Система человеческих ценностей и авторский взгляд на мир в повести А.Г. Алексина «Добрый гений».
Цель нашего исследования – понять, какие человеческие ценности автор считает непоколебимыми и вечными, определить своеобразие его взгляда на мир.
Герои рассказов и повестей Анатолия Георгиевича Алексина живут напряженным ритмом сердца. Исключительная особенность его произведений – редкое сочетание драматизма, пронзительной искренности и нравственной бескомпромиссности.
Система человеческих ценностей неизбежно связана с проблематикой произведения.
Под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать область осмысления писателем отраженной реальности. Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлены размышления и переживания писателя. На уровне проблематики читателю как бы предлагается диалог, подвергается осмыслению та или иная система ценностей, ставятся вопросы, приводятся художественные аргументы «за» и «против» той или иной жизненной позиции. Это неповторимый авторский взгляд на мир. Очень плодотворна идея известного литературоведа М.М. Бахтина о диалоге между автором и читателем. Нет двух крупных писателей, произведения которых совпадали бы по своей проблематике. Своеобразие проблематики – своего рода визитная карточка автора. Анатолий Георгиевич Алексин всегда современен, потому что обращается к вечным проблемам: ответственности человека за свои поступки, проблеме нравственного выбора в сложных, неоднозначных ситуациях, проблеме отцов и детей. Все эти нравственные проблемы актуальны, пока человек живет среди людей, ищет свое место под солнцем, хочет быть счастливым.
Повесть «Добрый гений» - произведение сложное, неоднозначное, поднимающее важнейшие морально-этические вопросы.
«Я не отвожу глаза в сторону от своих воспоминаний. Ни от всего того, что я наконец поняла. Наконец и до конца». Какое же горькое прозрение суждено пережить нашей героине на склоне лет? Разочаровываться в людях всегда тяжело, вдвойне тяжелее сознавать, что заложником собственной слепоты становятся самые близкие, твой сын. Ангел, «добрый гений» оказывается бездушным, жестоким оборотнем, легко предающим всех, кто становится на его пути. Речь идет о невестке героине, той очаровательной, умной, талантливой девочке, которая «ворвалась» непрошено в ее ясную жизнь. Авторские характеристики Алексина не просто точны, они как самый беспристрастный медицинский диагноз: «Лидуся уже в детстве умела придавать логичность и естественность даже самым неестественным поступкам, если они приносили ей успех. Я еще не могла догадаться, что эти ее качества определят со временем качество всей моей жизни». Вот психологический портрет юной героини, созданный воображением проницательного читателя: быть всегда в центре внимания, крайняя избалованность и нетерпимость к чужим слабостям, не по-детски жесткий характер. «Натолкнувшись на лидусин характер, премьеры и премьерши детского сада подавали в отставку». «Я поняла, что подобный характер способен создавать на младенчески безмятежных дорогах аварийные ситуации.» «Годы ее еще только начались, а она умела подчинить себе и тех, у кого они были уже на исходе». Алексин непревзойденный мастер «нравственных» метафор, придающих повествованию психологический накал. Суть таких натур – безраздельное, безоговорочное подчинение своей воле, лишение близких права на собственное пространство. Но попадал человек в плен лидусиной сети не прямо, а незаметно, под видом любви и заботы о нем же, непрактичном, слабом. Всю опеку и заботу Лидуся обрушила на Валерия, единственного сына героини. «Она была полна не мечтаний, а замыслов, которые планомерно осуществляла». Как же реагировал на это Валерий? Сначала полностью подчинялся, потом неохотно уступал, затем взбунтовался. Это страшно, когда деспотизм, не знающий меры, замаскирован под личину благоденствия. Властвовать над человеком безраздельно – значит лишить его своей индивидуальности, унизить, обезличить.
