СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Синтез искусств: в театре, кино, на телевидении"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Искусство" в 9 классе  

Просмотр содержимого документа
«"Синтез искусств: в театре, кино, на телевидении"»

ГБОУ гимназия №397 Кировского района Санкт-Петербурга им. Г.В.Старовойтовой






Методическая разработка урока по искусству

в 9-м классе




Тема урока


«Синтез искусств: в театре, кино, на телевидении»


(Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» в различных видах искусств)





Авторы разработки

учитель ИЗО и искусства

Лютиков Антон Николаевич,

учитель музыки и искусства

Сачкова Светлана Капитоновна








Санкт-Петербург

2018


Конспект урока искусства

по программе «Искусство. Музыка» Е. Д.Критской, Г.П.Сергеевой.

(с применением ИКТ).

Тема:«Синтез искусств: в театре, кино, на телевидении» (Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» в различных видах искусств)




Вид урока:

Урок обобщения и систематизации знаний


Цель урока: Обобщить понятие синтеза искусств

Задачи урока:

- выявление особенностей взаимодействия разных искусств в театре, кино, на телевидении;

- закрепление представлений о видах и жанрах синтетических искусств (драматический спектакль, музыкальный спектакль, балет, музыкальный фильм, мюзикл, телешоу, видеоклип),

Формирование УУД:

личностных — анализ образного содержания художественных произведений, созданных благодаря синтезу искусств;

познавательных — формирование представлений о синтетических жанрах искусства, об их влиянии на зрителей, слушателей, читателей; коммуникативных — участие в дискуссиях о значении синтеза искусств в художественной культуре общества;

регулятивных — планирование учебных задач в процессе познания особенностей взаимодействия искусств, решение этих задач для освоения художественного материала, оценки его значимости для формирования понятий о видах, жанрах, стилях в искусстве прошлого и настоящего;

информационных — активный поиск информации по теме уроков

Методы:

- интеграция предметов «музыка», «изобразительное искусство», «литература», «история»;

- перспективы и ретроспективы;

- моделирование художественно-творческого процесса;

Форма:

- урок с применением ИКТ (использование сервиса Plickers, использованием иллюстраций, видео и аудио - фрагментов)

Ожидаемые результаты:

1 Личностные:

 у обучающихся будет  сформированы: мотивация к изучению предмета «искусство», умение  в процессе рефлексии проводить самооценку;

 обучающиеся научатся различать чувства, настроения, выраженные в произведениях искусства, развивать свое музыкально-эстетическое чувство;

 обучающиеся научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки, изобразительного искусства и литературы;


2. Метапредметные:

 обучающиеся  получат возможность самостоятельно устанавливать связи между различными видами искусства;

 в ходе урока обучающиеся продемонстрируют полученные знания по музыке, изобразительному искусству, литературе и истории.


3. Предметные:

 обучающиеся закрепят понятия: пространственные, временные и пространственно-временные виды искусств;

 обучающиеся получат представление о понятии: синтетические виды искусств.


Средства проведения мероприятия:


Аудитория: ученики 9 класса.

Урок «Синтез искусств: в театре, кино, на телевидении» (трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» в различных видах искусств) – это урок обобщения и систематизации знаний по теме 9 класса: «Воздействующая сила искусства».



Мультимедийное сопровождение урока:

1. Фрагменты балета «Ромео и Джульетта» музыка Сергея Прокофьева

2. Фрагменты музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта» Дмитрия Кабалевского

3. Фрагменты киноверсии мюзикла «Вестсайдская история» режиссеры Роберт Уайз и Джером Роббинс, музыка Леонарда Бернстайна

4. Фрагменты кинофильма «Ромео и Джульетта», режиссер Франко Дзеффрелли, музыка Нино Рота

5. Видеоклип к французской версии мюзикла «Ромео и Джульетта» Джерома Пресгурвика

6. Фрагменты телеспектакля Анатолия Эфроса «Ромео и Джульетта»

7. Эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Ромео и Джульетта» Александры Экстер

8. Фрагменты кинофильма «Вам и не снилось…» режиссер Илья Фрэз, музыка Алексея Рыбникова

9. Фрагмент увертюры - фантазии «Ромео и Джульетта» Петра Чайковского

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, мобильный телефон учителя, карточки Plickers

Список литературы:

  1. Афонин В. Н. Репетируем Шекспира («Ромео, Джульетта… и другие»)

  2. Коваленко Г. Ф.  Александра Экстер: Путь художника. Художник и время: [Альбом] /. — М.: Галарт 1993. — 287 с.

  3. Сайт, посвященный экранизациям Ромео и Джульетты: интервью, актёры.

  4. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство: учебник для общеобразовательных организаций/ 4-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 2014 – 120-121с.










Технологическая карта урока


п/п


Этапы урока


Результат этапа


Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.


Организационный

момент

(1 мин.)


Готовность к уроку (контроль,

взаимоконтроль).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку


Самоконтроль готовности.









