СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система деятельности учителя по преодолению школьных трудностей младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система деятельности учителя по преодолению школьных трудностей детей с ЗПР.Содержание и формы коррекционной работы.

Просмотр содержимого документа
«Система деятельности учителя по преодолению школьных трудностей младших школьников»

«Система деятельности учителя по преодолению школьных трудностей младших школьников с ЗПР на основе педагогической диагностики»


Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы.

В настоящее время  возросло число  учеников начальных классов, которые  в силу своих индивидуальных  психологических особенностей развития (ЗПР),  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не  могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков.

Специфика школьных трудностей младших школьников с ЗПР.

У детей с ЗПР не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала.  Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о  недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму и математики.
У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.

Цель работы: развитие и коррекция познавательных процессов

Задачи работы:

  1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: подвижности артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелкой моторики, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.

  2. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).

Предполагаемый результат

        1. Овладение учащимися самостоятельной, связной, грамматически правильной устной и письменной речью, навыками языкового анализа и синтеза. (Дифференцирования графически сходных по написанию букв, оппозиционных согласных, близких по акустико-артикуляторным признакам, фонематического и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза слов в предложении).

        2. Активизация познавательной активности учащихся.
















Диагностическая карта

Анализ уровня сформированности письменной речи

Город, район___Новокуйбышевск

школа______№ 4

класс 2

Сформирован-ность

Сформированность фонематических

Сформированность орфографических навыков

Сформирован-ность

Сформированность

графических навыков

представлений

Устойчивые

написания

Алгоритм

навыков языкового анализа

пунктуа-ционных навыков

Каллиграфические ошибки

Зеркальное написание букв

Замены по оптическому сходству

Замены по кинетическому сходству

Пропуск букв

Добавление букв

Перестановка букв

Замены по акустическому сходству

Обозначение мягкости согласных

Пропуск, добавление перестановка слогов

Гласные после шипящих

Сочетания ЧК ЧН

Разделительный Ь

Разделительный Ъ

Словарные слова

Предлоги \ приставки

Правописание приставок (на з-с, пре-при

Безударные гласные корня, проверяемые ударением

Непроверяемые гласные в корне

Парные звонкие и глухие согласные

Непроизносимые согласные

Правописание изученных суффиксов

Окончания существительных

Окончания прилагательных

Окончания глаголов

Звукобуквенный анализ

Состав слова

Выделение речевых единиц

Определение грамматической основы предложения

Знаки конца предложения

Знаки препинания при однородных членах предложения

+



+

+





+

+



+




+


+

+


+



+




+

































Содержание и формы коррекционной работы учителя:

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

  • поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

  • составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ЗПР при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;

  • составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

  • контроль  успеваемости и поведения обучающихся в классе;

  • формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ЗПР чувствовал себя комфортно;

  • ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);

  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.

Одним из условий успешного обучения детей с ЗПР является организация групповых и индивидуальных занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ЗПР.




Направления коррекционной работы- Развитие зрительного восприятия и узнавания.

Пример коррекционной работы на уроке:

Приёмы, направленные на развитие дифференцированности и точности восприятия.

Цель: учить точно воспринимать буквы и их элементы, слова; сравнивать их, находить общие элементы, находить отличия, сопоставлять, письменное и печатное написание букв.

Задание №1. Посмотрите на рисунок. Напечатайте (напишите) те буквы, которые вы в нём нашли.

Задание № 2. Найдите общий элемент в буквах Б, В, Г, Ж, М (буквы печатные).

(Общий элемент – длинная палочка).

Задание № 3. Среди букв Я, Б, Л, Р (буквы печатные) найдите лишнюю и напечатайте её (Л, т.к. у неё нет полуовала).

Задание №4. Найдите на рисунке все буквы М (Н, Р,…). Сосчитайте количество букв М (Н, Р, …), запишите число.

Задание № 5. Внимательно посмотрите на буквы З, Г, Р, Ч (и др.). Добавьте к ним по одному элементу, чтобы получились другие буквы (печатные или письменные). (В, П, В, Н).

Задание №6. Найдите буквы, которые являются общими для всех слов, напечатайте (напишите) эти буквы. Например, крокодил, ласточки,

глина (общие буквы: И, Л).

Задание № 7. Найдите среди слов “чужое”: вот, вол, вон, вор, воп.

Задание можно усложнять, увеличивая количество букв в словах.

Задание № 8. Выберите и подчеркните те буквосочетания (слоги) и слова, которые напечатаны слева от черты.