Лидуся еще в детском саду открыла музыкальный талант Валерия, и этот талант должен был принадлежать только ей. Она решила сделать из своего «подопечного» великого певца (благо способности у мальчика были прекрасными). Юная героиня идет на все, чтобы добиться своей цели. Она готова использовать людей, манипулировать ими, надевать лицемерные ангельские маски. Она ни на секунду не задумывается о том, что в своих «благих» порывах кому-то приносит боль. Ее успех, престиж, слава – вот что важно. Когда старенькая учительница вокала Мария Теодоровна дает совершенно бесплатно Валерику уроки, Лидуся – сама любезность, когда же учительница смертельно заболевает, юная музыкантка просто забывает о ней, как о ненужной вещи, не считая нужным даже навестить старушку. Более того, запрещает это делать и Валерию, к счастью, тот оказывается настоящим мужчиной, не прислушивается к настоятельным советам своего «доброго гения». Лида совершенно искренне упрекает своего будущего мужа в излишней, ненужной доброте и щедрости, считая, что сих добродетелей достоин лищь тот, кто полезен, и не стоит зря растрачивать лучшие тайники своей души, - это недальновидно и глупо.
Когда же к матери Валерия приходит горькое прозрение?
Став известным дуэтом, молодые супруги собираются на гастроли, но вот незадача: у мамы Валерия тяжелая форма диабета, и здоровье неотвратимо ухудшается с каждым днем. Сын отказывается оставить мать, несмотря на все ее уговоры, поставив тем самым под угрозу престижные гастроли. Маски сброшены: вместо предельно заботливой, ангельски нежной Лидуси – злобная фурия, расчетливая, бездушная карьеристка, готовая переступить даже через близких людей. Старая мать запоздало винит себя в нравственной слепоте, не распознала за ангельской маской ханжу и лицемерку. «Следуй за ней,» - советовала я сыну. Даже самая мудрая и любящая мать во имя благополучия своего ребенка может быть слепа. Бездушие, черствость, лицемерие неистребимы, они скрываются под маской «добрых гениев», их так нелегко распознать. А защита от них только одна – вовремя понять их суть, сорвать лживую маску, не дать искалечить собственную судьбу и судьбу своих близких. Сложно? Безусловно. Мудрый автор дает своему читателю суровый урок, урок – предостережение, урок жизненной правды, жестокой, но правды. Трагический конец повести закономерен: мать умирает, остается только надеяться на полное душевное прозрение Валерия, распознавшего «волка в овечьей шкуре». Авторский взгляд на мир у Алексина сложен и лишен менторской прямолинейности – но одно очевидно: дети не должны предавать своих родителей.
Полные душевной боли и жизненной правды строки А.Г. Алексина рождают поэтические строки:
В безжизненной руке – беспомощный листок.
Ты понял все, родной, благодарю, сынок!
Прозрение души – заточенный клинок!
Его не отвратить,
Какая это боль – бездушную любить…
Вопросы к занятию по творчеству А.Г.Алексина «Добрый гений».
Какие рассказы А.Г.Алексина вы читали, к каким проблемам обращается мудрый и добрый автор?
Как вы понимаете само выражение «добрый гений», ставшее названием рассказа?
В прямом или переносном значении употреблено это выражение в качестве названия?
В чем особенности композиции рассказа?
Почему прозрение к нашей героине, от лица которой ведется повествование, приходит слишком поздно?
Приведите примеры из текста рассказа, помогающие создать психологический портрет Лидуси?
Имеет ли право один человек, очень сильный, талантливый, целеустремленный, подчинять своей воле других людей? Приведите примеры эпизодов внутренней тирании Лидуси.
Нравственная суть юной героини – деспотизм, замаскированный под личину благоденствия? Согласны ли вы с этим утверждением?
Можно ли назвать поступки Лиды искренними? Обоснуйте свои суждения.
Нравственная сущность Лидуси и Валерия одна и та же? Обоснуйте свои суждения.
Закономерен ли трагический конец рассказа? Как характеризуют Лидусю слова: «Ты опять между мной и своей матерью выбрал ее».
Что нужно для того, чтобы быть счастливым?
Урок внеклассного чтения по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа» в 6 классе. В уроке использованы приемы смыслового чтения:
1. Работа с названием произведения.
2. Чтение с остановками.
3.Кластер
4.Синквейн.
