Специальная индивидуальная программа развития ученицы, имеющей ТМНР Составила учитель высшей кат. Крылова И.В. Структура программы | Стр. |
1. Индивидуальные сведения о ребенке | 2 |
2. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года | 2-3 |
3. Индивидуальный учебный план | 3-4 |
4. Условия реализации потребности в уходе и присмотре | 4 |
5. Содержание образования: | 4-8 |
5.1. Базовые учебные действия | 8 |
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов | 9-23 |
5.3. Нравственное развитие | 23-24 |
5.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | 24 |
5.5. Внеурочная деятельность | 24-25 |
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР | 25 |
7. Программа сотрудничества с семьей | 25-26 |
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов | 26-28 |
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения | 28-29 |
1. Индивидуальные сведения о ребенке
ФИО ребенка: …………….
Возраст ребенка: ……..г. р.
Место жительства: ……….
Мать: ………..
Отец: ……….
Год обучения во …..: 1
Ступень обучения: 1
Группа (особые потребности): 2
2. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
…….поступила в школу-интернат 1 сентября 2017 года. ПМПК выявила у девочки тотальное недоразвитие высших психических функций выраженной степени. Тотальное недоразвитие познавательной активности. Выраженное нарушение функций опорно-двигательного аппарата. Имеющиеся знания, умения и навыки грубо отстают от возрастной нормы. Речь отсутствует. По заключению школьной ПМПК была принята в 1 класс на индивидуальное обучение. До поступления в школу девочка не посещала детский сад. Э…… воспитывается в полной семье. Семья проживает в собственной квартире. Мама не работает.
Ситуацию обследования …….не понимает. Не понимает обращенную речь, не соотносит себя с именем, но эмоционально реагирует на интонацию говорящего с ним: улыбается. Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Ей не нравится, когда окружающие взаимодействуют с ней: тактильные прикосновения, игры-взаимодействия. Активная речь не развита.
Реакции на неудачу могут быть неадекватные (обида, негативизм). Наблюдались импульсивные вспышки (плач, вой, крики).
Действия нецеленаправленные, привлекает все яркое. Испытывает затруднения в сосредоточении. У девочки преобладают манипулятивные действия. Мелкая моторика развита недостаточно. Рисунок на стадии каракулей. Ручкой не владеет, строчку не «видит». Пространственные характеристики не сформированы. Не различает правую/левую руку на себе. Предлоги не понимает. На листе бумаги не ориентируется. Временные характеристики не сформированы.
У …….наблюдается сниженная работоспособность. Темп деятельности скачкообразный. Самоконтроль недоступен. Санитарно-гигиенические навыки развиты недостаточно, требуется помощь взрослого.
Навыки самообслуживания не сформированы. Одевается и раздевается с помощью мамы. Не различает лицевую и изнаночную стороны одежды, левый и правый предметы обуви. Необходим контроль над внешним видом. Помощь требуется при заправлении и выворачивании одежды, застегивании пуговиц, молнии, завязывании шнурков.
Ест с помощью мамы, часто заглатывает большие куски пищи. Девочке необходима полная помощь.
Приоритетные области и предметы для педагогической работы:
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация.
2. Математические представления.
3. Человек.
4. Окружающий социальный мир.
5. Окружающий природный мир.
7.Изобразительная деятельность
8. Предметно-практическая деятельность.
9. Музыка и движение.
10. Адаптивная физкультура.
11. Коррекционно-развивающие занятия.
3. Индивидуальный учебный план на ……..учебный год
Образовательные области | Учебные предметы | Кол-во ч. в неделю |
1. Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 1 |
2. Математика | 2.1. Математические представления | 1 |
3. Окружающий мир | 3.1.Окружающий социальный мир 3.2. Окружающий природный мир 3.3. Человек | 1 1 1 |
4. Искусство | 4.1. Музыка и движение 4.2. Изобразительное искусство | 0,5 0,5 |
5. Физическая культура | 5.1. Адаптивная физкультура | 1 |
6. Технологии | Предметно-практическая деятельность | 1 |
7. Коррекционно-развивающие занятия | 7.1. Занятия с психологом 7. 2. Занятия с логопедом | 0,5 0,5 |
Итого | 9ч |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
В уходе и присмотре нуждается.
5. Содержание образования
5.1 Предметные области (учебные предметы):
Язык и речевая практика.
Речь и альтернативная коммуникация:
Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.
Описание возможных результатов обучения:
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными.
- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.).
2) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
Математика.
Математические представления:
Цель: формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.
Описание возможных результатов обучения:
- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;
- ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты;
- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под)
«Окружающий мир».