се

се, ес, со, ео, се, ес, со, се, се, ос, ЕС

ша

ша, аш, ам, ащ, ша, ща, ап, ца, ша, аш, ащ, аш

об

бо, би, об, ов, ба, бо, ба, об, во, об, бо, бо

где

дег, гед, гдс, гед, егд, где, гдо, дог, гед, где

пух

нух, пуж, нху, пух, хул, пху, пух, пхи, нух, хуп

мак

кма, мок, кам, каш, лак, нак, кам, мак, Жак, мак

вода

одав, вадо, вада, даво, вода, бада, дова, вода, воад

ключ

лючк, клоч, кмюч, кюлч ключ, ксюч, члюк, ключ, чюлк

часы

уасы, часи, ачеы, чаеы, чосы, часы, сыча, часы, саыч

часто

часот, тосач, чаето, чоста, часто, остач,часто, часот

какой

кокой, кокай, какои, каойк, какой, кокой, каокй, какои

чашка

чащка, качаш, чакаш, чашка, шкача, чашка, шашка, чащка

Направления коррекционной работы: Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа.

Игра «Рыбалка».

Цель: развитие фонематического восприятия, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Описание игры. Дается установка: поймать слова со звуком [л]' (и другими).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце 'лески' и начинает 'ловить' нужные картинки со скрепками. 'Пойманную рыбку' ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Количество играющих: один и более человек.



Игра «Телевизор».

Цель: развитие фонематического восприятия, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии. Отрабатывать навыки чтения.

Описание игры: На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок правильно назвал слово, экран телевизора открывается.

Например: месяц - спрятанное слово.  Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.  Количество играющих: один и более человек.



Игра «Рассели животных».

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

Описание игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.  Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).



Игра «Цепочка слов».

Цель: упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Описание игры. Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

Количество играющих: один человек и более.



Игра «Собери цветок».

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры. На столе лежит 'серединка' цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются 'цветочные лепестки', на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих 'лепестков' с картинками выбрать те, где есть звук [с].  Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).



Игра «Незнайка с кармашком».

Цель: совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры.    1 вариант

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

2 вариант

В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.





Игра «Найди ошибку».

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).



Игра «Речевое лото».

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

 Ход игры. Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.



Направления коррекционной работы: Совершенствование орфографических навыков.

Письмо с проговариванием.

(в основе письма - проговаривание по слогам)

Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «За - пишу з с гласной а» и.т.д.

Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключая столь распространённые ошибки на пропуски и замену букв.

Списывание.

Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельную работу учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами.

Комментированное письмо.

Этот вид диктанта также строится на проговаривании по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают написание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд.

Письмо под диктовку.

Сначала диктуется слово так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха учитель проводит игру «Эхо». Учитель читает слово, дети повторяют его и по слогам хором и шёпотом, но так, чтобы учитель слышал. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, или безударную гласную в корне, или парную согласную), то предлагается ещё раз повторить это слово все, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам.


Направления коррекционной работы: Развитие словесно- логического мышления.

Игра «Восстанови рассказ». Упражнение заключается в придумывании недостающих частей рассказа, когда одна из них (начало события, середина или конец) пропущена. Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. «Составь предложение». Цель упражнения - развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов. Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание - составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»). «Исключение лишнего». Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных. Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меч кие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше. Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать и поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Игра «Поиск аналогов». Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет» Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы: «птица», «ба бочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства) и другое. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Игра «Способы применения предметов». Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка — назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета. Эта игры развивают способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

Направления коррекционной работы: Развитие зрительно-моторных координаций

Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.

Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем — второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 3. Посмотри: вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 4. Здесь нарисованы тоже точка и звездочка. Тебе их нужно соединить, проведя прямую линию сверху вниз.

Задание 5. Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обводи и рисуй только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 6. Сейчас тебе необходимо обвести предложенный рисунок по прерывистой линии, но линию вести надо только в том направлении, в каком показывает стрелка. Как только ты дорисовал до «перекрестка», смотри, куда показывает стрелка, и в том направлении рисуй дальше. Линия должна закончиться на звездочке (показать). Не отрывай карандаш от бумаги. Не забывай, что лист нельзя вертеть. Закончив, отложи карандаш.





Список литературы и Интернет-ресурсов, использованных при выполнении работы

1. Программы коррекционно-развивающего обучения в начальной школе/Р.Д.Тригер, М.:» Школьная пресса», 2005г
2. . «Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. – М.: Школьная пресса, 2004.
3. .«Программы коррекционо-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т. Г. Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010

Сайты: https://infourok.ru/

http://www.kidsunity.org/

https://www.metod-kopilka.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!