СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксис. Контрольные диктанты 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит контрольные диктанты с грамматическим заданием к тексту. Работа предназначена для учащихся 5 класса по теме: "Повторение синтаксиса и пунктуации"

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис. Контрольные диктанты 5 класс»

Контрольный диктант по теме :

«Синтаксис и пунктуация»

Вариант 1

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака.  Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», -  проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)

(По В. Астафьеву)

  1. Грамматическое задание:

Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 2-ом абзаце

Графически объяснить пунктуацию в предложениях

1 вар. - «Дождь пойдёт», -  проговорила Нина.

Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.

        2-ой вар. –

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.    

Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»


http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse



Контрольный диктант по теме :

«Синтаксис и пунктуация»

Вариант 2

 О пословицах

Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни.

В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.

В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.


Грамматическое задание:

Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 3-ем абзаце

Произвести синтаксический разбор предложения  

1 вар. -  Пословица – это краткое мудрое изречение народа.

        2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Разобрать по составу слова:

1 вар – поговорка

2 вар. - выдумка


http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse


ХОЧЕШЬ СТАТЬ ПОВЕЛИТЕЛЕМ ПТИЦ?

Если я захочу, птицы сами прилетят ко мне.

Нет, я не волшебник. Я не шепчу заклинаний, и у меня нет волшебной палочки, но зато есть волшебная полочка.

На вид она совсем проста: фанерка с деревянными бортиками.

Чтобы прилетели птицы, нужно на полочку насыпать крупы и хлебных крошек и выставить её за окно.

Полочка сразу станет волшебной, и на неё прилетят голуби и воробьи. К вам наведаются и синицы, если укрепить на полочке кусочек сала. Положите на полочку горсть рябины, и сразу её будут клевать снегири. Сделайте доброе для пернатых!

(89 слов)


  1. Выбрать из текста сложное предложение, подчеркнуть грамматические основы.

  2. Выписать 3 слова с безударным гласным в корне слова, обозначить орфограмму.


Г.П.Лазаренко «Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки»


















ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?

Выпал первый снег. И все кругом стало белым. Деревья, земля, крыши – все белое.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вышла она на крыльцо. Вдруг видит в снегу на ступеньках следы.
– Что за зверек тут ходит? – подумала девочка.
Бросила Катя на крыльцо котлетку и убежала. День прошел, ночь прошла. Проснулась Катя утром – и скорей на крыльцо. Котлетка цела! А следов стало еще больше. Бросила Катя косточку из супа. Утром смотрит – зверек косточки не трогал. Может быть, это зайчик? Тогда Катя почистила красную морковку и оставила ее на крыльце. Утром глядит, а морковки нет. Зверек приходил и всю морковку съел. Что это за зверек?

(По Е.Чарушину)

Грамматические задания

I вариант

1) Найдите и выпишите одно предложение с однородными сказуемыми, подчеркните грамматическую основу.
2) Найдите и выпишите односоставное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью согласование.

II вариант

1) Найдите и выпишите одно сложное предложение, подчеркните грамматические основы.
2) Найдите и выпишите безличное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью управление.

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200502007





Соловей.

У самого домика каждый вечер громко поёт соловей.

Поющего соловья трудно увидеть. Он прячется в густых кустах вблизи своего гнезда и при малейшем шорохе затихает. Наш соловей так привык к людям и человеческим голосам, что шума почти не боится. Иногда мы близко подходим к покрытому росой пышному кусту черёмухи, и Саша мне шепчет на ухо:

-Вот он, дедушка, смотри!

Взявшись за руки, мы долго слушаем и сморим на маленького певца. Соловей – очень маленькая, неприметная птичка. Но в пении соловья такая радость и такая сила!

Громкое пение соловья иногда будит нас ночью. Мы просыпаемся у открытого окна и, улыбнувшись, ещё крепче засыпаем.

( И.Соколов- Микитов)



Грамматические задания.

  1. Из предпоследнего предложения выписать словосочетания.

  2. Синтаксический разбор первого предложения.

  3. Найти сложное предложение, подчеркнуть грамматические основы.


Текст из книги Е.И.Никитиной «Уроки русского языка в 5 классе»
















Заячьи лапы.

Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о необыкновенном зайце. 
В августе ходил дед охотиться, попался ему заяц с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. 
Дед пошел дальше, но затревожился. Он понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели.
Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!».
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца, отнес домой и вылечил.

(По К.Паустовскому)

Грамматические задания.

  1. Выписать все словосочетания из первого предложения второго абзаца. Одно из них разобрать.

  2. Начертить схему предложения с прямой речью.

  3. Выполнить пунктуационный разбор второго предложения.

  4. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.


Текст из книги Е.А.Влодавской «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!