Человек:
Цель: Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Описание возможных результатов обучения:
- представления о собственном теле
- распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
- отнесение себя к определенному полу
- умение определять «моё» и «не моё», выражать свои потребности
- формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым
- умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой)
- умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться с прямой помощью взрослого, формировать навыки самостоятельного принятия пищи, умения пить из поильника, проситься в туалет и выполнять гигиенические процедуры
- сообщать с использование средств альтернативной коммуникации о последовательности режимных моментов.
Окружающий социальный мир:
Цель: Формирование коммуникативных навыков для социализации в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Описание возможных результатов обучения:
- адекватные манипуляции с предметами
- по указанию взрослого формировать возможные адекватные действия с учебными предметами
- представление о классной комнате, столовой, туалетной комнаты и расположенных в них предметах и объектах
- формирование навыков приветствия с взрослым
Искусство.
Музыка и движение:
Цель: Эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.
Описание возможных результатов обучения:
- умение различать и показывать доступные ребенку простые детские музыкальные инструменты
- умение воспринимать музыку, эмоционально реагировать на нее
- выполнение доступных ребенку движений под различный ритм музыки
Изобразительная деятельность:
Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.
Формирование прослеживающей функции глаза, развитие кожно-мышечного анализатора, тактильных ощущений, слухового, зрительного восприятия, развитие специфических манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины, формы. Развитие способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме.
Описание возможных результатов обучения:
- формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности
- умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности
- получение положительных эмоций от изобразительной деятельности
- формирование доступных сенсорных эталонов
Физическая культура.
Адаптивная физкультура:
Цель: Повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Описание возможных результатов обучения:
- формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по подражанию, совместно со взрослым;
- формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого;
- формирование умения ползать по ковровой дорожке, сохраняя целенаправленность движений.
Коррекционно – развивающие занятия.
В коррекционно-развивающие занятии включены основные направления:
- коррекция нарушений речи – 0,5 час,
- развитие общей моторики и мелкой моторики – 0,5 час.
Описание возможных результатов обучения:
- понимание обращенной речи, учебных инструкций;
- подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога по подражанию;
- использование по назначению доступных учебных предметов;
- умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия.
5.1. Базовые учебные действия
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
выполнение задания: в течение определенного периода от начала до конца | | |
переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | | |
последовательное выполнение нескольких заданий | | |
сигнализирование учителю об окончании задания | | |
выполнение действия по сигналу | | |
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация |
Коммуникация | | |
Установление контакта | | |
- обращение по имени к собеседнику | | |
- приветствие собеседника в ответ на его приветствие: | | |
Поддержание контакта | | |
- выражение своих желаний («Дай») | | |
- выражение просьбы о помощи («Помоги») | | |
- выражение согласия: жестом (кивок головы) словом («Да») | | |
- выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону) словом («Нет») | | |
Завершение контакта | | |
- прощание с собеседником: жестом (помахать рукой) словом («Пока») | | |
Развитие речи | | |
Устная речь | | |
Импрессивная речь | | |
- понимание имен: педагогов класса учащихся класса | | |
- понимание названий предметов по темам: «Семья» «Игрушки» «Овощи» «Фрукты» «Одежда» | | |
- понимание названий действий | | |
- понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит. Он спит и др.) | | |
Экспрессивная речь | | |
- употребление отдельных звуков (а, у и др.) | | |
- употребление звукоподражаний животным | | |
- употребление простых слов (дай и др.) | | |
- называние своего имени | | |
- употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.) | | |
Математические представления |
Количественные представления | | |
- нахождение одинаковых объектов: | | |
| | |
| | |
- различение множеств | | |
| | |
| | |
| | |
Пространственные представления | | |
- составление упорядоченного ряда из однородных предметов | | |
- составление предмета (изображения): | | |
| | |
| | |
Представления о форме | | |
- группировка предметов по форме | | |
-различение предметов по форме | | |
- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами | | |
Представления о величине | | |
- группировка предметов по величине | | |
-различение предметов по величине | | |
Окружающий природный мир |
Животный мир | | |
- различение диких животных: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
- различение домашних животных: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Растительный мир | | |
- различение отдельных фруктов: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
- различение отдельных овощей: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Человек |
Самообслуживание | | |
