Тема: «Синтаксис. Пунктуация (общие понятия)»
Ход урока:
Организационный момент.
Начальная мотивация.
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова.
Цель урока: повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, между частями сложного предложения, умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены.
Введение в тему урока. Фронтальная беседа
Что изучает синтаксис?
(синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения)
Что мы называем словосочетанием? (сочетание 2-х или нескольких полнозначных или самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи)
- Какие словосочетания называются глагольными?
- Какие словосочетания называются именными?
Мы гуляем по лесным дорожкам и дышим морозным воздухом.
I вариант. Выписать из предложения глагольные словосочетания.
II вариант. Выписать именные словосочетания.
Глагольные словосочетания. | Именные словосочетания. |
гуляем по дорожкам | по лесным дорожкам |
дышим воздухом | морозным воздухом |
Что мы называем предложением?
(предложение – основная единица синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию, т.е. служащая не для называния, а для сообщения)
Даже в тех случаях, когда предложение по объему совпадает со словом (ровно одному слову), оно отличается от слова своим грамматическим значением и функцией в речи. Осень! Обсыпается наш бедный сад. Содержание предложения соотнесено с действительностью, т.е. показано, что в момент речи существует осень. К тому же предложение характеризуется интонационной законченностью.
Под запись:
Предложение – это синтаксическая единица, обладающая следующими признаками:
1.коммуникативная функция: функция сообщения
2.грамматическое значение
3.интонационная завершенность.
Грамматическое значение предложения заключается в его грамматической основе. Что такое грамматическая основа (это центр высказывания, передающий следующую информацию: о чем говорится в предложении и что об этом говорится).
Как характеризуются предложения по числу грамматических основ в них? (простые и сложные)
Обобщение материала по разделу: работа с практическими заданиями.
1.
а) Природа
б) Красивый цветок
в) Встреча
2.
а) Выглянуло солнышко
б) Гулять по парку
в) Быстро бежать
3.
а) Воздух чист и прозрачен
б) Летом пчёлы гудят в листве и собирают с цветков душистый нектар
в) Таял последний снег и текли ручьи
- В 1 задании лишним является вариант б, так как это словосочетание
- Во 2 задании – вариант а, так как это предложение
- В 3 задании – вариант в, так как это сложное предложение и в нём нужно поставить запятую.
Класс поделён на группы. Группам раздаются дифференцированные задания на карточках.
1 группа “Заполни пропуски” (Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок)
1. Подлежащее и сказуемое – это (.....) члены предложения.
2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это (.....)
3. Предложение, содержащее побуждение к действию называется (...)
4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть (...)называется распространённым
5. (...) члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения.
6. (...) – это разговор двух или нескольких лиц
Слова для справок: диалог, главные, побудительные, словосочетание, однородные, второстепенные.
2 группа “Установи соответствие”
1. Подлежащее и сказуемое | а. разговор двух или нескольких лиц |
2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически - это | б. называется побудительным |
3. Предложение, содержащее побуждение к действию | в. главные члены предложения |
4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные | г. словосочетание |
5. Однородные члены предложения | д. отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения |
6. Диалог – это | е. называется распространённым |
3 группа “Закончи предложение”
1. Подлежащее и сказуемое ...
2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это...
3. Предложение, содержащее побуждение к действию...
4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные...
5. Однородные члены предложения...
6. Диалог – это...
Проверка задания осуществляется по цепочке (1 гр, 2 гр., 3 гр)
Сформулировать основную идею текста (картина Левитана Золотая осень помогла автору обрести родную страну, понять, как сильно он любит Россию)
Указать номера сложных предложений. (3, 4, 6, 7)
Указать грамматические основы и их число в каждом сложном предложении.
Проверяем вместе.
Части сложного предложения разделяются знаками препинания, поэтому очень важным в плане пунктуационной грамотности оказывается умение безошибочно определять число грамматических основ в сложном предложении.
Как проще найти грамматическую основу? Самый надежный путь при поиске грамматической основы предложения таков: сначала найти сказуемое, потом задать от него двойной вопрос кто, что. Слово, которое откликнется на этот вопрос – подлежащее.
Однако ошибки при подсчете частей сложного предложения все-таки встречаются.
Ср. Ребятам не сиделось на месте.
Вот моя деревня.
Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит только из одного главного члена (подлежащего или сказуемого) – односоставными.
При подсчете грамматических основ в сложном предложении важно помнить об односоставных предложениях и не путать их с однородными членами предложения.
Для передачи разнообразных смысловых отношений в сложных предложениях используются союзы.
Дайте определение.
Союз – служебная часть речи, которая служит для связи членов предложения и простых предложений в составе сложного.
Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
В зависимости от используемого средства связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
Если части сложного предложения соединяются посредством сочинительных союзов, то такие предложения называются сложносочиненными.
Если посредством подчинительных союзов или союзных слов – сложноподчиненными.
Запомните алгоритм анализа сложного предложения при постановке знаков препинания:
Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания в сложном предложении, необходимо провести его анализ по следующему плану:
Определить число грамматических основ в сложном предложении.
Определить границы простых предложений в составе сложного и составьте схему предложения.
Разделите части сложного предложения знаками препинания.
Проведём физминутку «Клоуны».
А вы должны подумать и сказать, какие предложения из раздела «Синтаксис» мы использовали в этой физминутке?