Работа с названием рассказа играет немалую роль в предтекстовой деятельности, выдвижение учениками гипотез и ответы на вопросы на предвосхищение развивает творческую интуицию и воображение.
Чтение с остановками относится к текстовой деятельности. Это эффективная стратегия, которая применяется при чтении различных типов текстов, в том числе и художественных. Ее цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с реальным содержанием текста. Вопросы к тексту будут «открытыми», требующими рассуждения, формулирования своей точки зрения: Почему? Зачем? Каким образом?
Кластер(гроздь с фран-го) – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди. Кластер – графический прием систематизации материала. В центре тема или идея, а вокруг крупные смысловые единицы, от крупных отходят более мелкие (ключевые выражения, ключевые слова, художественные детали). Очень важным этапом является презентация кластеров. Цель – не только систематизировать материал, но что еще важнее установление причинно-следственных связей текста.
Синквейн – это творческая работа, состоящая из пяти нерифмованных строк.
1 – существительное; 2 – два прилагательных; 3 – три глагола, описывающие действия в рамках темы (героя); 4 – фраза, несущая определенный идейный смысл; 5 – Существительное, ассоциативно связанное с первым словом-образом.
Итак, рассказ называется «Бумажная победа». Странное название не правда ли?
П: как вы думаете, почему Улицкая так называет эту поучительную, трогательную историю? Ваши гипотезы, предположения…(Ученики предлагают разные версии: фабрика выпустила большое кол-во бумаги для печатания важных листовок, раньше русичи писали на бересте, а после изобретения бумаги стало развиваться книгопечатание…и т.д.) Учитель фиксирует все эти версии на доске, мы к ним обязательно вернемся на определенном этапе урока, подчеркнув метафорический, символический смысл названия рассказа.
А теперь обратимся к тексту замечательного рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа».
1. Читаем со слов: «Когда солнце растопило черный зернистый снег…» до слов: «…делало Геню очень несчастным человеком»
П: Как вы считаете, что из всех перечисленных бед делало Геню очень несчастным человеком? ( безотцовщина, мальчик не знает, кто его отец, это вызывает презрение тех ребят, у которых отцы погибли на фронте)
П: Сформулируйте основную мысль этого отрывка. ( Нелегко быть самым несчастным…
2. Читаем со слов: «Итак, он вышел во двор…» до слов « наискосок переходила двор.»
Найдите в этой части текста две очень ярких детали: одну портретную (шерстяная лыжная шапочка с поддетым под нее платком) и пейзажную («голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой»)
П: Как вы думаете, есть между этими совершенно разными деталями какая-то связь? Может быть, психологическая? (антитеза) Весна со своим всепобеждающим теплом и смешная, нелепая шапочка с платком.
П: Как вы думаете, какие чувства испытывает Геня, выйдя во двор? (замешательство, стыд, он хорошо знает, что ребята сейчас будут издеваться над ним )
Вот он его Величество Подтекст – тот важный смысл, таящийся между строк. И почувствовать его наша задача.
3.Читаем со слов: «Первый ком земли …..до слов «…лежала у нее на плече»
П: Нелепый, беззащитный, болезненный и одинокий Генька и ловкий, дерзкий, Женька Айтыр. Вот только одна деталь настораживает: Женька, безусловный лидер, самоутверждается за счет слабого Геньки, благородно ли это? (ребята приходят к мнению, что это герои антиподы.)
П: А как вы думаете изменится ли авторское отношение к Женьке на протяжение рассказа? (вопрос предтекстовой) Ученики в своих рассуждениях приходят к выводу, что читатель увидит Женьку совсем иными глазами, иначе бы исчезла интрига в рассказе.
П: Какова же главная мысль этого смыслового отрывка? (Позорное бегство несчастного Гени). Ученики выделяют ключевые слова: презрение, страх, издевательство, изгой, сострадание, сочувствие и т.д.
