ГБОУ гимназия №397 Кировского района Санкт-Петербурга им. Г.В.Старовойтовой
Методическая разработка урока по искусству
в 9-м классе
Тема урока
«Синтез искусств: в театре, кино, на телевидении»
(Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» в различных видах искусств)
Авторы разработки
учитель ИЗО и искусства
Лютиков Антон Николаевич,
учитель музыки и искусства
Сачкова Светлана Капитоновна
Санкт-Петербург
2018
Конспект урока искусства
по программе «Искусство. Музыка» Е. Д.Критской, Г.П.Сергеевой.
(с применением ИКТ).
Тема:«Синтез искусств: в театре, кино, на телевидении» (Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» в различных видах искусств)
Вид урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: Обобщить понятие синтеза искусств
Задачи урока:
- выявление особенностей взаимодействия разных искусств в театре, кино, на телевидении;
- закрепление представлений о видах и жанрах синтетических искусств (драматический спектакль, музыкальный спектакль, балет, музыкальный фильм, мюзикл, телешоу, видеоклип),
Формирование УУД:
личностных — анализ образного содержания художественных произведений, созданных благодаря синтезу искусств;
познавательных — формирование представлений о синтетических жанрах искусства, об их влиянии на зрителей, слушателей, читателей; коммуникативных — участие в дискуссиях о значении синтеза искусств в художественной культуре общества;
регулятивных — планирование учебных задач в процессе познания особенностей взаимодействия искусств, решение этих задач для освоения художественного материала, оценки его значимости для формирования понятий о видах, жанрах, стилях в искусстве прошлого и настоящего;
информационных — активный поиск информации по теме уроков
Методы:
- интеграция предметов «музыка», «изобразительное искусство», «литература», «история»;
- перспективы и ретроспективы;
- моделирование художественно-творческого процесса;
Форма:
- урок с применением ИКТ (использование сервиса Plickers, использованием иллюстраций, видео и аудио - фрагментов)
Ожидаемые результаты:
1 Личностные:
у обучающихся будет сформированы: мотивация к изучению предмета «искусство», умение в процессе рефлексии проводить самооценку;
обучающиеся научатся различать чувства, настроения, выраженные в произведениях искусства, развивать свое музыкально-эстетическое чувство;
обучающиеся научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки, изобразительного искусства и литературы;
2. Метапредметные:
обучающиеся получат возможность самостоятельно устанавливать связи между различными видами искусства;
в ходе урока обучающиеся продемонстрируют полученные знания по музыке, изобразительному искусству, литературе и истории.
3. Предметные:
обучающиеся закрепят понятия: пространственные, временные и пространственно-временные виды искусств;
обучающиеся получат представление о понятии: синтетические виды искусств.
Средства проведения мероприятия:
Аудитория: ученики 9 класса.
Урок «Синтез искусств: в театре, кино, на телевидении» (трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» в различных видах искусств) – это урок обобщения и систематизации знаний по теме 9 класса: «Воздействующая сила искусства».
Мультимедийное сопровождение урока:
1. Фрагменты балета «Ромео и Джульетта» музыка Сергея Прокофьева
2. Фрагменты музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта» Дмитрия Кабалевского
3. Фрагменты киноверсии мюзикла «Вестсайдская история» режиссеры Роберт Уайз и Джером Роббинс, музыка Леонарда Бернстайна
4. Фрагменты кинофильма «Ромео и Джульетта», режиссер Франко Дзеффрелли, музыка Нино Рота
5. Видеоклип к французской версии мюзикла «Ромео и Джульетта» Джерома Пресгурвика
6. Фрагменты телеспектакля Анатолия Эфроса «Ромео и Джульетта»
7. Эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Ромео и Джульетта» Александры Экстер
8. Фрагменты кинофильма «Вам и не снилось…» режиссер Илья Фрэз, музыка Алексея Рыбникова
9. Фрагмент увертюры - фантазии «Ромео и Джульетта» Петра Чайковского
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, мобильный телефон учителя, карточки Plickers
Список литературы:
Афонин В. Н. Репетируем Шекспира («Ромео, Джульетта… и другие»)
Коваленко Г. Ф. Александра Экстер: Путь художника. Художник и время: [Альбом] /. — М.: Галарт 1993. — 287 с.
Сайт, посвященный экранизациям Ромео и Джульетты: интервью, актёры.
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство: учебник для общеобразовательных организаций/ 4-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 2014 – 120-121с.
