Цели урока:
1) систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация» посредством игры;
2) развивать логическое мышление, подбирать аргументы;
3) учить школьников культуре речи;
4) воспитывать чувство товарищества, интерес к предмету.
Просмотр содержимого документа
«Синтаксис и Пунктуация»
«Синтаксис. Пунктуация.»
Какие разделы науки о языке мы уже знаем?
МОРФОЛОГИЯ – это раздел науки о языке, который
изучает части речи.
ОРФОГРАФИЯ – это раздел науки о языке, который
изучает правильное написание
слов.
Как объединены данные слова?
- Быстрый, ласточка, лететь, над, земля, низко.
- Скоро, полить, сильная, дождь.
- Наступить, гроза.
Быстрая ласточка низко летит над землёй. Скоро польёт сильный дождь. Небо нахмурилось.
СИНТАКСИС
Слово пришло из греческого языка
обозначало « синтаксис» - составление, построение, порядок.
СИНТАКСИС – это раздел науки о языке, который изучает построение
словосочетаний, предложений, текста.
ПУНКТУАЦИЯ – это слово пришло
из латинского языка.
«Пунктум» - точка.
ПУНКТУАЦИЯ – это раздел науки о языке, который изучает правильную постановку знаков препинания.
Почему знаки препинания так важны?
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
- Расставьте знаки препинания так, чтобы спасти жизнь человека.
Проверим!
С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо лёгким морозом. Полотнища палатки чуть - чуть провисает, и трава седеет от первого утренника.
Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря, уже виднеются огромные очертания ив, уже меркнут звёзды.
Составь предложение, используя главные члены предложенных предложений.
- Парашютисты опустились в центре стадиона. (взять сказуемое)
- Вдруг послышались лёгкие шаги. (взять определение)
- На щеках тают снежинки. (взять подлежащее)
- Тропинки в саду засыпали листья. (взять дополнение, употребив сущ. в вин. п. с предлогом на)
Самостоятельная работа.
- Составьте текст. Разбейте слова на предложения.
Пришёл, золотой, осень, птицы, лететь, юг, поля, собирать, урожай, скоро, наступить, зима.
Проверка
Пришла золотая осень.
Птицы полетели на юг.
С полей собирают урожай.
Скоро наступит зима.
- Пришла золотая осень. Птицы полетели на юг. С полей собирают урожай. Скоро наступит зима.
- Пришла золотая осень. Птицы полетели на юг. С полей собирают урожай. Скоро наступит зима.
- Пришла золотая осень. Птицы полетели на юг. С полей собирают урожай. Скоро наступит зима.
Марина Цв..таева ож..вила пис(?)менный стол, сравнил… с деревом весной – с его живой корой, со слезами см..лы, с игрой л..ствы. Живое дерево – сама жиз(?)нь, но и стихи о чу(?)ствах и мыслях поэта тоже жизнь.
- Прочитаем выразительно текст. Обратим внимание на знаки препинания. - Сколько предложений в тексте? - Какое из предложений соответствует схеме: [ ], но [ ].
[- O,O,O,O,O,O] - Какой знак помогает нам понять, что предложение закончено? - Какие еще знаки конца предложения вы знаете? - Запишите текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы.
- Что нового узнали на уроке?
- Какова тема нашего урока?