Прием пищи | | |
- еда вилкой | | |
Обращение с одеждой и обувью | | |
Раздевание | | |
- снятие отдельных предметов одежды: | | |
| | |
| | |
- расстегивание: | | |
| | |
| | |
Одевание | | |
- застегивание: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
- надевание предмета одежды: | | |
| | |
| | |
| | |
Туалет | | |
- сообщение о желании сходить в туалет | | |
- пользование туалетной бумагой | | |
Гигиена тела | | |
Уход за полостью рта | | |
- чистка зубов | | |
- полоскание полости рта | | |
- соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой намачивание щетки выдавливание зубной пасты на зубную щетку | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Уход за волосами | | |
- расчесывание волос | | |
Представление о себе | | |
- различение частей тела: рука нога туловище живот голова шея волосы уши | | |
- различение частей лица: нос рот глаза брови зубы язык | | |
Окружающий социальный мир |
- узнавание предметов одежды: куртка брюки шапка шарф свитер футболка | | |
- узнавание предметов обуви: сапоги ботинки кроссовки тапки сандалии | | |
- узнавание предметов мебели: стол стул шкаф кровать диван | | |
- узнавание учебных принадлежностей: кисточка краски карандаши пластилин бумага ножницы шило коврик доска | | |
- узнавание предметов посуды: кружка тарелка ложка вилка нож кастрюля чайник | | |
- узнавание предметов бытовой техники: телевизор утюг холодильник компьютер | | |
Музыка и движение |
- узнавание музыкальных инструментов по звучанию: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
- различение тихого и громкого звучания музыки | | |
Игра на музыкальных инструментах | | |
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Движение под музыку | | |
- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
- выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка) | | |
- соблюдение последовательности простейших танцевальных движений | | |
- ведение хоровода | | |
Изобразительная деятельность |
Рисование | | |
Приемы работы с карандашом и кистью | | |
- соблюдение последовательности действий при работе с красками: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Рисование основных элементов | | |
- рисование точек | | |
- соединение точек | | |
- рисование линий | | |
| | |
| | |
Предметное рисование | | |
- рисование контура предмета: | | |
| | |
| | |
Выполнение работы в контуре | | |
- закрашивание внутри контура | | |
Лепка | | |
Подготовка материала к работе | | |
- разминание материала | | |
Деление на части | | |
- отрывание куска материала от целого куска | | |
- откручивание куска материала от целого куска | | |
Придание формы | | |
- катание шарика | | |
- катание колбаски | | |
- выдавливание формы формочками | | |
Видоизменение формы | | |
- сгибание колбаски в кольцо | | |
Аппликация | | |
Работа с бумагой | | |
- сминание бумаги | | |
- разрывание бумаги | | |
Работа с клеем | | |
- намазывание всей поверхности клеем | | |
Работа с шилом | | |
- выкалывание шилом по контуру | | |
Составление аппликации | | |
- сборка изображения объекта из нескольких деталей | | |
Адаптивная физкультура |
Физическая подготовка | | |
Общеразвивающие упражнения | | |
- вдох и выдох через рот | | |
- вдох и выдох через нос | | |
- сжимание и разжимание кистей рук | | |
- одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой | | |
- круговые движения кистью | | |
- круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» | | |
- наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения. | | |
- броски мяча двумя руками: | | |
- ловля мяча двумя руками | | |
Предметно-практические действия |
Действия с материалами | | |
- разминание материала (тесто, пластилин) | | |
- сминание материала (бумага) | | |
- разрывание материала (бумага) | | |
- переливание материала (вода) двумя руками из одной емкости в другую | | |
- пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую | | |
- наматывание нити на клубок (шпагата, шерстяной нити) | | |
Действия с предметами | | |
- сжимание предмета: мокрая губка прищепка пинцет | | |
- нанизывание предметов на нить | | |
- вставление предметов (мелких деталей мозаики в отверстия) | | |
- вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок) | | |
- закрывание предмета: коробок банок (с капроновыми крышками) | | |
6.3. Нравственное развитие
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);
Умение выражать свои желания, делая выбор;
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.
5.4. Формирование экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни.
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
Безопасное поведение в окружающей среде.
5.5. Внеурочная деятельность
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
День знаний | присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, участие в работе станций | |
Новогодний праздник | подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток; участие в новогоднем празднике | |
Масленица | подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии | |
Пасха | подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, оформление холла | |
Игра | игры с мячом, настольные дидактические игры "Лото", "Домино", игры в сенсорной комнате, подвижные игры в спортивном зале | |
Прогулки на улице | игры с мячом, экскурсия в лес, парк | |
Последний учебный день | присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке | |
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Учитель надомного обучения, логопед, психолог, воспитатели.
Учитель ____________________________
Логопед: ___________________________
Психолог: ____________________________
Родители: ___________________________
________________________
16