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент (1 мин.) | Готовность к уроку (контроль, взаимоконтроль). | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Самоконтроль готовности. |
2. | Тест по видам искусств (10 мин.) [1] | Углубление и систематизация знаний по синтезу искусств | Определение границ знания и незнания. | Демонстрирует вопросы и варианты ответов на экране | При помощи карточек plickers отвечают на вопросы теста |
3. | Решение педагогических задач (25мин.) | Новые знания: Взаимосвязь видов искусств в синтетических жанрах | Анализ просмотренных видео, изобразительных материалов с точки зрения взаимодействия видов искусств | Демонстрирует фрагменты произведений различных видов искусств, созданных на основе трагедии Шекспира «Ромео Джульетта». Задает вопросы в процессе демонстрации и сообщает интересные факты из истории создания этих произведений | Анализируют просмотренные видео, изобразительные материалы с точки зрения взаимодействия видов искусств. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают ответы друг друга. |
4. | Закрепление. Домашние задание | Индивидуальный просмотр произведения синтетического жанра по выбору учащихся | Закрепление знаний, полученных на уроке. Анализ и обобщение просмотренного материала с целью выполнения домашнего задания | Объясняет последовательность выполнения домашнего задания. | Выполнение эскиза декораций или костюмов к любому из синтетических видов искусств (по выбору). |
5. | Оценка (3 мин.) | Выставленные оценки за тест + оценка анализа и ответов на вопросы | Повышение мотивации, интереса к предмету, самовыражению и творчеству. | Демонстрирует на экране оценки за тест. Предлагает учащимся оценить работу на уроке. | Дают самооценку. Оценивают ответы друг друга. |
6. | Итог. Рефлексия деятельности (2 мин.) | Умение оценить урок. | Оценка урока. | Благодарит за урок | |
Ход урока: «Синтез искусств в театре кино и на телевидении»
С.К.: На прошлых уроках искусства вы познакомились с различными видами искусств.
Вспомните и назовите их.
Ученики: музыка, изобразительное искусство, архитектура и т.
Тест | А.Н.: Сейчас мы с вами поиграем и вспомним классификацию видов искусств. В вопросе о самодостаточности – пояснение: А.Н.: Не самодостаточные искусства – синтетические |
Слайд 1 | А.Н.: Спасибо, ребята, результаты теста вы узнаете в конце урока [1],. С.К.: Но у вас есть возможность в течении урока проявить себя и заработать дополнительные баллы. | |
Слайд 2 | С.К.: Теперь давайте поговорим о синтезе в массовых общедоступных искусствах. А.Н.: Поговорим, используя в качестве основного связующего лейтмотива литературное произведение одного из величайших писателей. | ↑ |
Слайд 3 | А.Н.: Чей портрет? Ученики: Шекспира. А.Н.: О каком литературном произведении идет речь? Ученики: Ромео и Джульетта. | ↓ |
Слайд 4 | С.К.: Совершенно верно: Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта». Знакома ли вам музыка, которая сейчас звучит? Кто ее написал? Ученики: Кабалевский. С.К.: Это «Музыкальные зарисовки к спектаклю «Ромео и Джульетта» Д.Б. Кабалевского, фрагмент называется «Встреча Ромео и Джульетты» | |
Слайд 5 | А.Н.: Какие виды искусств представлены на этом слайде? Ученики: Живопись, скульптура, музыка, архитектура. А.Н.: Можно ли их назвать самодостаточными и почему? Что здесь лишнее с этой точки зрения? Как вы думаете, где можно видеть эту скульптуру и балкон? Ученики: Можно. Существуют сами по себе. Архитектура – синтетический вид искусства. В Вероне. | |
Слайд 6 | С.К.: В каких пространственно-временных искусствах присутствует синтез литературы, музыки и изобразительного искусства? Ученики: Кино, театр, балет и т.д. С.К.: Давайте посмотрим фрагмент фильма. | |
Слайд 7 | С.К.: Кто автор музыки? Ученики: Нино Рота А.Н.: Какие виды искусств здесь представлены и сосуществуют? Ученики: Музыка, изобразительное искусство и т.д. А.Н.: Какую эпоху представляют костюмы? Ученики: Средние века, Возрождение. | ↑ ↓ |
Слайд 8 | С.К.: Перед вами фрагмент другой экранизации трагедии «Ромео и Джульетта». Фрагмент тот же: бал и знакомство главных героев. Что здесь схожего с предыдущим фрагментом? Какие есть различия? Ученики: Осовременено, сюжет близкий к литературному источнику и т.д. | ↑ ↓ |
Слайд 9 | А.Н.: Какой художественный прием применили авторы спектакля? Ученики: Гротеск, пантомима. А.Н.: Вы, наверное, обратили внимание, что один из персонажей – юноша, одетый в женское платье? Как вы думаете, почему? Ученики: В средневековье, в театре, женские роли играли мужчины. С.К.: Теперь посмотрим еще один фрагмент. | ↑ ↓ |