2.


Тест по видам искусств

(10 мин.) [1]

Углубление и систематизация знаний по синтезу искусств


Определение границ знания и незнания.

Демонстрирует вопросы и варианты ответов на экране

При помощи карточек plickers отвечают на вопросы теста

3.

Решение педагогических задач

(25мин.)

Новые знания:

Взаимосвязь видов искусств в синтетических жанрах

Анализ просмотренных видео, изобразительных материалов с точки зрения взаимодействия видов искусств

Демонстрирует фрагменты произведений различных видов искусств, созданных на основе трагедии Шекспира «Ромео Джульетта».

Задает вопросы в процессе демонстрации и сообщает интересные факты из истории создания этих произведений

Анализируют просмотренные видео, изобразительные материалы с точки зрения взаимодействия видов искусств. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают ответы друг друга.

4.

Закрепление. Домашние задание


Индивидуальный просмотр произведения синтетического жанра по выбору учащихся

Закрепление знаний, полученных на уроке. Анализ и обобщение просмотренного материала с целью выполнения домашнего задания

Объясняет последовательность выполнения домашнего задания.

Выполнение эскиза декораций или костюмов к любому из синтетических видов искусств (по выбору).


5.

Оценка

(3 мин.)


Выставленные оценки за тест + оценка анализа и ответов на вопросы

Повышение мотивации, интереса к предмету, самовыражению и творчеству.    


Демонстрирует на экране оценки за тест. Предлагает учащимся оценить работу на уроке.

Дают самооценку. Оценивают ответы друг друга.

6.

Итог.

Рефлексия деятельности

(2 мин.)


Умение оценить урок.

Оценка урока.

Благодарит за урок

















Ход урока: «Синтез искусств в театре кино и на телевидении»

С.К.: На прошлых уроках искусства вы познакомились с различными видами искусств.

Вспомните и назовите их.

Ученики: музыка, изобразительное искусство, архитектура и т.

Тест

А.Н.: Сейчас мы с вами поиграем и вспомним классификацию видов искусств.

В вопросе о самодостаточности – пояснение:

А.Н.: Не самодостаточные искусства – синтетические


Слайд 1

А.Н.: Спасибо, ребята, результаты теста вы узнаете в конце урока [1],.

С.К.: Но у вас есть возможность в течении урока проявить себя и заработать дополнительные баллы.


Слайд 2

С.К.: Теперь давайте поговорим о синтезе в массовых общедоступных искусствах.

А.Н.: Поговорим, используя в качестве основного связующего лейтмотива литературное произведение одного из величайших писателей.



Слайд 3

А.Н.: Чей портрет?

Ученики: Шекспира.

А.Н.: О каком литературном произведении идет речь?

Ученики: Ромео и Джульетта.



Слайд 4

С.К.: Совершенно верно: Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта».

Знакома ли вам музыка, которая сейчас звучит?

Кто ее написал?

Ученики: Кабалевский.

С.К.: Это «Музыкальные зарисовки к спектаклю «Ромео и Джульетта» Д.Б. Кабалевского, фрагмент называется «Встреча Ромео и Джульетты»


Слайд 5

А.Н.: Какие виды искусств представлены на этом слайде?

Ученики: Живопись, скульптура, музыка, архитектура.

А.Н.: Можно ли их назвать самодостаточными и почему? Что здесь лишнее с этой точки зрения?

Как вы думаете, где можно видеть эту скульптуру и балкон?

Ученики: Можно.

Существуют сами по себе.

Архитектура – синтетический вид искусства. В Вероне.


Слайд 6

С.К.: В каких пространственно-временных искусствах присутствует синтез литературы, музыки и изобразительного искусства?

Ученики: Кино, театр, балет и т.д.

С.К.: Давайте посмотрим фрагмент фильма.


Слайд 7

С.К.: Кто автор музыки?

Ученики: Нино Рота

А.Н.: Какие виды искусств здесь представлены и сосуществуют?

Ученики: Музыка, изобразительное искусство и т.д.

А.Н.: Какую эпоху представляют костюмы?

Ученики: Средние века, Возрождение.

Слайд 8

С.К.: Перед вами фрагмент другой экранизации трагедии «Ромео и Джульетта». Фрагмент тот же: бал и знакомство главных героев.

Что здесь схожего с предыдущим фрагментом? Какие есть различия?

Ученики: Осовременено, сюжет близкий к литературному источнику и т.д.

Слайд 9

А.Н.: Какой художественный прием применили авторы спектакля?

Ученики: Гротеск, пантомима.

А.Н.: Вы, наверное, обратили внимание, что один из персонажей – юноша, одетый в женское платье? Как вы думаете, почему?

Ученики: В средневековье, в театре, женские роли играли мужчины.

С.К.: Теперь посмотрим еще один фрагмент.

Слайд 10

С.К.: Какой это жанр?

Ученики: Балет

С.К.: Кто автор музыки?

