МБОУ Озерненская СШ Духовщинский район Смоленская область
Программа по развитию способностей обучающихся
Учитель русского языка и литературы Силяева Светлана Ивановна
«Система диагностических процедур и методов,направленных на выявление одаренности обучающихся школы».
Возраст обучающихся для которых разработана программа – 14-15 лет.
Срок реализации программы -3 года.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1577), на основе ФЗ от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа опирается на основную стратегию российского образования по ФГОС - «формировать личность, способную быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать и использовать разнообразную информацию…». В связи с высоким темпом развития науки и техники, появлением новых информационных технологий резко возрастают требования к продуктивному мышлению человека. Необходимо, чтобы каждый человек, а особенно выпускник школы, владел элементами творческой деятельности, т. е. умел мыслить глубоко, самостоятельно ориентировался в сложных ситуациях, принимал нестандартные решения.
Одним из способов достижения этой цели является развитие интеллектуального, творческого мышления учащихся в процессе учебной деятельности.
Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарен каждый, педагогу важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей :
исследовательские - самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем :
академические- способности к соответствующей области наук (к литературе, русскому языку и др.):
творческие - восприимчивость к новому и необычному, уверенность в своих способностях;
сенсорные: принятие окружающего мира и себя.
Реализуемая цель :
выявить одаренных детей;
создать благоприятные условия для развития одаренных детей.
Задачи по выявлению одаренных детей:
анализ методической литературы по данному вопросу;
подбор контрольных тестов, заданий;
проведение тестирования;
разбор и анализ полученных результатов, определение типа одаренности детей;
Задачи по развитию одаренности детей:
определить методику развития специальной одаренности;
подобрать эффективные средства и методы развития одаренности школьников;
внедрить средства и методы в практическую деятельность
Наименование педагогических методик, автор (ы):
А.И.Савенков Методика оценки общей одаренности
Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой
Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н. Задориной
Выявление одаренности:
Инструментальная диагностика
Наблюдения
Изучение результатов деятельности
«Проба сил»
Показатели по выявлению одаренности обучающихся:
количество детей, принявших участие в олимпиадах и творческих конкурсах;
результаты олимпиад и конкурсов;
Создание Портфолио обучающего
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности по развитию одаренности:
Результаты участия обучающихся в муниципальных, региональных и международных олимпиадах и творческих конкурсах.
Диагностический инструментарий :
Умение работать в сети Интернет;
Умение анализировать;
Знание понятий и терминов;
Умение устанавливать причинно-следственные связи;
Знания и умения работать с историческими картами;
Комплексное использование традиционных и современных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания школьников, является важным педагогическим условием для интеллектуального, творческого, нравственного развития личности.
Литература
Федеральный образовательный стандарт общего образования
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Авдеева О. Н. Развитие творческих способностей учащихся основного общего уровня образования на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 109-111.
Дорошенко Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 937-943.
Практические результаты работы.
Создан информационный банк данных «Одаренные дети».
Увеличилось число участников школьного тура олимпиад по русскому языку и литературе.
Вырос интерес учащихся к занятиям творческой и исследовательской деятельности.
Расширился диапазон мероприятий по предмету (урочная и внеурочная деятельность) для расширения творческих способностей учащихся.
Отмечается удовлетворенность детей своей деятельностью.
Повысилась профессиональная компетентность учителя по актуальным вопросам педагогики одаренности.
Все дети из числа одаренных используют ИКТ для самостоятельной творческой работы.