Дети свободно стоят между партами. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:
- брови сведите и разведите;
- глаза прищурьте, затем широко откройте;
- губы максимально растяните в улыбке, а затем сожмите;
- шею максимально вытяните, затем опустите;
- плечи максимально сведите и разведите;
- руками обнимите себя, погладьте и пожелайте успехов в учёбе.
- Кто был внимателен и скажет, какие предложения были использованы в физминутке?
Что вы знаете об однородных членах?
- Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?
Разбор сложных предложений, составление схем.
В ярком золоте день утопает, ручьи по оврагам шумят.
Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.
Всю ночь земля вязала кружевные узоры, чтобы принарядилась земля.
Задания: объяснить поставленные знаки препинания
Небольшой корабль не мог справиться со штормовым ветром у берегов острова, и его уносило всё дальше в море.
Из лохматых туч гневно раздаются раскаты грома и на землю обрушиваются потоки воды.
Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.
Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
Вопрос: какую роль выполняет союз И в предложениях? (в 1 – союз И соединяет однородные сказуемые, во 2 – части сложносочиненного предложения)
Закрепление изученного материала:
Выполнение тестовых заданий по классификации сложных предложений.
1.какое из предложений не является сложносочиненным?
А. Кто служит Родине, тот остается в памяти народа.
Б. россия вспрянет от сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.
В. Враг боек, да наш народ стоек.
То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.
2.Какое из предложений не является сложноподчиненным.
А. известно, что слоны в диковинку у нас.
Б. Андрей, когда переступил порог избы, не ждал теплого приема.
В. Враг боек, да наш народ стоек.
Г. То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.
3. Какое из предложений не является сложносочиненным?
А. Трагическое – это горе, страдание, гибель, ужасное в жизни человека, а комическое – это веселье, радость и смех.
Б. Весна на радость не похожа, и не от солнца желт песок.
В. Моя песня была лишена мотива, но зато ее хором не спеть.
Г. Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе.
4. Какое из предложений не является сложноподчиненным?
А. там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля.
Б. матвей сидел в буфете, пил чай с лимоном и говорил.
В. Чтобы лучше понять русское интеллигентное сознание, нашу норму, читайте Чехова.
Г. Говорят,что я скоро стану знаменитым русским поэтом.
Впереди лишь угадывались огни, там нас ждало неизвестное (БСП)
5. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
Б) Сад отцветал и темнел.
В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.
Г) Лучи солнца греют лицо и руки.
6. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
А) Река была неглубокая и широкая.
Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
В) Веселые шутки и смех разносились по долине.
Г) Лес пахнет дубом и сосной.
Работа в парах.
Дифференцированные задания по тексту. Работа в парах по рядам (задания на карточках)
1. Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.
2. Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)
3. Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин)
4. Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)
5. Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)
6. Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой. (А.С.Пушкин)
Задание
1 ряд – записать номера тех предложений, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и части ССП, выделить грамматическую основу предложений и однородные члены.
2 ряд – записать номера тех предложений, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, выделить однородные члены предложения и союзы.
3 ряд – записать номера тех предложений, в которых сочинительные союзы соединяют части ССП; выделить грамматические основы и союзы.
(ответы: 1 р. – 1, 6; 2 р. – 2; 4; 3 р. – 3, 5)
Разбор предложения
Лебеди, сберегшие любовь до самой осени, плыли как завороженные, и верность их друг другу сказывалась даже в одновременных движениях.
Поставьте знаки препинания (выделить граммат. основы, устная характеристика, схема)
Назовите слова (1 р. – звуков больше, чем букв: сберегшие, в движениях; 2 р. – звуков меньше, чем букв: любовь, сказывались, одновременных)
Сделать морфемный анализ (1 р. – завороженные (подобрать однокоренное слово), 2 р. – сберегшие (ш – причастие действительное, прошедшее) ). Словообразовательный анализ. Составить словообразовательную цепочку
Назовите устойчивое выражение, которое соответствует смыслу данного предложения (лебединая верность). эти птицы были символом вечной любви и преданности
Итоговый диктант с грамматическими заданиями.
- Какой знаменитый художник изображал на своих полотнах море?
(работа со словом «маринист», рассказ об Айвазовском)
- Грамматические задания:
Выделить союзы, обозначить грамматические основы, подчеркнуть однородные члены предложения.
«Девятый вал» – уд_вительнейшая картина И.К. Айвазовского. Страшна и прекрасна разбушевавшаяся стихия. Т_жело опустивш_йся на море св_репый ветер гонит почти ч_рные тучи и разорва_ые мощ_ные волны вздымаются к небу, одна выше другой. Море посылает к берегу в_лну за в_лной но люди п_терпевшие к_раблекрушенен_е (не)потеряли веру в спасение. Пр_дрогшие и обес_иле_ые они продолжают борот_ся со стихией.
5.Конечная мотивация.
6.Домашнее задание.
Составить текст-описание картины И.К. Айвазовского «Девятый вал» по данному началу, используя слова для справок.
Страшны валы воды во время шторма на море, но самый страшный девятый вал, роковой, сокрушительный...
Слова для справок: обрушившийся, пробивший, мчащийся, вздымающийся, бьющийся; лавина, пучина, шхуна, гребни волн, луч солнца, пожар; неистово, стремительно (в любой форме).