Слайд 10 | С.К.: Какой это жанр? Ученики: Балет С.К.: Кто автор музыки? Как называется этот музыкальный фрагмент? Ученики: Сергей Прокофьев, «Танец рыцарей». А.Н.: Какие искусства здесь задействованы? Какую эпоху иллюстрируют костюмы? Ученики: Музыка, танец, изобразительное искусство. Возрождение | ↑ ↓ |
Слайд 11 | А.Н.: Декорации Александры Экстер. Задача художника-декоратора, художника по костюмам состоит в создании визуального сопровождения постановки, что делает его одним из важнейших людей на сцене или съемочной площадке. | |
Слайд 12 | А.Н.: Посмотрите насколько музыкальны эскизы костюмов. Какие средства выразительности общие для музыки и изобразительного искусства здесь использованы? Ученики: Ритм | |
Слайд 13 | А.Н.: Можно ли отнести модные сегодня различные телешоу на телевидении к синтетическим жанрам? Кадры из какого шоу сейчас на экране? Ученики: «Ледниковый период». А.Н.: В чем выражается синтез искусств в этом шоу? Ученики: Костюмы, танец, музыка. С.К.: Какие музыкальные шоу вы знаете? Ученики: «Голос», «Точь-в точь», «Синяя птица» и т.д. | |
Слайд 14 | С.К.: Для рекламы или анонса постановки, или фильма используют «дробный» монтаж фрагментов этого фильма. Как называется этот вид синтетического искусства? Ученики: Видеоролик, видеоклип. | |
Слайд 15 | Видеоролик «Les rois du monde» А.Н.: Какие виды искусств здесь представлены? Если сравнить с классическими постановками, что изменилось? Ученики: Осовременено, хореография, музыка, костюмы …. | ↑ ↓ |
Слайд 16 | А.Н.: Какой синтетический жанр рекламирует просмотренный видеоролик? Ученики: Мюзикл С.К.: Какие мюзиклы вы знаете? Ученики: «Вестсайдская история», «Норд Ост», «Нотр Дам», «Призрак оперы» и т. д | |
Слайд 17 | С.К.: Какой это жанр? Ученики: Мюзикл, «Вестсайдская история». С.К.: Вспомните, кто автор музыки? Ученики: Бернстайн А.Н.: Синтез каких видов искусств здесь представлен? Ученики: Вокал, музыка, костюмы …. | ↑ ↓ |
Слайд 18 | А.Н.: Итак, вы познакомились сегодня с новыми видами синтетических искусств. Какими? С.К.: Как вы думаете, кто лучше и больше отвечал на поставленные вопросы и активно участвовал в уроке? (самооценка) [1] А.Н.: Оценки за тест: 25 - 49% - 3; 50 - 74% - 4; 50-100% - 5. Хорошо вы поработали сегодня! | |
Слайд 19 | С.К.: Ну а теперь домашнее задание Послушайте фрагменты музыкальных спектаклей (опера, балет, мюзикл). Посмотрите киноверсию одного из них. А.Н.: Создайте эскизы костюмов главных действующих лиц одного из спектаклей. | |
Слайд 20 | А.Н. Сегодняшний урок хотелось бы закончить одной из киноверсий, посвященной современным Ромео и Джульетте С.К.: Возможно, вы знаете, как называется фильм, кто автор музыки? Ответы: Рыбников, «Вам и не снилось». С.К.: Автором каких рок-опер является Рыбников? Ученики: «Юнона и авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». | ↑ ↓ |
Урок закончен, всем спасибо!
[1] Результаты тестирования и самооценки учащихся
| 9б | | Plickers | Оценка | Работа на уроке | Самооценка | Оценка |
1 | Антипов | Михаил - Георгий | 78% | 5 | + | + | 5 |
2 | Бакланов | Богдан | 67% | 4 | + | + | 5 |
3 | Белова | Арина | | | | | |
4 | Березанцев | Дмитрий | 78% | 5 | + | + | 5 |
5 | Вендичанский | Даниил | 89% | 5 | + | + | 5 |
6 | Воробьев | Данила | | | | | |
7 | Гончаров | Данила | 78% | 5 | + | + | 5 |
8 | Иванова | Алина | | | | | |
9 | Ильина | Алиса | 100% | 5 | + | + | 5 |
10 | Имамов | Алим | 78% | 5 | + | + | 5 |
11 | Князев | Артем | 78% | 5 | + | + | 5 |
12 | Конжина | Дарья | 78% | 5 | + | + | 5 |
13 | Куныгина | Олеся | | | | | |
14 | Листова | Виктория | | | | | |
15 | Мартынов | Григорий | 100% | 5 | + | + | 5 |
16 | Мирян | Василина | | | | | |
17 | Мищенко | Анна | 100% | 5 | + | + | 5 |
18 | Никифорова | Маргарита | 78% | 5 | + | + | 5 |
19 | Папава | Афина | | | | | |
20 | Пименов | Ярослав | 78% | 5 | + | + | 5 |
21 | Приходько | Антон | 78% | 5 | + | + | 5 |
22 | Рыбакова | Нина | 100% | 5 | + | + | 5 |
23 | Рысин | Роман | 78% | 5 | + | + | 5 |
24 | Федотов | Владислав | 100% | 5 | + | + | 5 |
25 | Хорошилова | Полина | | | | | |
26 | Четверикова | Дарья | 89% | 5 | + | + | 5 |
27 | Шакалида | Арина | 100% | 5 | + | + | 5 |
28 | Шаповалов | Владислав | 89% | 5 | + | + | 5 |
29 | Шляпинтох | Дарья | 78% | 5 | + | + | 5 |