейн заполнен простой водой.
3
3
В1Укажите количество грамматических основ в предложении
Тихий, молчаливый, сдержанный, он
появлялся в мастерских, где ещё только
заканчивались будущие шедевры
живописи, и, случалось, покупал их для
своей галереи прежде, чем они успевали
появиться на выставке.
Укажите количество грамматических основ в предложении
Раздумывая, вспоминая фронтовое
время, когда в голодной окопной военной
жизни исключено было, чтобы при виде
раненого пройти мимо него.
2
Укажите количество грамматических основ в предложении
1
Всё в нём было как-то празднично и
необычайно: крупная, красивая фигура,
бледное лицо, высоко зачёсанный кок
светло-золотистых волос, белесоватые
ресницы, резко вычерченные и слегка
трепещущие ноздри.
Укажите количество грамматических основ в предложении
И хоть законом строго запрещено убивать
самок тюленей, у которых маленькие
детёныши есть, но в спешке бывали
случаи, что и убивали.
4
Выпишите грамматическую основу предложения
Месяц был близок. смотрел
Выпишите грамматическую основу предложения
Болота не имели выхода
Выпишите грамматическую основу предложения
Толпы оборванцев
двигаются, мелькают
Выпишите грамматическую основу предложения
Корней Иванович не дожил,
назвал
Выпишите грамматическую основу предложения
Вижу, начинаю понимать
Выполняем задания. Контролирующие задания.
Выпишите грамматические основы предложений
1.Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням .
2.А вдруг зал будет не полный?
3.В ней быстро ходили взад и вперед, издавая глухое рычание, потрясая гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва.
4. В Лондоне Андерсен встретился с Диккенсом и был в гостях у него в маленьком доме на взморье.
5.Так-то и разбойник по прозванию Опта в четырнадцатом или пятнадцатом веке, намахавшись кистенем, раскаялся в конце концов и решил спасаться.
Проверь
Какое из приведённых ниже предложений является односоставным?
Какое из приведённых ниже предложений является односоставным?
(Двусоставное, неполное)
(Двусоставное, неполное)
Какое из предложений является двусоставным?
(С. Есенин.)
Какое из предложений является двусоставным?
(1) Какая ночь!
(2) Я не могу.
(3) Не спится мне.
(4) Такая лунность.
(Односоставное, назывное)
(Двусоставное)
(Односоставное, безличное)
(Односоставное, назывное)
Какое из предложений является безличным?
(1) Какая ночь! (2) Я не могу. (3) Не спится мне. (4) Такая лунность. (С. Есенин.)
Какое из предложений является безличным?
(1) Какая ночь!
(2) Я не могу.
(3) Не спится мне.
(4) Такая лунность.
(Односоставное, назывное)
(Двусоставное)
(Односоставное, безличное)
(Односоставное, назывное)
Какое(ие) предложение(я) в этом тексте является назывным?
(1) Какая ночь! (2) Я не могу. (3) Не спится мне. (4) Такая лунность. (С. Есенин.)
Какое(ие) предложение(я) в этом тексте является назывным?
(1) Какая ночь!
(2) Я не могу.
(3) Не спится мне.
(4) Такая лунность.
(Односоставное, назывное)
(Двусоставное)
(Односоставное, безличное)
(Односоставное, назывное)
Какое из приведённых ниже предложений является определённо-личным?
Какое из приведённых ниже предложений является определённо-личным?
Какое из приведённых ниже предложений является неопределённо-личным?
Какое из приведённых ниже предложений является неопределённо-личным?
Какое предложение в этом тексте является назывным?
(1) Нигде жилья не видно на просторе. (2) Вдали огня иль песни — и не ждёшь! (3) Всё степь да степь. (4) Безбрежная, как море, волнуется и наливает рожь. (А. Фет)
Какое предложение в этом тексте является назывным?
(1) Нигде жилья не видно на просторе.
(2) Вдали огня иль песни — и не ждёшь! (3) Всё степь да степь.
(4) Безбрежная, как море, волнуется и наливает рожь.
Какое предложение в этом тексте является обобщённо-личным?
(1) Нигде жилья не видно на просторе. (2) Вдали огня иль песни — и не ждёшь! (3) Всё степь да степь. (4) Безбрежная, как море, волнуется и наливает рожь. (А. Фет)
Какое предложение в этом тексте является обобщённо-личным?
(1) Нигде жилья не видно на просторе.
(2) Вдали огня иль песни — и не ждёшь! (3) Всё степь да степь.
(4) Безбрежная, как море, волнуется и наливает рожь.
Какое предложение в этом тексте является безличным?
(1) Нигде жилья не видно на просторе. (2) Вдали огня иль песни — и не ждёшь! (3) Всё степь да степь. (4) Безбрежная, как море, волнуется и наливает рожь. (А. Фет)
Какое предложение в этом тексте является безличным?
(1) Нигде жилья не видно на просторе.
(2) Вдали огня иль песни — и не ждёшь! (3) Всё степь да степь.
(4) Безбрежная, как море, волнуется и наливает рожь.
Укажите тип односоставного предложения, в котором грамматическая основа может быть выражена глаголом в повелительном наклонении.
Укажите тип односоставного предложения, в котором грамматическая основа может быть выражена глаголом в повелительном наклонении.
Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу в старомодном ветхом шушуне . (С. Есенин)
Проверка
Укажите тип односоставного предложения, в котором грамматическая основа может быть выражена глаголом в форме 2 -го лица единственного числа.
Укажите тип односоставного предложения, в котором грамматическая основа может быть выражена глаголом в форме 2 -го лица единственного числа.