Как называется этот музыкальный фрагмент?

Ученики: Сергей Прокофьев, «Танец рыцарей».

А.Н.: Какие искусства здесь задействованы?

Какую эпоху иллюстрируют костюмы?

Ученики: Музыка, танец, изобразительное искусство. Возрождение

Слайд 11

А.Н.: Декорации Александры Экстер.

Задача художника-декоратора, художника по костюмам состоит в создании визуального сопровождения постановки, что делает его одним из важнейших людей на сцене или съемочной площадке.


Слайд 12

А.Н.: Посмотрите насколько музыкальны эскизы костюмов.

Какие средства выразительности общие для музыки и изобразительного искусства здесь использованы?

Ученики: Ритм


Слайд 13

А.Н.: Можно ли отнести модные сегодня различные телешоу на телевидении к синтетическим жанрам?

Кадры из какого шоу сейчас на экране?

Ученики: «Ледниковый период».

А.Н.: В чем выражается синтез искусств в этом шоу?

Ученики: Костюмы, танец, музыка.

С.К.: Какие музыкальные шоу вы знаете?

Ученики: «Голос», «Точь-в точь», «Синяя птица» и т.д.


Слайд 14

С.К.: Для рекламы или анонса постановки, или фильма используют «дробный» монтаж фрагментов этого фильма.

Как называется этот вид синтетического искусства?

Ученики: Видеоролик, видеоклип.


Слайд 15

Видеоролик «Les rois du monde»

А.Н.:

Какие виды искусств здесь представлены?

Если сравнить с классическими постановками, что изменилось?

Ученики: Осовременено, хореография, музыка, костюмы ….

Слайд 16

А.Н.: Какой синтетический жанр рекламирует просмотренный видеоролик?

Ученики: Мюзикл

С.К.: Какие мюзиклы вы знаете?

Ученики: «Вестсайдская история», «Норд Ост», «Нотр Дам», «Призрак оперы» и т. д


Слайд 17

С.К.: Какой это жанр?

Ученики: Мюзикл, «Вестсайдская история».

С.К.: Вспомните, кто автор музыки?

Ученики: Бернстайн

А.Н.: Синтез каких видов искусств здесь представлен?

Ученики: Вокал, музыка, костюмы ….

Слайд 18

А.Н.: Итак, вы познакомились сегодня с новыми видами синтетических искусств. Какими?

С.К.: Как вы думаете, кто лучше и больше отвечал на поставленные вопросы и активно участвовал в уроке? (самооценка) [1]

А.Н.: Оценки за тест: 25 - 49% - 3; 50 - 74% - 4; 50-100% - 5.

Хорошо вы поработали сегодня!


Слайд 19

С.К.: Ну а теперь домашнее задание

Послушайте фрагменты музыкальных спектаклей (опера, балет, мюзикл). Посмотрите киноверсию одного из них.

А.Н.: Создайте эскизы костюмов главных действующих лиц одного из спектаклей.


Слайд 20

А.Н. Сегодняшний урок хотелось бы закончить одной из киноверсий, посвященной современным Ромео и Джульетте

С.К.: Возможно, вы знаете, как называется фильм, кто автор музыки?

Ответы: Рыбников, «Вам и не снилось».

С.К.: Автором каких рок-опер является Рыбников?

Ученики: «Юнона и авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».


Урок закончен, всем спасибо!



[1] Результаты тестирования и самооценки учащихся



Plickers

Оценка

Работа на уроке

Самооценка

Оценка

1

Антипов

Михаил - Георгий

78%

5

+

+

5

2

Бакланов

Богдан

67%

4

+

+

5

3

Белова

Арина






4

Березанцев

Дмитрий

78%

5

+

+

5

5

Вендичанский

Даниил

89%

5

+

+

5

6

Воробьев

Данила






7

Гончаров

Данила

78%

5

+

+

5

8

Иванова

Алина






9

Ильина

Алиса

100%

5

+

+

5

10

Имамов

Алим

78%

5

+

+

5

11

Князев

Артем

78%

5

+

+

5

12

Конжина

Дарья

78%

5

+

+

5

13

Куныгина

Олеся






14

Листова

Виктория






15

Мартынов

Григорий

100%

5

+

+

5

16

Мирян

Василина






17

Мищенко

Анна

100%

5

+

+

5

18

Никифорова

Маргарита

78%

5

+

+

5

19

Папава

Афина






20

Пименов

Ярослав

78%

5

+

+

5

21

Приходько

Антон

78%

5

+

+

5

22

Рыбакова

Нина

100%

5

+

+

5

23

Рысин

Роман

78%

5

+

+

5

24

Федотов

Владислав

100%

5

+

+

5

25

Хорошилова

Полина






26

Четверикова

Дарья

89%

5

+

+

5

27

Шакалида

Арина

100%

5

+

+

5

28

Шаповалов

Владислав

89%

5

+

+

5

29

Шляпинтох

Дарья

78%

5

+

+

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!