4. Читаем со слов: «Вечером, за столом…»
П: Как вы думаете, что ответила мама на слова бабушки: «Почему его всегда обижают?» (вопрос предтекстовой). Ученики выдвигают свои гипотезы. (Надо уметь постоять за себя, заняться спортом, надо поговорить с родителями этих ребят)
П: «Надо пригласить их на день рождения Гении. Устроить настоящий детский праздник».
Почему мама принимает такое решение? Ваши гипотезы. Ученики высказывают свои предположения.
П: Сформулируйте главную мысль этого отрывка. Можно в виде вопроса.
Мама принимает мудрое решение?
5.Читаем текст со слов: « Прошло две недели…до слов «ставить тесто».
П: Как вы думаете, почему на предложение пригласить на день рождения ребят, Генька категорически отказывается это делать? (страх быть в очередной раз униженным, но уже у себя дома, а это еще обиднее и больнее. Ребята не поймут его жизнь, они «чужие»). Можно предложить ученикам придумать внутренний монолог Гении, в котором бы прозвучали эти мысли.
6.П: Продолжите предложение: «Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые…(кто? Как вы думаете?) Ученики подбирают разные слова: одноклассники, ребята,…(Улицкая пишет «враги». Это очень важная психологическая деталь. В слове «враги» сосредоточена целая бездна ненависти, это очень экспрессивное слово. И это восприятие своих «гостей» Геней. Читаем текст дальше.
П: Как мы можем озаглавить эту смысловую часть?
Великий мастер бумажного искусства.
Читаем отрывок со слов « Геня крутил»….до слов «за остальными».
П: Что испытывает мальчик за праздничным столом? Какая психологическая деталь выдает Геню? (потные ладони).
П: Почему после, казалось бы, невинных слов бабушки «Генечка, может, тоже нам поиграет?» Геня побледнел. (Мальчик прекрасно понимает, что его игра может спровоцировать злобные шутки и смех «гостей», что он будет не понят и вновь с позором отвержен.
Читаем эпизод дальше до слов: «Ну, хватит музыки…»
Почему же никто из ребят вопреки опасениям Гени не смеялся и не куражился?
(Дворовые ребятишки, многие из которых никогда не видели пианино, заворожены чудесной музыкой Бетховена, даже забыв про вожделенное угощение).
П: Какое чувство впервые испытывает Геня во время игры мамы? (необъяснимое чувство гордости и радости: ребята поняли и приняли то, что дорого ему.)
П: Какова основная мысль этого отрывка? ( Великая сила искусства и мастерство исполнителя совершают чудо: дети впервые в жизни попадают в волшебный мир бессмертной музыки).
Читаем последний эпизод со слов « Ну, хватит музыки» до конца.
П: Случайно ли мама обратилась к сыну с предложением сделать девочкам фанты? (Мудрая мама знает о таланте сына, о его чудесном умении создавать «бумажное чудо, она понимает, что ребята будут поражены его умением.)
П: Какие чувства испытывает мальчик впервые в жизни? (Он счастлив, потому что впервые ощущает признание своего таланта, потому что впервые видит восторженные глаза ребят. «Такое чувство он испытывал только во сне…»
«Они не злые, не злые..» - вот финал этого удивительно трогательного и мудрого рассказа. Несчастный отверженный мальчик открывается ровесникам совсем с иной стороны, и это прозрение превращает их из маленьких злобных, жестоких существ в добрых людей.
П: Какова же основная мысль последнего отрывка? ( Талант делает человека счастливым)
П: И еще чрезвычайно важная психологическая деталь: « Мама мыла посуду, улыбалась, и роняла слезы в мыльную воду»
Почему плакала мама? ( это были слезы радости: она была тоже счастлива, потому что впервые ее сын-изгой, одинокий и несчастный, был по-настоящему счастлив.
В процессе чтения рассказа ученики под руководством учителя составляют Кластер (1-2 раза рекомендуется это делать совместно с учениками, в дальнейшем дети по группам создают кластер самостоятельно; возможна презентация кластеров.
Пример синквейна к рассказу Улицкой «Бумажная победа»:
Изгой
Нерешительный, одинокий
Терпит, страдает, не верит
Счастливым делает дружба
Талант